|
|||
Познавательные универсальные действия.
Новые профессиональные задачи учителя – словесника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования: 1.Использование системно-деятельностного (компетентностного) подхода в преподавании курса русского языка и литературы в основной общеобразовательной школе как основы достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования. 2. Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся в процессе изучения русского языка и литературы в основной общеобразовательной школе. 3. Использование современных форм и видов контроля знаний по русскому языку и литературе в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна: 1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; 4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; 5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения); 6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. Виды универсальных учебных действий 1. Личностные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Виды личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; — нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. Виды регулятивных действий: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. 3. Познавательные универсальные действия. Виды познавательных универсальных действий: - общеучебные универсальные действия: · самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; · структурирование знаний; · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; · выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; · рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; · смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; · постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. · знаково-символические действия: - моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. - логические универсальные действия: · анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); · синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; · выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; · подведение под понятие, выведение следствий; · установление причинно%следственных связей; · построение логической цепи рассуждений; · доказательство; · выдвижение гипотез и их обоснование - постановка и решение проблемы: · формулирование проблемы; · самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Виды коммуникативных универсальных действий: · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; · постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Задачи педагогической деятельности учителя-словесника основной школы в условиях подготовки к введению ФГОС Структура ФГОС Необходимые изменения Способы реализации изменений в практике Новые задачи учителя Требования к результатам освоения ООП ООО Введение трех видов результатов: 1. Предметные результаты 2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования; 3. Личностные результаты. 4. Модель выпускника основной школы как общие требования к конечным результатам основного образования Изменение содержания и методов контроля планируемых результатов. Введение новых форм и методов оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки. 1.Отбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов 2.Разработка контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования. 3.Составление комплексных проверочных работ 4.Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся). 5.Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ. Требования к содержанию образования 1.Направленность содержания основного образования на: · формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций; · формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; · духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. 2.Перевод содержания образования в деятельностную парадигму. Разработка и реализация программы формирования УУД обучающихся Введение новых образовательных технологий: обучение на основе учебных ситуаций; проектных задач; проектные методы обучения и др. 1. Выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий и проч.). 2.Разработка рабочих программ по учебным предметам. 3.Отбор и освоение образовательных технологий деятельностного типа. Требования к условиям реализации образовательного процесса Научно-методическое обеспечение Учебная литература Оборудование кабинета, направленное на реализацию требований ФГОС. Оборудование и переоборудование с учётом требования ФГОС 1. Разработка и реализация плана методической работы 2.Составление перечня учебников (в соответствии с федеральным перечнем). 3.Создание комфортной развивающей образовательной среды на базе учебного кабинета. 4.Проверка используемой и имеющейся в кабинете учебной литературы на предмет её соответствия федеральным перечням.
|
|||
|