|
||||||
ЦЕЛИ УРОКАЦЕЛИ УРОКА Урок – это основная форма организации обучения. Именно здесь представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению. Урок как целостная динамичная система сводится к коллективному взаимодействию учителя и учащихся. Урок – не самоцель. Урок - это инструмент воспитания и развития личности. Наиболее ответственная и проблемная часть работы учителя – это постановка целей урока. Формулирование целей является центральным типообразующим этапом каждого урока. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на уроке, ведущая форма взаимодействия определяют форму урока. Помните: достижение цели урока обеспечивается путем решения ряда задач на отдельных этапах урока. Цель определяет виды деятельности учащихся на протяжении всего урока. Целесообразно триединую цель урока, которая включает образовательную, развивающую и воспитательную цели, начинать формулировать с глаголов неопределённой формы: - усвоить (освоить); - определить; - охарактеризовать; - выявить; - развить; - систематизировать; - создать; - сформировать; - обобщить и т.п. Образовательная цель урока определяет уровень качества знаний, умений и навыков, которые предполагается достигнуть ученикам на конкретном уроке. Учитель определяет, что должны знать, понимать обучающиеся по результатам усвоения или добывания знаний. Наиболее трудной задачей для учителя является формулирование развивающей цели урока (темы, раздела). Целесообразно формулировать её для ряда уроков или темы. Формулировка развивающей цели урока включает в себя действия учащихся. Именно на уроке у обучающихся формируются самые разнообразные умения[1]. Умение –это умственное или физическое действие, направленное на какой-то объект или процесс. Эти действия придают новые свойства объекту или процессу в соответствии с поставленной целью. Группы умений: 1. Предметные (определяются программой). 2. Общеучебные (читать, понимать, запоминать прочитанное, конспектировать, структурировать стержневые мысли в виде планов, схем, таблиц, опорных сигналов и т.п., находить информацию и т.д.). 3. Интеллектуальные (анализ, классификация, расчленение целого на части, установление последовательности, определение взаимосвязей, синтез). 4. Коммуникативные (предполагают владение устной и письменной речью, различными способами общения). 5. Компетентностные (умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям – А.К. Колеченко). Данные умения формируются через различные виды взаимодействий: учитель – ученик, ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – учебник (любой источник информации). Добиться этого можно при использовании активных и интерактивных форм и методов обучения. В связи с введением ФГОС основного и среднего общего образования следует обратить внимание на результаты, которые обозначены в нём в качестве требований. К ним относятся личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы. К метапредметным результатам относится всё то, что способствует социализации школьника (межпредметные понятия и УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике)[2]. Метапредметные результаты должны отражать:
К предметным результатам отнесены умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Постоянное внимание необходимо уделять воспитательной цели урока, которая связана с формированием всех нравственных отношений. Воспитательная цель урока связана со становлением и развитием мировоззренческих взглядов, созданием целостной картины мира, формированием гражданских свойств личности, российской гражданской идентичности, эстетических и этических представлений. По итогам реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны быть достигнуты следующие личностные результаты: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем; 2) сформированность гражданской позиции выпускника, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.); 6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) сформированность навыков продуктивного сотрудничества в образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; 8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.); 9) готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) сформированность основ эстетического образования, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе; 11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий; 12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем; 13) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности; 14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи. При изучении общественно-научных дисциплин, которыми являются история и обществознание, задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. Формирование качеств (свойств) личности обучающегося – важнейшая цель обучения и воспитания. Воспитательная цель может быть реализована как через предметное содержание урока, так и через формы и виды организованной на уроке деятельности учащихся.
[1] Алексашкина, Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 5. С. 16-24. [2] Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.79 с.
|
||||||
|