|
|||
Основы нормативно-правового регулирования образования в РФОсновы нормативно-правового регулирования образования в РФ Правовая защита детства в Российской Федерации представлена на четырех уровнях: - международном, - федеральном, - региональном (муниципальном), - институциональном (локальном). Международный уровень включает нормативные документы международных организаций, таких как: Организация объединенных наций (ООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Основными международными нормативными документами, регулирующими защиту прав несовершеннолетних детей, являются: - «Декларация прав ребенка» (1959), - «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)» (1985), - «Конвенция о правах ребенка» (1989), - «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990); - «Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999); - «Декларация и План действий – «Мир, пригодный для жизни детей» (2002). Эти документы определяют основные права детей, сферу ответственности государства и общества в обеспечении правовой защиты несовершеннолетних, а также принципы и нормы политики государств (членов ООН) в отношении защиты детства. Действие этих документов связано с добровольным принятием той или иной страной конкретного договора. В настоящее время членами ООН являются 193 государства, включая РФ. Россия входит также в Комитет ООН по правам ребенка.
Федеральный уровень правовой защиты детства в РФ представлен, с одной стороны, общефедеральными законами и нормативными актами, а с другой – специальным законодательством о защите детей на основе постановлений Правительства РФ и указов Президента РФ. К общефедеральным законам РФ, регулирующим защиту прав детей, относятся: - Конституция РФ (1993); - Кодексы РФ: Семейный кодекс РФ (1995), Гражданский кодекс РФ (1994), Уголовный кодекс РФ (1996), Кодекс РФ об административных нарушениях (2001), Трудовой кодекс РФ (2001), Жилищный кодекс РФ (2004); - Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (2006), «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (2011) и др. Специальное законодательство в сфере защиты детей представлено: - указами Президента РФ, - постановлениями и распоряжениями Правительства РФ (например, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 года), - федеральными (государственными) целевыми программами, такими как: «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», «Информационное общество (2011-2020 годы)» и др.
Региональный уровень правовой защиты детства опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, а также региональные программы. Применительно к Великому Новгороду региональный уровень представлен постановлениями, распоряжениями, программами, принятыми Правительством Новгородской области и Администрацией Великого Новгорода. В частности, основополагающим документом в сфере правовой защиты детства является муниципальная программа Великого Новгорода «Развитие муниципальной системы образования Великого Новгорода на 2017-2023 годы».
Институциональный (локальный) уровень правовой защиты детства представлен документами, регламентирующими правовую защиту детей внутри того или иного учреждения. К ним относятся: ведомственные приказы, распоряжения, инструкции и письма, Устав учреждения, должностные инструкции (обязанности) работников, планы и графики работы.
|
|||
|