Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарик терминов и понятий



 

Русская вязь. Древнерусская каллиграфия Введение Основание выбора предмета   Я выбрала эту тему - русская вязь, потому что мне интересны истоки возникновения русской письменности, ее влияние на формирование русской культуры и самобытности. В нашем школьном музее я веду раздел экскурсии, связанной со славянской азбукой, поэтому хотела расширить свои знания по данной теме. Кроме этого, я интересуюсь различными видами творчества, в том числе и каллиграфией, а также использованием различных орнаментов в работе. Древнерусская вязь также интересна тем, что в ходе исследования мы касаемся истоков древнеславянской культуры. Наша задача состоит в изучении основных форм и видов древнерусского письма - Русской вязи. Актуальность выбранной темы. Я выбрала тему, связанную с древнерусской каллиграфией, потому что считаю, что необходимо поднимать интерес в обществе к своей истории. Важно знать и любить её. Использование русской вязи в декоративно-прикладном искусстве позволит привлечь внимание к истокам рукописного письма. И это даёт нам шанс показать людям, почему же стоит интересоваться своей культурой и историей. В связи с этим мы хотим показать, что наша работа может быть полезной и интересной для нашего общества и имеет дальнейшие перспективы для развития. Объект –каллиграфия(рукописное письмо). Предмет – русская вязь.   Цели работы: · сделать надпись: «Школьный музей» в стиле древнерусской вязи   Задачи: · изучить историю появления и эволюцию русской вязи · познакомиться с формами и видами русской вязи     В конце исследования мы хотим продемонстрировать результат практической работы на примере русской вязи. Составить словарик терминов и понятий о каллиграфии и русской вязи.                   

До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В них для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трёх основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов.

Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчётливость и прямолинейность начертаний.

 

Одно из самых интересных направлений в декоративном использовании славянского устава является – вязь.

Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

Вязь зародилась в Византии с 11 в., откуда в 13 в. перешла в Болгарию и Сербию и в 14 в. объявилась на Руси.

 

Вязью называется декоративное письмо, имеющее цель связать строку в непрерывный и равномерный орнамент. Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями

 

Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места, иногда ею писались даже целые рукописи. Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с орнаментальными мотивами в стиле арабесок.

 

Русская вязь - это особое декоративное письмо, употреблявшееся века главным образом для выделения заглавий, иногда - для утилитарных целей, например, первые шрифтовые буквы.

 

В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Источниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.

Древнейший пример на Руси – Стихарь 1380.

В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями.

Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. И именно на русской почве искусство вязи достигло такого расцвета, что может по праву считаться уникальным вкладом русского искусства в мировую культуру.

Данному явлению способствовало два обстоятельства:

1. Распространение вязи совпало с тем периодом, когда из славянских языков стали исчезать слабые полугласные: ъ и ь. Это привело к соприкосновению самых разных согласных, которые очень удобно сочетались мачтовыми лигатурами.

2. Ввиду своей декоративной привлекательности вязь получила повсеместное распространение. Ею украшали фрески, иконы, колокола, металлическую утварь, использовали в шитье, на надгробьях и т. д.

Византийская вязь имела две разновидности: растительную (где буквы принимали форму растительных узоров; стиль арабески) и геометрическую (стиль морески), в которой буквы принимали очертания геометрических фигур, как бы отображая возрастающую роль государства. Буквы вытягиваются, словно готические соборы. Последняя разновидность вязи преобладала в Московском княжестве, а первая – в Западной Руси (например, на Украине).

Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

- лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;

- уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшенными буквами;

- подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;

- соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;

- сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом.


 

 

 

Словарик терминов и понятий

Каллиграфия-отрасль изобразительного искусства, умение красиво и чётко писать в гармоничной и искусной манере.

Русская вязь-тип древнерусского письма, где буквы сближаются или соединяются одна с другой в непрерывный орнамент.

Устав - древнейшая форма кириллицы, характерна для рукописей XI-XIII веку

Полуустав - новая форма кириллицы, сложившаяся в XV веку

Скоропись - ускоренное письмо, достигнутое сокращением слов и выноской букв над строкой

Глаголица- одна из первых азбук

Элементы букв -отдельные части букв. Такие как кружки, завиточки, палочки.

Алфавит -совокупность букв, принятых в письменности, располагаемые в установленной последовательности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.