|
|||
Практическая часть.. Упражнение: композиционное размещение изображения на листе бумаги (квадрат, вертикальный, горизонтальный формат). Этапы работы над натюрмортом
Тема урока:«Рисунок натюрморта из предметов быта» Практическая часть.
Упражнение: композиционное размещение изображения на листе бумаги (квадрат, вертикальный, горизонтальный формат)
Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и при помощи видоискателя определим, формат необходимый для каждого из них.
1) квадрат; 2)вертикальный; 3)горизонтальный;
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Для этого на листе бумаги начертите квадрат, и два прямоугольника. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места (время выполнения упражнения 10-15 мин.).
После выполнения упражнения приступаем к рисунку натюрморта, следуя этапам работы над натюрмортом.
Этапы работы над натюрмортом
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом можно разделить на четыре этапа:
1-й этап. Выбор формата: расположение листа вертикально или горизонтально; -Начинают рисунок группы предметов с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов;
-Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.
-Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.
-Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение.
2-й этап.
Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета. Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета.
Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера
Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.
Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно.
Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
3-й этап.
Тоновая проработка рисунка начинается с определения границ собственной и падающих теней. При этом вначале создаются участки темного, затем среднего и, наконец, светлого тона. Штриховку ведем в соответствии с формой предметов, работая сразу над всей постановкой. В процессе работы сравниваем тоновые отношения предметов (какой из
предметов самый светлый, какой самый темный)
4-й этап. Обобщение рисунка, подчинение деталей большой форме, выявление главного, выразительного, «собирание» натюрморта в единое целое.
На данном этапе производится анализ тоновых отношений предметов натюрморта, определяется общий тон, различные оттенки тона на свету, в тени, а так же полутона на переднем
и заднем плане. Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (чёрными) и не выпадали из рисунка.
|
|||
|