|
|||
ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ. «ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДЕКСИППА».Стр 1 из 7Следующая ⇒ ЕВНАПИЙ САРДСКИЙ. «ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ ДЕКСИППА». Ранневизантийские историки не только учились по произведениям античной литературы, но и непосредственно воспитывались у учителей-неоплатоников или участников языческих мистерий и культов. Историк Евнапий, хронологически принадлежавший, несомненно, византийской эпохе (+ок. 420), учился в древнем лидийском городе Сарды у неоплатоника Хрисанфия (воспитателя будущего императора-реставратора язычества Юлиана Отступника), а затем в Афинах уже у христианина Проэресия, что не мешало ему при этом участвовать в Элевсинских мистериях. В центре историософских воззрений Евнапия – правление восстановителя язычества, императора Юлиана Отступника (361 – 363); позже знаток и систематизатор литературы, выдающийся деятель византийской культуры Константинопольский Патриарх Фотий оценит исторический труд Евнапия как своего рода энкомий Юлиану. Напротив, утвердитель христианства в Византии император Константин I выглядит в этом произведении значительно менее привлекательным. В «Жизнеописании софистов» он даже предстает «врагом и убийцей философов». Ранневизантийский историк-софист прослеживает свою эпоху вплоть до начала 5 в. (упоминается смерть императрицы Евдоксии в 404). Антихристианская направленность его исторического произведения привела позже к появлению в рукописной традиции значительно измененной редакции памятника – так называемого «нового издания» (νέα ἔκδοσις), отмеченного большей толерантностью. Впрочем, к этим новациям вряд ли имел отношение сам Евнапий. Важный источник по истории готов, обстоятельств их столкновения с гуннами, взаимоотношений Византии с народами Восточной и Центральной Европы.
|
|||
|