Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Концептуальная основа учебника иностранного языка



Тема 17

Концептуальная основа учебника иностранного языка

План

Учебник и его функции в учебном процессе. Структурные компоненты учебника.

Типология современных учебников, Место учебника в учебно-методическом комплексе по иностранному языку. Требования к современному учебнику. Принципы построения учебника. Использование учебника в аудиторной и внеаудиторной работе.

Содержание

Проблема проектирования школьного учебника в отечественной педагогике стала предметом пристального внимания многих исследователей. Научно-педагогические идеи, посвящённые разработке школьных учебников, рассматриваются в трудах В.П. Беспалько, Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.Н. Ляхова, Е.И. Перовского, С.Г. Шаповаленко, и другие. Как показывает обзор научной литературы, в разработках теории учебной книги выявилась двуединая сущность учебника. С одной стороны, это важный источник знаний, в нём с учётом возрастных и иных критериев в доступной форме формируются и раскрываются основные научные понятия, предусмотренные программой, фиксируются стандарты образования. С другой стороны – учебник – важное средство обучения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познавательной, самостоятельной, творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении.

В.В. Краевский и С.Г. Шаповаленко рассматривают учебник как нормативную систему воплощения теории обучения. М.Н. Скаткин утверждает , что, поскольку в учебнике запрограммаирована методика обучения, он представляет собой сценарий взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Д.Д. Зуев считает, что учебник призван объединить в себе предметное содержание и виды познавательной деятельности, реализовать методику исследовательского подхода в процессе освоения изучаемого материала, сформировать навыки самостоятельного овладения знаниями.

В.В. Беспалько отмечает, что учебник – это комплексная информационная модель, в которой отражены цели, содержание, дидактические процессы и организационные формы. Учебник призван формировать способность учащегося к накоплению личного социального опыта, его умение оценивать явления и события окружающей действительности, определять своё место в жизни.

Современные учёные-педагоги – такие, как В.В. Монахов, В.Ю. Гуревич и другие, придерживаются мнения, что учебник должен быть многоуровневым: его основы составляют соответствующие педагогические технологии, совмещающие информационные технологии, идеи мультимедийного подхода и позволяющие отразить взаимодействие федерального и регионального стандартов образования.

Представляется, что назначение учебника нового поколения – выполнение роли интеллектуального самоучителя, поскольку интеллектуально воспитание личности – это фактическая реализация права каждого ребёнка быть успешным в меру его возможностей.


Для обеспечения личностной ориентации учебника, как указывает А.В. Хуторской, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящиеся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Понимая под учебником комплексную информационно-деятельностную модель образовательного процесса, А.В. Хуторской подчёркивает, что учебник – это модель в том смысле, что он не только отображает структуру определённой дидактической системы, но я проектирует её реализацию.

В настоящее время внимание учёных-педагогов вновь обращено к теории учебника. Это связано с изменением основной парадигмы современного образования, направленной на свободное развитие индивидуальности в условиях информатизации образования. Чтобы спроектировать учебник, необходимо учесть следующие вопросы: каковы профиль обучения, время обучения, специфика контингента обучающихся, как с помощью единого учебника обеспечить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.

Учебник - книга или другой носитель информации, в которых содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образовательного процесса по определенному учебному курсу. Это важнейший организатор образовательной деятельности.

В разные годы разработкой теории учебника занимались А.Р. Арутюнов, М.Н. Вятютнев, А.А.Леонтьев, Г.И.Рожкова, Н.В. Черемисина, Н.А. Лобанова, Е.М. Степанова, С.А. Хавронина, В.Н. Вагнер, В.Н. Ванеева, Т.Н. Протасова, Л.С. Журавлева, Г.А. Битехтина. Общие проблемы, связанные с проектированием новых учебных материалов и методических систем, исследовались в работах В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Ю.И. Дика, Л.С. Хижняковой, В.К. Дьяченко, И.Я. Лернера, А.И. Архиповой, Ю.С. Тюнникова, И.И. Ильясова, Н.А. Галатенко и др [Беспалько, 1988].

Традиционно учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется орга­низация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Задачи учебника заключаются в следующем: а) обучить лю­дей правилам пользования научными инструментами, тео­риями и методами, б) сформировать анали­тическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в) воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию, г) подготовить молодого человека к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Учебник и учебный куpс - центpальные элементы системы обpазования. Их пpедназначение - в систематизиpованном виде излагать фундамент знаний в той или иной дисциплине. Учебник выступает опоpным звеном в механизме тpансляции культуpных обpазцов и ценностей. Без него невозможен пpоцесс институционализации знаний. Благодаpя учебникам и, соответственно, учебным куpсам осуществляется pекpутиpование будущих пpофессионалов.

Современный учебник должен быть ориентирован на компетентностный подход, т.е. четко указывать, какие фундаментальные знания, в каком объеме и в каких разделах читатель приобретает, какие практические навыки и умения он развивает в процессе работы по этому пособию. Работа над учебником должна начинаться не с определения объема фактов и теоретико-методологических положений, составляющих концептуальную основу текста, а с решения вопроса о том, чему может научить эта книга и какими средствами можно достичь запланированной цели.

Пpедметный учебник пpизван отpажать твеpдо установленное знание, накопленное несколькими поколениями людей, аккумулиpовавшее в себе пpовеpенный и доказанный опыт.

Учебник - составная часть активного пpоцесса обучения основам социологических знаний. Он оpиентиpован на pазвитие аналитического мышления, pазвитие навыков логической аpгументации своих ответов и позиции, самостоятельности в изложении мыслей.

В учебниках и учебных курсах отражается только устоявшееся научное знание, проверенное в многочисленных эмпирических исследованиях, обоснованное и доказанное при помощи теоретических средств, принятых в данном научном сообществе.

Когда автор садится за написание учебника, он выступает как ученый в истинном смысле этого слова. Это означает, что он несет передовое знание, которое добыто его наукой, не является рутинером и начетником, он обобщает достижения собратьев по ученому цеху, но не является компилятором в наихудшем смысле этого слова, что он способен уходить от категоричных оценок и встать выше субъективных пристрастий. В учебнике не должны быть слишком заметны предпочтения автора, его политические, культурные, методологические или иные субъективные пристрастия.

Структура учебника нового поколения – технологического включает составляющие: нормативную (госстандарты, учебные планы и программы); теоретическую (учебные параграфы, типовые примеры); методическую (обучающие блоки, нацеленные на развитие и углубление знаний и умений, их систематизацию и обобщение, формирование первичных умений, освоение понятийного аппарата изучаемых теорий); технологическую (электронное приложение) [Пичкуренко, 2006].

В учебнике должно быть оптимальное сочета­ ние основных структурных компонентов, к которым относятся:основной текст, передающий главное содержание издания и обеспечивающий его обязательный минимум;дополнительный текст, который может быть представлен текстовыми фрагментами первоисточников;пояснительные тексты в виде памяток, сносок, таблиц, схем, рубрик, пояснений к условным обозначениям, приложений, справочных материалов, словарей и др.; элементы аппарата организации усвоения - системы практических заданий; иллюстративные материалы - схемы, рисунки, таблицы, карты, опорные конспекты, алгоритмы; элементы аппарата ориентировки - выделение в тексте основных понятий, терминов, правил, условных обозначений, руб рикатор, использование шрифта разного размера, выделений в тексте [Пичкуренко, 2006].

Учебник должен включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки или сферы деятельности.

Современный учебник должен содержать базовый минимум информации, необходимый в соответствии со стандартом образования. Тот минимум, без которого невозможно понять ключевые категории современной социологии. Но в него необязательно включать массу поясняющих примеров и дополнительного материала по теме, который выносится в сопровождающие учебник пособия или на дополнительные носители информации.

Учебник должен определенным образом корреспондировать с другими учебниками социологии, общими или отраслевыми, соотнесенных с ним методом отсылок. Если в данном учебнике не охватываются какие-либо важные темы, то автор всегда может отослать читателя к другому учебнику, где они в достаточно полной мере освещаются.

Современный учебник – это прежде всего инструмент организации учебной деятельности студентов. Учебник должен быть ориентирован на технологию поэтапного освоения и углубления знаний. В учебнике следует учитывать методологию самостоятельного освоения знаний. Большое значение имеет наличие опорных конспектов, которые помимо всего прочего учат выделять главное, агрегировать информацию, строить концептуальную конструкцию знаний [Коротков, 2006].

В нем должны присутствовать три составляющие: дидактика, психология, методика. Решая первую задачу, учебник излагает фундаментальные знания по предмету (чему учить). Решая вторую задачу, учебник соответствует психологическим и возрастным особенностям студента (они разные у студентов младших и старших курсов). Методически грамотный учебник снабжен таким аппаратом, который позволяет преподавателю организовать разнообразные виды деятельности обучающихся. В одном случае студент может просто пересказывать прочитанный материал, в другом - стать активным участником в ролевой игре или коллективном диспуте. Смена видов деятельности – чтение текста, работа с документом, работа с иллюстрацией – необходимые средства решения третьей задачи.

Личностно-ориентированная направленность учебника развивается в продуктивном обучении А.В. Хуторского. По мнению ученого, идеальной формулой личностно ориентированного обучения является: каждому ученику - свой учебники, поскольку «свой учебник - тот, который позволяет школьник проживать его по-своему, вносить в него свое смысловое содержание и понимание, перерабатывать и делать его уникальным в результате применения». Соответственно данной позиции должны быть особые учебники для проектной работы школьников, для системы «погружения», дистанционного обучения и пр.

Структура учебника, ориентированного на личностно развивающую деятельность, «задает» соответствующие виды этой деятельности. В нем находят отражение такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого учебного предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа,- рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов.

А.В. Хуторской отстаивает идею «рассыпчатой» основы учебника, суть которой состоит в том, что для обеспечения продуктивного образования учебник должен содержать виды деятельности из науки или другой сферы, которые включены в контекст образовательной деятельности по соответствующему учебному предмету. Включение в содержание образования создаваемого учениками личностного компонента требует изменения привычной формы учебника. Учебник с ученическим компонентом - конструируется соответственно двум типам содержания образования — инвариантного и вариативного. В первом содержатся фундаментальные образовательные объекты и основные технологии деятель­ности, которыми должны овладевать ученики. Вариативная часть выражается в индивидуальном содержании образования, конструируемом учащимися как по отношению к фундаментальным образовательным объектам, так и применительно к другим, выбранным ими. Деятельностная функция учебника может реализовываться на основе следующих видов учебной работы школьника: исследовательской, творческой, его участия в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставления разных точек зрения и подходов, включения оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивного осмысления прочитанного. Результатом должна служить создаваемая учеником образовательная продукция[5].

В рамках становления и развития модели смыслового обучения, т.е. рассмотрения познания в обучении как процесса становления и развития смысловых образований личности возникает необходимость в разработке интегрированного учебника. Основа такого учебника отражена в идее ценностно-смыслового, фундаментального, ядра знания [1]. Учитывая тот факт, что истинная интеграция полимодальна, она осуществляется в сознании, в глубинах психики учащихся и необязательно выражается в одновременном предъявлении учащимся событий и фактов с перспективой их смыслового перевоплощения и смыслового синтеза, то целостное знание, имеющее личную ценность, может быть представлено в интегрированном учебнике как дидактическом средстве инициации смыслообразования учащихся [Пивоваров, 2009].

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).
Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.
Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.
Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.
Учебник - это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. Содержание учебника:
• Соответствие современному состоянию содержания науки;
• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;
• Согласованность с основными положениями программы обучения;
• Унификация названий, четкость определений;
• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;
• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника
• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;
• Четкость структуры, повторяемость элементов;
• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);
• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;
• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;
• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;
• Разнообразие основных заданий;
• Выделение различных уровней трудности содержания;
• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;
• Практичность, эстетичность и информативность обложки;
• Качество бумаги;
• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);
• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;
• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;
• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;
• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;
• Стимулирующий чтение объем;
• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.
2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.
3. Информационная функция
- соответствие содержания учебного материала современным требованиям;
- новизна учебного и художественного материала;
- качество теоретического материала, его познавательное значение.
4. Мотивационная функция:
- наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;
- соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;
- наличие средств эмоционального воздействия;
- увлекательность формы изложения материала;
- наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.
5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:
- наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;
- наличие образцов правильного выполнения заданий;
- наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.
6. Развивающая функция учебника:
- изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;
- наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;
- наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.
7. Функция управления деятельностью учителя:
- последовательность и целесообразность учебного материала;
- наличие внутрипредметных и межпредметных связей;
- отражение специфики учебника в национальной школе;
- научная обоснованность содержания и структуры учебника;
- согласованность с реальными возможностями учебного процесса [Кудайбергенова, Нурпеисова, 2000]





  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.