Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шацкая Эльвина Шевкетовна, к.э.н., преподаватель

Аджимамбетова Зера Ситяяевна, студентка

aziera@mail.ru

ГБОУ ВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Россия

Аннотация:На современном этапе экономического развития Российской Федерации проблема уровня жизни населения, а также факторы, определяющие их динамику, остаются важными. Именно качество и уровень жизни населения сегодня выходит на первый план в системе факторов, определяющих международную конкурентоспособность национальной экономики. Качество и уровень жизни населения - являются социальной структурой российского общества. В данной статье рассмотрена данная проблема, проведен анализ уровня жизни населения РФ на основе традиционных показателей уровня жизни.

Ключевые слова: уровень и качество жизни, тенденция к повышению, изменение уровня жизни.

В Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике наблюдается социальная напряженность в обществе ввиду обнищания населения. Это, как и значительная дифференциация уровня жизни различных слоёв населения РФ, неустанно ведет к конфликтам в обществе, агрессии по отношению к государству, проводимой им политике и непосредственно к самим политикам. Актуальность данной статьи  состоит в том, что проблема изменения уровня жизни населения Российской Федерации остается острой на протяжении многих лет, что особенно видно под влиянием антироссийских санкций, введенных в 2014 году и пошатнувших экономику РФ.

Целью исследования является прослеживание реальных изменений уровня жизни населения РФ за 2014-2019 годы, для чего в статье проводится аналитический обзор основных показателей, используемых в современном анализе уровня жизни населения РФ, а также выполнено сравнение и обобщение статистических данных.

Для проведения оценки уровня жизни, необходимо, в первую очередь, учитывать следующие традиционные для Российской Федерации показатели [1,с 48.]:

- объем валового внутреннего продукта на душу населения;

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- величина реальных доходов на душу населения;

- соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;

- число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;

- отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;

- продолжительность жизни человека;

- соотношение рождаемости и смертности населения.

Таким образом, целесообразно с самого начала обратиться к оценке объема ВВП на душу населения. В 2014 году этот показатель был равен 541161 рублей, а в 2019 - 707453 рублей, что на 166292 рублей больше. Следовательно, можно сделать вывод, что уровень жизни населения возрастает вместе с ВВП.

На уровень жизни населения влияет и такой важный показатель, как инфляция. Ввиду антироссийских санкций в 2014 году инфляция в РФ была галопирующей: она составила 11,36% [3, с. 77], что значительно больше предыдущих годов (6-8%). В 2015 году инфляция составила 12,91%, и лишь в период 2016-2018 она вернулась в статус «ползучей», то есть умеренной, нормальной. В 2018 году она составила 4,27% [2, с. 55]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что санкции сильно ударили по экономике РФ, однако за 5 лет Правительство смогло минимизировать их последствия [3,с.34].

Следующим, но также немаловажным показателем является уровень безработицы. В 2014 году он составил - 5,2%, а в 2019 - 4,8%, то есть снизился на 0,4% [2, с. 99]. Можно сделать вывод о том, что на рынке стабилизируется соотношение спроса и предложения на рабочую силу.

Переходя к рабочей силе, рассмотрим изменения в величине реальных доходов населения. Итак, в 2014 году реальные располагаемые денежные доходы уменьшились на 0,7% по отношению к предыдущему году, затем стремительно падали (в 2016 году понизились на 5,8%), однако в 2018 - выросли на 0,1% [1, с. 44]. Стоит отметить, что из-за санкций в 2014 году, по результатам опросов, проведенных Центром конъюнктурных исследований ВШЭ, 31% респондентов высказываются об ухудшении финансового положения, 9% о том, что им не хватает даже на еду, а 28% не могут купить обычную одежду [2, с. 29]. Можно предположить, что именно из-за введения антироссийских санкций за эти 5 лет зафиксировано снижение реальных доходов населения. Это происходит несмотря на рост заработных плат, низкую инфляцию и рост ВВП. Эксперты уверены, что данная ситуация связана с социальными выплатами и теневым бизнесом, т.к. реальные объемы социальных выплат снижаются в то время, как нуждающихся (из-за уровня безработицы) становится только больше [3,с.11Более же ярким показателем изменений уровня жизни населения РФ все же является не реальные располагаемые денежные доходы, а соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Таким образом, прожиточный минимум в 2014 году составил 8050 рублей, а минимальный размер оплаты труда - 5554 [3, с. 46]. Можно сделать следующие выводы:

- ввиду антироссийских санкций государство не имело возможности установить минимальный размер оплаты труда равный прожиточному минимуму;

- уровень жизни населения был низким, т.к. минимальный размер оплаты труда был на 32% ниже;

- данная ситуация могла привести к теневому бизнесу;

- 11,2% населения имели доходы ниже прожиточного минимума.

Что касается 2018 года, то прожиточный минимум составил 10287 рублей, а минимальный размер оплаты труда - 10605 [2,с. 49]. Следовательно, уровень жизни повысился, т.к. минимальный размер оплаты труда выше прожиточного минимума на 3%. Однако количество людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, увеличилось на 1,7% и составило 12,9%. Можно предположить, что всему виной теневой бизнес [2, с. 10]. Но на основе официальной статистики следует вывод о том, что уровень жизни населения изменился в отрицательную сторону, о чем говорит увеличение нуждающихся в социальных выплатах. Следует отметить и то, что в связи с изменениями в трудовом законодательстве с 2017 года минимальный размер оплаты труда привязан к прожиточному минимуму в конкретном регионе [3,с.78]. Это также положительно влияет на уровень жизни населения в РФ, т. к. теперь не произойдет такой ситуации, что минимальный размер оплаты труда оказывается ниже прожиточного минимума в определенном регионе.

Что касается тех, кто вышел на пенсию, их прожиточный минимум в целях выплаты социальной доплаты с 2014 вырос с 6354 до 8726 рублей [1, с. 23]. Это на 27% выше. В статистике среднего размера пенсии также наблюдается повышение с 10 786 рублей до 13 360, что на 20% больше. К тому же средняя пенсия 2018 года выше и прожиточного минимума (в среднем на душу населения). Кроме того, в январе каждого года, начиная с 2017, предусмотрены единовременные выплаты фиксированной суммы пенсионерам в размере 5 тыс. рублей. Это обусловлено экономической невозможностью провести повторную индексацию пенсии [1, с. 47]. Несмотря на невозможность государства индексировать пенсии, наблюдается все же положительная динамика уровня жизни населения пенсионного возраста.

По прогнозным статистическим данным Министерства экономического развития Российской Федерации наблюдаются некоторые изменения в ВВП, инфляции, безработице (табл. 1).

Таблица 1

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021-2024 гг.

 

Показатели 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год
ВВП 3,1 3,2 3,3 3,4
Инфляция 4,0 4,0 4,0 4,0
Безработица 4,6 4,6 4,6 4,5
Инвестиции в основной капитал 6,3 5,8 5,6 5,3
Доля инвестиций в ВВП 23,3 23,9 24,6 25,2
Валютный курс 65,4 66,2 67,0 68,6
Нефть «Юралс» 57,9 56,3 55,0 53,5

 

Подводя итог, стоит сказать, что, исходя из анализа уровня жизни населения, в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения РФ за последние 6 лет (2014-2019 гг.). Однако, чтобы сохранить данную положительную динамику, необходимо, на наш взгляд, снизить уровень неучитываемых доходов (так называемый «теневой сектор экономики»), т.е. за счет снижения налогов. Необходимо и повышение уровня реальной заработной платы, что стимулировало бы рост производительности труда, экономическую активность населения. С одной стороны, это приведет к росту поступления в государственный бюджет налоговых отчислений и увеличению доходной части бюджета, а с другой, к снижению доли нуждающихся в помощи государства.

 

Список использованных источников

1.Зотов, В.В. Инновационная политика. Проблемы и драйверы социально-экономического развития / В.В. Зотов. - М.: Перспектива, 2016. - 37 c.

2.Козлова А.В. Анализ уровня жизни населения РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2017. - № 5(53). [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/economy/5(53).pdf).

3. Мокрова А.М., Крайнова О.С. Роль финансов в развитии международных экономических отношений. В сборнике: Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе. Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. - 2018. - С. 167-170.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.