|
|||
Источники и формы проявления мема в интернете3. Источники и формы проявления мема в интернете Спонтанному бесконтрольному распространению среди интернет-пользователей подвержена не всякая информация, а только та, которая каким-либо образом оставляет многих пользователей неравнодушными к ней, вызывает интерес или порождает какие-либо ассоциации. Первоисточники мемов разнообразны: горячая новость в СМИ, предмет искусства (Джоконда), фильм (Это Спарта!), персонаж аниме, высказывание интернет-пользователя, политиков и деятелей культуры и т. д. Так же места «зарождения» мемов – это различные интернет-сообщества (блоги, форумы, чаты, группы в социальных сетях и т. п.). Интернет-мемы отличаются разной степенью локальности в зависимости от того, какую часть интернет-пространства они покрывают. Для остальных носителей языка они, скорее всего, при первом знакомстве останутся непонятными, если не сопроводить их необходимыми пояснениями, и, соответственно, не вызовут смеховой реакции. Сегодня с уверенностью можно сказать, что мем – это способ выражения собственных чувств, с помощью популярной фразы или персонажа. Сеть добавила ему медийность (наглядность) и существенно раздвинула рамки (в том числе языковые). Анекдоты уже пишут на фоне картинок, оформляют в виде роликов, шутки выглядят как демотиваторы, а горячие фразы или словечки вставляют в посты на форумах или соцсетях («превед», «фотожаба», «медвед», то же слово «демотиватор» по сути является мемом), а не в устную речь. Как правило, большинство мемов появляется спонтанно, не надуманно и не преднамеренно. Сегодня можно с уверенностью сказать, что прародителями мемов были анекдоты, шутки, фразы из популярных фильмов, рекламные слоганы, слова из песен. Однако в последнее время процесс появления мемов несколько изменился. Сегодня в создании мема может поучаствовать любой пользователь сети, не прикладывая к этому особых усилий, а лишь взять образец «рожицы» и поставить её в определенную ситуацию. Создание мемов так же включает в себя фантазию, проявляемую пользователем для поиска ситуаций или образов. Таким образом, в создании мема любой человек может проявить себя и без труда «смастерить» популярный комикс, чего нельзя сказать, например, о написании картины или съемке фильма. Поэтому мемы можно назвать сетевым фольклором. В этом на наш взгляд и заключается секрет популярности мемов в интернет-пространстве. Часто в социальные сети выкладываются фотографии или ролики, которые быстро становятся популярными и некоторые из них становятся мемами. Например, фотография, сделанная отцом маленькой девочки Зови Рот. Она запечатлена на фоне тренировочного тушения пожара местным пожарным отделением. В итоге этот мем стал символом людей, с которыми вечно что-то случается. Семми Гринер стал популярным после того, как в 2007 году его мама выложила фото своего 11- месячного сына. Так появился мем – «успешный ребенок». В последствие это фото чудесным образом помогло отцу Сэмми остаться в живых, собрав нужную сумму на его лечение. Зачастую мемы – это смешная информация (часто визуальная), попавшая в резонанс с душевным состоянием большой массы людей. Интернет-мемы уже давно стали субкультурой, причём не только сетевой. Влияние её выплеснулось за пределы сети и становится всё более значимым. Создателей мемов тоже можно назвать влиятельными людьми. Ещё не так давно мемы появлялись случайным образом. Кто-то, где-то, что-то услышал или увидел и придумал как это обыграть и сделать интернет-мем. И если такой спонтанно созданный мем оказывался удачным, его легко могли понять, то с течением времени он становится популярным. В современном интернет-пространстве существуют различные по форме и типу интернет-мемы каждый из которых несет свое смысловой послание для пользователей сети. Так, можно выделить следующие типы интернет-мемов: • текстовый мем: слово или фраза; • мем-картинка; • видеомем; • креолизованный мем – состоящий из текстовой и визуальной части. Текстовые мемы представляют собой слово, словосочетание или фразу: Превед, Аффтаржжот, Баян, Британские ученые и др. Сюда же можно отнести своеобразные клишированные обороты, начинающие или оканчивающие высказывание: «Мне одному кажется, что...», «То чувство когда...» и т. д. Источниками появления подобных мемов нередко становятся высказывания «рядовых» пользователей. Мемы-картинки существуют в двух основных разновидностях: во-первых, узнаваемое изображение — например: «ктулху»,«ждун»,«совы», или других персонажей; во-вторых, выполненная в графическом редакторе «Photoshop» картинка, обработанная фотография, которая получила сленговое название фотожаба. Большинство подобных интернет-мемов относятся к сфере политики. Видеомемы — комические видеосюжеты, которые размещаются на личных страницах пользователей социальных сетей, передаются друг другу по электронной почте и проч. Специфика их использования заключается в возможности неоднократного воспроизведения, повторного просмотра, в том числе коллективного. Их популярность оценивается количеством просмотров. Примечательно, что некоторые видео-мемы задумываются и снимаются как пародии, а другие, напротив, становятся источником комизма неожиданно для героя видеозаписи. Основными компонентами креолизованного мема являются вербальная часть (надпись / подпись) и графическая часть (рисунок, фотография, таблица). В разных типах текстов они встречаются в различных комбинациях. К данному типу интернет-мемам можно отнести мем «Филологическая дева», который имеет популярность среди филологов. Мем представляет собой изображение Вирджинии Вулф на заданном фоне (всегда одинаковом), сопровождаемое надписями. Верхняя фраза является завязкой, нижняя — неожиданной развязкой. Контраст, возникающий при последовательном прочтении двух фраз, рассчитан на эффект неоправданного ожидания, который обусловливает возникновение комического эффекта. Содержательная часть данных мемов, как правило, связана с филологической или лингвистической тематикой (обыгрываются распространенные языковые или речевые ошибки, стихотворные строки, имена известных писателей, значения слов и т п.). Обыгрывается так же часто повторяющаяся орфографическая ошибка. Зачастую мемы используются в виде комиксов, отдельных картинок, звуков. Назначение некоторых мемов – высмеять ситуацию, обратить на нее внимание, раскрыть комичность обыденных и распространенных ситуаций. Последние веяния развития этого направления скорее можно охарактеризовать как реакцию на социально острые проблемы, а не только на бытовые ситуации. Из чего можно определить задачу мема – в сатирической и комической форме показать существующие проблемы общества. Появление и развитие массовой культуры сегодня связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. И уже не представляется возможным встретить человека, которому никогда не встречались разного рода мемы. В наши дни распространение мемов – активно имеющихся в блогах, чатах, на форумах, в электронной почте; выплескивающихся в рекламу, на радио и телевидение, в печатную продукцию, прочно вошедших в речевую практику миллионов людей – стало мощным, хотя и скрытым, фактором формирования общественного мнения и социально-культурным явлением.
|
|||
|