Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мусульманское религиозное право.



 

Тема практического занятия №12Ислам.

Цель занятия: раскрыть основные причины разделения ислама на суннизм и шиизм, разъяснить основные каноны мусульманского права.

Основные вопросы:

1.Мусульманское религиозное право.

Мусульманское право представляет собой разновидность религиозного права (одну из религиозных правовых семей), которая распространяется только на лиц, исповедующих ислам. На нашей Земле проживают свыше 800 млн мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

 

Мусульманское право как особое религиозное право общины верующих-исламистов не следует смешивать с национальной правовой системой той или иной мусульманской страны. Во многих из них действует светское право.

 

Мусульманское право представляет собой одну из сторон шариата. Шариат ("путь следования") – религиозный закон, диктуемый верующим-исламистам, т.е. совокупность предписаний о том, что должны делать и чего не должны делать мусульмане. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.

Шариат складывается из теологии (принципы веры) и фикха (право). Фикх указывает, каково должно быть поведение мусульманина по отношению к себе подобным (муа-малат) и каковы обязательства по отношению к Аллаху (иба-дат). В шариате воедино слиты религиозные установления, нормы нравственности и права.

 

Источниками мусульманского права являются:

 

• Коран – священная книга ислама и основа мусульманского права. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащая более 4 тыс. стихотворных фрагментов;

• Сунна – совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение. Считается, что Сунна составлена из рассказов (хадисов) людей, близко знавших Магомета. Сунна состоит из шести канонических сборников;

• Иджма – нормы мусульманского права, сформулированные на основе Корана и Сунны знатоками ислама, учеными-правоведами;

• Кияс – нормы мусульманского права, сформулированные исламскими правоведами по аналогии.

Ислам исходит из того, что право дано Аллахом через своего пророка Мухаммеда, дано раз и навсегда, не может кем-либо изменяться, не может толковаться и судьями. Фундаментальные основы мусульманского права остаются постоянными с X в. н.э., когда эта правовая система сложилась в Аравии.

 

После смерти Мухаммеда (в 632 г.) его сподвижники в VII в. дополнили содержание мусульманского права целым рядом новых положений на основе толкования Корана и Сунны. В качестве общего (и общепринятого) приема толкования и применения шариата мусульманскими правоведами был признан Кияс – способ суждения о праве по аналогии. Важное значение Кияса (как метода и одновременно как источника шариата) состоит в том, что он позволяет восполнить пробелы казуистического мусульманского права и "найти" в самом шариате необходимую норму для решения по аналогии любого дела (в том числе и в будущем), как бы не создавая новой нормы и не нарушая тем самым фикции мусульманско-правовой доктрины о беспробельности шариата.

 

 

Государственная власть, согласно исламу, не господин, а слуга права (шариата), поэтому она не может посредством своего законодательства изменять шариат и творить новое право. Содержание государственных актов в современных мусульманских странах зачастую существенно расходится с традиционными положениями шариата. В этих случаях для демонстрации соблюдения требований шариата используются разного рода правовые фикции. Так, аренда земли, запрещенная шариатом, трактуется как соглашение о товариществе и т.д.

 

Таким образом, мусульманское право – это семья религиозного права, которая сложилась на основе ислама и распространяется только на членов общины верующих-исламистов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.