![]()
|
|||
Словарик терминов и понятий
До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В них для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трёх основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчётливость и прямолинейность начертаний.
Одно из самых интересных направлений в декоративном использовании славянского устава является – вязь. Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент. Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда в 13 в. перешла в Болгарию и Сербию и в 14 в. объявилась на Руси.
Вязью называется декоративное письмо, имеющее цель связать строку в непрерывный и равномерный орнамент. Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями
Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места, иногда ею писались даже целые рукописи. Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с орнаментальными мотивами в стиле арабесок.
Русская вязь - это особое декоративное письмо, употреблявшееся века главным образом для выделения заглавий, иногда - для утилитарных целей, например, первые шрифтовые буквы.
В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Источниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым. Древнейший пример на Руси – Стихарь 1380. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. И именно на русской почве искусство вязи достигло такого расцвета, что может по праву считаться уникальным вкладом русского искусства в мировую культуру. Данному явлению способствовало два обстоятельства: 1. Распространение вязи совпало с тем периодом, когда из славянских языков стали исчезать слабые полугласные: ъ и ь. Это привело к соприкосновению самых разных согласных, которые очень удобно сочетались мачтовыми лигатурами. 2. Ввиду своей декоративной привлекательности вязь получила повсеместное распространение. Ею украшали фрески, иконы, колокола, металлическую утварь, использовали в шитье, на надгробьях и т. д. Византийская вязь имела две разновидности: растительную (где буквы принимали форму растительных узоров; стиль арабески) и геометрическую (стиль морески), в которой буквы принимали очертания геометрических фигур, как бы отображая возрастающую роль государства. Буквы вытягиваются, словно готические соборы. Последняя разновидность вязи преобладала в Московском княжестве, а первая – в Западной Руси (например, на Украине). Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются: - лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть; - уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшенными буквами; - подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой; - соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой; - сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом.
Словарик терминов и понятий Каллиграфия-отрасль изобразительного искусства, умение красиво и чётко писать в гармоничной и искусной манере. Русская вязь-тип древнерусского письма, где буквы сближаются или соединяются одна с другой в непрерывный орнамент. Устав - древнейшая форма кириллицы, характерна для рукописей XI-XIII веку Полуустав - новая форма кириллицы, сложившаяся в XV веку Скоропись - ускоренное письмо, достигнутое сокращением слов и выноской букв над строкой Глаголица- одна из первых азбук Элементы букв -отдельные части букв. Такие как кружки, завиточки, палочки. Алфавит -совокупность букв, принятых в письменности, располагаемые в установленной последовательности.
|
|||
|