|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерные темы :. Война и мир» Л. Н. Толстого – гимн русскому народу.. Нравственный идеал Толстого и его воплощение в романе.. В чем сила и красота характера Пьера Безухова?. В чем сила воздействия Андрея Болконского на читателя?. Патриотизм и героизм руПримерные темы :
2. «Война и мир» Л. Н. Толстого – гимн русскому народу. 3. Нравственный идеал Толстого и его воплощение в романе. 4. В чем сила и красота характера Пьера Безухова? 5. В чем сила воздействия Андрея Болконского на читателя? 6. Патриотизм и героизм русского народа. (По роману Толстого «Война и мир».) 7. «Мысль народная» в романе. 8. «Мысль семейная» в романе. 9. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого. 10. «Давно я ждала тебя». (Наташа Ростова и Андрей Болконский.) Тема. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мечты и терзания Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). ХОД УРОКА I. Объявляется тема и цель урока. II.Беседа по вопросам. 1.О чем мечтает князь Андрей? (о славе, подобной наполеоновской) 2.Как хочет добиться славы? (в отличие от светских карьеристов, хочет добиться славы умом, знаниями, мужеством и отвагой) 3.Какие события способствуют исполнению мечты? (начавшаяся война 1805 года с Австрией) 4.На какое сражение Андрей Болконский возлагал большие надежды? (на Аустерлицкое) 5.О чем он мечтает? (что спасет русскую армию, одержит блестящую победу, а затем ему предстоит головокружительная военная карьера) 6.В чем он признается сам себе? («Хочу славы, хочу быть известным людям,... ведь я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу.») 7.И вот час пробил. Настал день его Тулона. Князь Андрей весь полон жаждой подвига, предвкушением триумфа и славы. Что же происходит на поле боя? (неожиданно появившиеся из тумана французы обращают русских в бегство. Паника охватила не только бегущих солдат, а и свиту Кутузова) 8.Какие действия предпринимает Андрей Болконский? (он растерян, он понимает, что нужно остановить войска. Он забывает о славе, его охватывает стыд и злоба на бегущих, он соскакивает с лошади, подхватывает знамя и бежит вперед, увлекая за собой батальон) 9.Какая мысль приходит в голову князю? («Вот оно!» Его охватывает радость, он бежит прямо под пули, с наслаждением прислушиваясь к их свисту) 10.Он ранен. Ничего не понимая, медленно опускается на землю. Что же новое проникает в душу князя Андрея? (все его мечты о славе рассыпались в прах) 11.Отношение к кумиру меняется. Наполеон – его идеал – пуст и ничтожен. 12.Князь переживает разочарование в своих мечтах, в прежних идеалах, приходит к новому выводу. Какому? (жить для себя и для своих близких – это единственное, что ему осталось) 13.Встреча с Пьером Безуховым имеет огромное значение для Андрея. Почему? (снова появляются честолюбивые мечты) 14.Какие это мечты? (князь намерен обрести смысл жизни в гражданской деятельности) 15.Однако участие в комиссии Сперанского по составлению законов приводит к новым разочарованиям. Каким? (он понял, что Сперанский – «это один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, - по моде») 16.Встреча с Наташей возродила к жизни князя, но неожиданно на его пути встает Анатоль Курагин. Опять душевное страдание. Как жить? Чему посвятить жизнь? Его вновь терзают сомнения. 17.Наступает новый этап в жизни Болконского. Какой? 1812 г. – Отечественная война. (Его личное горе отступило на задний план. Защита родины становится высочайшей целью его жизни. Возвращается в действующую армию) 18.Почему Л.Н.Толстой уделяет огромное внимание истории исканий, терзаний, разочарований в жизни своих любимых героев? 3 .Работа над сложным планом. Примерный план. I.Андрей Болконский – представитель лучшей части русского дворянства XIX в. II.Мечты и терзания Андрея Болконского. 1.Мечты Болконского о подвиге, славе, военной карьере. 2.Роль Аустерлицкого сражения в жизни Андрея Болконского. 3.Разочарование в прежних идеалах. 4.Встреча с Пьером Безуховым. Желание обрести смысл жизни в гражданской деятельности. 5.Любовь к Наташе Ростовой. Возрождение к жизни. 6.Анатоль Курагин на его пути. Душевные страдания, сомнения, терзания. 7.1812 год. Защита родины – цель жизни князя. Возвращение в действующую армию. 8.Смерть Андрея Болконского. III.В чем трагедия Болконского? V.Работа с толковым словарем. Запись на доске (или плакат).
VI.Словарно-орфографическая работа. Разбор слов: лучшая часть русского дворянства, впервые, честолюбие, в отличие от светских карьеристов, война 1805 года, Аустерлицкое сражение, военная карьера, день его Тулона, триумф, он растерян, подхватывает знамя; бежит вперед, увлекая за собой батальон; разочарование в прежних идеалах, комиссия Сперанского, Отечественная война 1812 года. VII.Синтаксический разбор предложений. - Его охватывает радость, он бежит прямо под пули, с наслаждением прислушиваясь к их свисту. - Ничего не понимая, медленно опускается на землю. - Он понял, что Сперанский – «это один из тех людей, которые выбирают направление, как платье, - по моде». VIII.Устное сочинение. Рассказ учащихся с помощью учителя по пунктам плана. IX.Работа учащихся с черновиками. Х.Домашнее задание: написать сочинение.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|