Подготовка к сочинению по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Настя и Митраша.
Подготовка к сочинению по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Настя и Митраша.
- Ребята, тема нашего урока «Подготовка к сочинению-сравнительной характеристике Насти и Митраши». Это итоговый урок в изучении нами сказки-были Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца». На предыдущих занятиях мы познакомились с этим замечательным произведением и его героями. Именно через сопоставительную характеристику героев мы попытаемся определить тот сокровенный смысл произведения, который вложил в него автор.
Работа над составлением сложного тезисного плана.
Вступление. - Любое сочинение начинается со вступления. В данном виде сочинения вступление требует обоснование сопоставления, т.е. во вступлении необходимо обозначить ту проблему, которая решается через сопоставительную характеристику героев. Сформулируйте (очень ёмко), о чем размышляет Пришвин, рассказывая историю Насти и Митраши? (О дружбе, взаимопомощи, о лучших и худших человеческих качествах, о победе добра над злом. А если более широко – о важном выборе, который делает человек в своей жизни, который может в один момент перевернуть жизнь).
Запись в тетрадь первого пункта плана: I. Вступление. «Кладовая солнца – это размышление М.М.Пришвина о выборе жизненного пути.
Основная часть. - Какими мы видим Настю и Митрашу в начале повести? Сопоставьте портреты и образ жизни героев. Какой можно сделать вывод?(При всей внешней схожести и дружном укладе жизни у детей разные характеры: Настя – заботливая «курочка», Митраша – строптивый мужичок). - На кого ориентируются герои? (Настя – на мать, Митраша – на отца. У каждого сложились свои представления о мире).
Запись в тетрадь второго пункта плана: II. Основная часть. Настя и Митраша (герои) выбирают жизненные дороги в соответствии со своим представлением о мире. При внешнем сходстве у детей разные характеры. Живя дружно, Настя и Митраша по-разному участвуют в жизни села. Ссора детей – следствие разности их характеров. (Настя обидчива, Митраша упрям. Настя ориентируется на мать – благоразумная хозяйка и осваивательница проторённых дорог. Митраша ориентируется на отца – смелого охотника и открывателя новых дорог). В трудной ситуации каждый из героев открывает совершенно новые качества характера. (Настя – жадность и азарт, Митраша – сначала опрометчивость и легкомыслие, но в смертельной опасности – находчивость и точный расчёт, смелость при встрече с волком. Они сходны в одном: у обоих не хватает житейской мудрости). Из истории на болоте оба героя извлекают важные жизненные уроки.
3. Вывод. -На чьей стороне автор? Чей выбор, какой герой оказался ему ближе? (Пришвин оправдывает оба жизненные пути – и путь «открывателя», и путь «осваивателя». Ведь именно «открыватели» (их мало, и они часто гибнут) ведут мир к новому, но до совершенства его доводят «осваиватели». Однако на выбранном жизненном пути нужно обязательно оставаться человеком, ценить теплоту человеческих отношений, сохранять в себе все лучшие человеческие качества).
Запись в тетрадь третьего пункта плана: III. Вывод. Писатель оправдывает выбор любого жизненного пути, если за этим выбором стоят добро и гармония с миром. Моя собственная позиция.
План:
|