|
|||
Простой конечный канон. каноническая имитация). А В С D E F G HПростой конечный канон (каноническая имитация)
Канон – букв. – правило, закон В музыке каноном называется непрерывно проводимая имитация. Как и простая имитация канон сочиняется с учётом основных условий: n, ,t. В отличие же от неё в каноне имитируется не только пропоста, но и противосложение к риспосте. В практике сложилась система поэтапного сочинения канона: 1. Сочинить небольшую пропосту (материал А) 2. Имитировать материал пропосты в голос риспосты на заданный интервал (А') 3. К полученной риспосте присочинить противосложение (новый материал В) 4. Вновь имитировать его на исходный интервал в голос риспосты (В') 5. к продолженной риспосте вновь присочинить противосложение (С) и 6. вновь имитировать его в голос риспосты (С') и так далее, до каденции
Буквенная схема канона может быть представлена следующим образом:
А' В' С' D' E' F' G' А В С D E F G H
Аналогично строится нотная схема (сделать в нотной тетради).
Описанная выше техника делает канон формой развивающейся (благодаря присочиняемому каждый раз новому противосложению). Это же обстоятельство позволяет применять канон в музыкальной практике как приём развития или формообразования (раздел формы): стретты или стреттные разделы фуг, Шуберт-Лист – «Серенада», вторая тема вступления 21-й симфонии Н. Мясковского, экспозиция главной партии в финале сонаты для скрипки и фортепиано С. Франка, ХХII вариация в цикле «32 вариации для фортепиано» Л. Бетховена. Канон пишется также в качестве самостоятельного произведения. Эту форму разрабатывали такие композиторы, как Э. Григ, А. Лядов, М. Глинка, Р. Щедрин и, конечно, И.С. Бах. Используется она и в оперных формах как самостоятельный номер: сцена дуэли в опере «Евгений Онегин» («Враги…» П.И. Чайковского, эпизод после похищения Людмилы Черномором в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки («Какое чудное мгновенье, что значит этот дивный сон?»…).
ЗАДАНИЕ: 1. Сочинить два канона: от верхней и от нижней пропосты. Один из канонов – двухстрочный (13 – 15 тактов)
2. Найти в музыкальной литературе по 5-6 примеров использования канона как самостоятельного произведения и как приёмы развития.
|
|||
|