Франция
Литература: Конституционные акты Франции ( текст приводится по сборнику « Конституции зарубежных государств: учебное пособие\ Сост.проф. В.В.Маклаков. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Волтерс Клувер, 2003» ; интернет-ресурсы.
| Президентско - Парламентская республика (смешанная)
| Республика – это форма государственного правления, при которой верховная власть избирается. Глава государства (например, президент) избирается напрямую населением или косвенно - коллегией выборщиков, парламентом. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту.
Во Франции формой правления является – президентско-парламентская республика – форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.
Пятая республика(с 1958 г по наст. Вр.) во Франции характеризуется именно этой формой правления. От четвёртой она отличается лишь тем, что были значительно усилены полномочия президента.
По словам де Вильпена, сущность действующих французских государственных институтов заключается в том, что « … президент – руководит, правительство – управляет, парламент – законодательствует…»
1. В полупрезидентской системе правления помимо президента во власти существует должность премьер-министра и правительство.
2. Она отличается от парламентской республики тем, что в ней есть всенародно избранный глава государства, который является больше церемониальным лицом, а от президентской системы тем, что правительство, хотя и назначается президентом, несёт ответственность перед законодательным органом, который может заставить правительство уйти в отставку.
3. Президент в республике смешанного типа выбирается всенародным голосованием, при этом он не может формировать правительство в одиночку.
4. Парламент имеет право внести вотум недоверия президенту и потребовать его отставки.
Доказательства утверждению можно найти и в конституции Франции.
Во-первых, о том, что Франция- это республика, говорится в Статье №1. Во-вторых, если мы рассмотрим разделы II(президент), III(правительство) и IV(парламент) мы увидим, что у каждого из этих органов власти существует достаточно большой список полномочий.
Раздел II- Президент.
- Следит за соблюдением конституции;
- Избирается на 5 лет;
- Назначает премьер-министра и прекращает исполнение функций по предоставлении им заявления об отставке Правительства;
- Промульгирует законы;
- Аккредитирует послов и чрезвычайных посланников в иностранных державах;
- Является главой вооружённых сил;
- Осуществляет право помилования….
И т.д. (со статьи 5 по 19)
Раздел III. –Правительство( статьи 20- 23)
· Функции члена Правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата , с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью;
· Определяет и проводит политику нации;
· В его распоряжении находятся администрация и вооружённые силы;
· Оно несёт ответственность перед Парламентом;
Раздел IV- Парламент ( статьи 24-33)
- Состоит из Национального собрания и Сената.
- Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием;
- Сенат избирается путём косвенного голосования. Обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики.
- Органический закон определяет длительность полномочий каждой палаты, число её членов, их вознаграждение, условия их избрания, режим неизбираемости и несовместимости должностей;
- Неприкосновенность лиц, представляющих парламент;
- Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры.
- Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты.
|
Испания
Литература:
Электр. Ресурс: http: // vivovoco.astronet.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM#20
| Конституционная монархия (парламентарная)
| Форма государственного правления- это способ организации государственной власти, её высших органов. При МОНАРХИИ власть принадлежит правителю пожизненно и передаётся по наследству.
Конституционная монархия – форма правления, при которой законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.
- Правительство ответственно перед Парламентом, а не перед королём;
Власть монарха определена конституцией и другими законами. Рассмотрим несколько разделов конституции Испании.
Раздел II. О Короне.
Полномочия короля:
- Неприкосновенность, не подлежит ответственности;
- Тот, кто, обладая правом на наследование Короны, заключит брак, несмотря на запрет Короля или Генеральных Кортесов, лишается равно как и его потомки, права на наследование Короны;
- Подписывает и обнародует законы;
- Созывает и распускает Генеральные Кортесы и назначает выборы в порядке, предусмотренном конституцией;
- Издаёт согласованные в Совете Министров декреты, жалует гражданские и воинские должности, награждает орденами и присваивает почётные звания в соответствии с законами;
- Осведомлён о государственных делах и председательствует в силу этого на заседаниях Совета министров, когда сочтёт это необходимым, по просьбе Правительства
- Является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами;
- Решения короля скрепляются подписью председателя Правительства. За решения Короля ответственны лица, скрепившие их своей подписью.
Раздел III. О Генеральных Кортесах.
Полномочия:
- Осуществляют законодательную власть государства;
- Принимают государственный бюджет;
- Контролируют деятельность государства и, кроме того, обладают полномочиями, предусмотренными для них Конституцией;
- Обладают неприкосновенностью;
- Не связаны императивным мандатом;
- Минимальное количество депутатов Конгресса – 300 человек; максимальное -400.
Депутаты избираются свободным, всеобщим, равным прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом;
Раздел IV. О правительстве и управлении государством.
- Правительство осуществляет руководство внешней и внутренней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой государства;
- Осуществляет исполнительные функции в соответствии с Конституцией и законами;
- Члены Правительства не могут осуществлять другие представительные функции, кроме предусмотренных парламентским мандатом, а также любые другие общественные функции, не относящиеся к их должности, а также не могут заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью;
- Суды осуществляют контроль над реализацией распорядительных полномочий и за законностью действий органов государственного управления, а также за соответствием их деятельности положениям, установленным законом.
|