Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 1: «Развитие речи как система».



02.11.20

Ф.И.О. студентаУмрихина Виктория Радиковна ЗБ-РНО-41

Тема 1: «Развитие речи как система».

Материал для осмысления. Обратите внимание на используемые понятия.

Развитие речи – это область методики русского языка, направленная на овладение учащимися коммуникативными умениями и навыками. Развитие речи учащихся соотносится со всеми уровнями языка, а не сопоставляется с каким-либо одним лингвистическим курсом.

Следует исходить из того, что правильно излагать свои мысли – это, прежде всего, означает выстраивать высказывание в соответствии с нормами словоупотребления и грамматики. При этом правильное (другими словами нормированное) выражение мыслей предполагает соблюдение стилевого единства высказывания, использование синонимических богатств языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических), а также обоснованное использование эмоционально-экспрессивных качеств языковых единиц.

Проблемами развития речи (в том числе видов речевой деятельности) занимались такие учёные, как Т.А. Ладыженская, Е.А. Быстрова, В.И. Капинос, Е. И. Никитина и многие другие. Развитие речи учащегося как система (представленная в действующих программах и учебниках по русскому языку), проводится «попутно», то есть в связи с изучением материала основной программы. В этой связи требуется разграничение языка как системы средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы, использования ее средств в речемыслительной деятельности. При этом обучение видам речевой деятельности на материале текста является необходимым и обоснованным.

Задание 1.

1.Дать характеристику понятий:

Развитие речи учащихся – это процесс обучения детей речи; область методики преподавания русского языка; одна из главных задач учебного предмета «Русский (родной) язык. (Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с).

Развитие связной речи – это процесс обучения устной и письменной речи. (Изложение и сочинение) (Методика преподавания русского языка в школе: Учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с).

Коммуникативные умения – это – это умения понимать чужой текст, осуществлять его информационную переработку, вести диалог. (Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.)

Задание 2.

1.Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).

Слушание – разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь. Слушание – это смысловое восприятие звучащей, как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Чтение – один из видов речевой деятельности – заключается в переводе буквенного когда в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи.

Говорение - процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания.

Письмо - процесс создания текста с последующей графической его фиксацией.

 

Список рекомендуемой литературы:

1.Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи: спецкурс: учебное пособие / Л.Д. Беднарская. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2015. - 193 с.

2.Канакина, Г.И. Учимся работать с текстом: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова; под общ. ред. Г.И. Канакиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Флинта», 2012. - 216 с.

3.Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. Для учителя. / В. И. Капинос. М. 1991.

4.Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.

5.Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.

6.Мандель, Б.Р. Современный русский язык: углубленное изучение истории, теории, культуры речи: учебное пособие для старшеклассников (элективные курсы и факультативные занятия) / Б.Р. Мандель. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 437 с.

7.Никитина, Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5, 6, 7,8, 9 классов средней школы. - М. 2000.

8.Пахнова, Т. М. В пространстве текста / Т. М. Пахнова. РЯШ №1, 2,3,4.-2008.

9.Попова, В.И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. - Аксиологическая лингвометодика :мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. н.-\пр. конф./науч. ред: А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, 2019. С.176-181.

10.Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. - Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч 3. – С 114-116.

11. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.