Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Стихотворный текст: взгляд, голос, стиль



"Стихотворный текст: взгляд, голос, стиль"

 

Очень человеческое название. Взгляд, голос и стиль – характеристики, вполне применимые к человеку. Действительно, текст растёт, взрослеет, живёт – как человек. Как ребёнок. Как друг. И жизнь его зависит от Вас.

 

1. Взгляд – умение видеть необычное в обычном, находить образы, избегать штампов, придумывать своё – начало, исток текста.

Каким образом?

Совет писателя-фантаста Ю.Никитина «Не вешайте на дерево табличку «ДЕРЕВО».

Пример такой таблички: Ему стало страшно. Согласитесь, первый класс, вторая четверть. А ведь можно не топорно и в лоб сказать, а изобразить, нарисовать: он закрыл лицо руками … попятился… на лбу выступила испарина... руки оледенели… подумайте, как показать этот самый страх, а не отделаться общей фразой стало страшно.

Война – зло (это «ДЕРЕВО». Общеизвестно). А вспомните, как показана она в тех же песнях военной далёкой поры… 

Творчество начинается с допущения, предположения «А что, если?..» – я или мой герой что-то увидели, попали в такую-то ситуацию, что-то испытали. Главное, чтобы Вам поверили. Как этого добиться?

– Даже если Вы пишете фанфикшн – у Вас всё равно – свой взгляд. Не пересказ! Внесите свою чёрточку во встречу с былинным богатырём, певцом Садко, или Красной Шапочкой, или Питером Пэном, или Гарри Поттером.

– Остановите момент – о чём подумал Ваш герой на распутье?

– Дайте альтернативу: как бы могли ещё развиваться события, если бы…

 

Важно: от чьего лица Вы пишете, с чьей точки зрения Вы смотрите. Знаете, как в компьютерных играх можно переключаться? – либо Вы видите своего бегающего персонажа, либо Вы смотрите изнутри героя, его глазами.

1 лицо – взгляд изнутри. Полное перевоплощение, влезть в шкурку персонажа.

3 лицо – взгляд со стороны. И даже в этом случае возможны варианты: как Вы смотрите на персонажа? Как сочувствующий, как друг? Как враг? Как объективный наблюдатель со стороны? Совершенно разные портреты одного и того же лица…

(Особый и довольно редкий тип – на «ты/вы» с персонажем, 2-е лицо – Вы друг, собеседник… эффект «подключения»).

 

Попробуйте увидеть необычное в обычном. Есть известная игра в ассоциации – что и на что похоже. Узор на стекле. Трещина на асфальте. Кактус на подоконнике. Присмотритесь, Вам всё дано, весь мир рядом с Вами…

 

Что отличает Ваш текст от научки, от статьи в энциклопедии? От трактата в учебнике? Взгляд – образы и личное видение.

Есть затёртые от слишком частого употребления образы. В 2018 году довелось работать в жюри Всероссийского Тургеневского конкурса. Перед нами были тысячи стихотворных текстов – и ¾ из них как под копирку. Одно и то же, теми же словами из текста в текст: осень и дождь – ассоциация плачут. Солнце – ассоциация смеётся. Люблю деревню милую мою (теми же словами, с той же рифмой). Любовь к родному краю – замечательно, но из стиха в стих кочует одно и то же, банальное и набившее оскомину.

Если Вы взяли эту вроде как надоевшую тему малой родины – расскажите то, о чем никто не знает. Историю Вашего дома, какую-то деталь… рассохшееся окно с трещиной, похожей на цветок. Или как дедушка строил деревянную избу, вырезал конёк на крыше. Или как бабушка посадила рябину на память о… чём? ком?

Я люблю свою деревню – это общее место, табличка «ДЕРЕВО», которая читателю сердце никак не тронет. Важна личная история, личный взгляд, то, что известно только Вам и ново для читателя.

 

2. Голос. «Я» в тексте, как нас учили ещё в школе, – это не «я» автора. Даже если произведение автобиографично. Это несколько другая личность.

Уже устала смеяться: сколько раз меня путали с моими героинями… и мужей-то мне приписывали, и разводы, и несуществующих детей) Это – не я! Это «я» моих героинь!

Тем более, другое «я» – если Вы пишете от лица иного человека. Или даже не человека… перевоплощаетесь в фею, ведьму, эльфа, орка, Бабу-Ягу, домашнюю кошку, любимое кресло...

Или – у Вас герой – человек иной эпохи. Кто он? Герцог? Забитая крестьянка? Учёный? Философ? Бандит с большой дороги?

Девочка-школьница – умница и отличница или же отвязанная дворовая оторва?

Совсем другой лексикон, совсем другой синтаксис – даже длина предложений, не говоря уж об их структуре!

Но мало «навставлять» в речь специфических словечек, хотя и это уже плюс автору! )

Сейчас Вы не только поэт, но и актёр. Ответьте себе на вопрос: как герой дошёл до такой жизни? J Как он стал именно таким – на момент времени в Вашем тексте? Что у него было в семье, в прошлом, что его сюда привело – в эту ситуацию, к этому настроению, к этой степени душевной (не)зрелости?

Да, не всё попадёт в стихотворение: это же не роман! Но Вы-то о вашем герое должны такие вещи узнать, представить… И вот тогда – говорить его голосом. Вам должны поверить (и даже, может быть, Вас с героем перепутать).  

(В моём видеоклипе «Я на тебя смотрю…» для конференции героиня – человек из прошлого; она из небытия, из смерти смотрит на наш мир, она – пожилой человек, Вы увидите, что и речь, и её строй будет соответствовать…)

 

3. Стильсоздаётся и Взглядом, и Голосом, и – с помощью ресурсов нашего великого и могучего Языка.

Несколько слов о поэтической технике и типичных рифмо-ошибках, о которые все в своё время спотыкались. И я тоже)

Представьте себе… смакуете сок – свежевыжатый, насыщенный… ресторанный фрэш… И тут – на тебе – косточка! Больно, неприятно, и хорошо, если зуб цел, но… всё впечатление от сока насмарку, и вообще настроение ниже плинтуса! Вот примерно так же реагируешь на обидный ляп в тексте. Чем больше ляпов – тем больше «косточек». Если их критическая масса – то … стоит ли это пить?

 

Рифма. Краеугольный камень поэзии. Один из первых и наиболее заметных показателей мастерства. Четверостишие прочёл – и уже рифма о многом говорит. Желательно, чтобы читатель обратился ко второму четверостишию, а лучше бы дочитал до конца.

Мы сейчас поговорим о том, «как точно не надо». Самые зубодробительные косточки! Самые штампованные штампы! Самые распространённые ошибки (лучше ведь учиться на чужих ошибках, чем в сотый раз изобретать бракованный велосипед J).

 

1. Рифмы – чемпионы по банальности:

Собрала целую шпаргалку, возглавляют список:

вновь, кровь, любовь, боль, готовь + слов и другие слова на -ов

век, человек, бег, снег

дня, меня, коня + храня и другие деепричастия на -ня)

ты, цветы, мечты, красоты…

И так далее.

Народ порой спрашивает: а почему нельзя-то? Вон у Пушкина: …И вновь

Мазепа чувствует любовь… И у Тютчева, и у Фета.

А потому что Пушкин, Фет и Тютчев были… первыми, вторыми, ну, третьими… но не десятитысячными! В науке такое называется плагиат)

А тот же Пушкин уже троллил поклонников банальных рифм:

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

 

Помню, на конкурсе, где не тысячи, а где-то 50 работ, – 4 текста с рифмой вечность-бесконечность. Четыре. На одном конкурсе.

 

2. Крайне нежелательно рифмовать родственные слова, особенно с близкими значениями:

друга, подруга, улетел, прилетел

Вот такой «чудесный» текст как пример:

Сегодня на работу я пришёл.

С утра почистил новые ботинки.

Я поздно вечером домой ушёл.

Сменил ботинки на полуботинки.

 

3. Крайне нежелательно рифмовать слова одной и той же части речи с одними и теми же грамматическими значениями!

снежинка, льдинка, чаинка

читая, играя, ломая

пение, чтение, настроение

 

4. Следите за соединением слов, чтобы начало последующего не повторяло конец предыдущего:

легКО КОсился, гриБЫ Были

каК Квас,

береГ Гибели

Вообще, обращайте внимание на благозвучие.

 

Не должно быть межсловной омонимии!

 

Мы ли? = мыли

Красивы ль вы? = красивы львы

От дали = отдали

 

Попробуйте почитать вслух то, что у Вас получается. Помню, как-то имела место у меня в стихотворении словоформа божка (Родительный падеж слова божок). На слух получается… правильно, башка. Хорошо, что вовремя заметилаJ

 

5. «ВШИ»!!!

 

…тащившийся, морщащийся, морщившийся, скрежещущий…

в любом стихотворении (если только не намеренная звукопись) смотрятся страшненько.

 

Я вас давненько полюбивши,

Познавши ваш широкий нрав,

Свои желанья подавивши,

Стою увядший, весь неправ.

Усы поникшие подвивши,

Одушевивши облик ваш,

Пишу утихнувшие вирши…

Поднявши воротник апаш.

 

6. Лучше пусть рифма будет несколько не точная, но свежая, интересная:

паёк – поёт,

призыв – призы

много лет – галет

чаше – редчайше

висок – весов

резная – не зная

кляксы – клялся

Особенно красива рифмовка одного слова с двумя и более:

 

исповедь – избы ведь

Киева – старики его

Цезаря – на лице заря

почему ж бы – службы

блажи – умерла же

больно, и… – любовными

 

Конечно, это только начало большого разговора. Самые типичные «перлы».

Техника – дело наживное. Нарабатывается опыт, подобные ляпы исчезают сами собой.

Важны те самые взгляд, стиль, голос, перевоплощение. Чтобы было, о чём и зачем сказать…

Да, Вы можете не знать: вдруг у кого-то другого уже был такой образ, такая рифма? Всё невозможно отследить, хотя чем шире кругозор, тем меньше шансов невольно скопировать кого-то.

Но если у себя такое уже видели (ту же рифму, тот же образ, то же сочетание слов) – пробуйте новое, избегайте хотя бы самоповторов, это уже большой плюс.

 

УСПЕХОВ Вам в поиске собственного взгляда-голоса-стиля!   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.