Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определения общества



 

План седьмого занятия курса пропагандистов РКРП

Тема: Понятие общества и классов. Признаки классов как коллективных субъектов и классовые интересы. Аристотелевское рассечение рода видовыми различиями — и поиски пролетариата с помощью его диалектической логики.

 

Вопросы по предыдущему занятию:

 

1.Человек — слепое орудие или творец истории?

 

История творится людьми через их деятельность. Историческая необходимость состоит не в том, что существуют некие фатальные процессы ВНЕ чел. Дея-ти, а в том, что развитие приозводительных сил рождает новые общественные потребности, побуджаюшие большие группы людей действовать в опред. Направлении.

Пример: бурж. Рев-ции в феодальном обществе.

 Сам бы по себе фео-зм не рушнул БЕЗ рев. Борьбы.

Чем яснее рев классы:

-осознают себя, свое место и свою роль и свою д-ть

-чем активней борются

Тем скорее совершается общ.прогресс.

 

2.Историческая необходимость и свобода?

 

(пример с 2 заблудившимися): знание необходимости позволяет человеку действовать в соотв. С ней и добиваться успеха и как раз оно делает его свободным.

Знание истор. Необходимости (законов исторического развития) делает деятельность успешной, разумной и целенаправленной.

 

Необх. Не исключает свободу и наоборот: свобода и состоит в познании необходимости и в практическом ее применении!

 

3.Народные массы и личность: историческая де-ть великих опирается на массы, на их движения, порожденные потребностями. Никакая личность не может обойтись БЕЗ масс (пример: якобинская диктатура, народники, прочие герои-одиночки).

 

Роль великой личности в том ,что она:

-ясно осознает

-четко выражает общественные потребности

Общ. Пот-ти определяют деятельность и в области культуры: открытия на базе общ. Практики

 

Потребности порождаются развитием произв. Сил. т. е. В массах, занятых созданием благ.

Следовательно: именно трудящиеся массы — творцы истории!

 

Примеры в политике и духовной сфере: революции, освободительные движения, экономическая и политическая борьба, наука, искусство.

 

Переход в коммунизму нельзя совершить ,если в это дело не включатся самые широкие массы трудящихся!

 

Новая тема: Общество и классы.

Можно выделить три основных подхода к пониманию категории "общество":

Частнонаучный (например, в демографии), где общество синонимично понятию население.

Философский, согласно которому, общество — это обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество рассматривается как вневременное, внепространственное явление. При таком подходе, общество идентично социуму, понимаемому как особый вид бытия в мире.

Социологический подход, о возможности которого впервые заговорил французский социолог Эмиль Дюркгейм. По Дюркгейму, общество — это не просто люди, а sui generis (нечто особое), которое он определяет как социальную реальность.

Итак, в социологии общество трактуется как социальная реальность. Социальная реальность — это "существующие в действительности социальные явления и процессы".

Определения общества

Огюст Конт: "Общество — это органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов".

Карл Маркс: "Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности".

Макс Вебер: "Общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий".

Толкотт Парсонс: "Общество — это тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности".

Обобщив все существующие определения общества можно сделать вывод, что общество, это:

Система взаимодействий, заставляющая людей вступать в контакт не хаотично, а по определенным правилам.

Результат взаимодействия установления устойчивых социальных связей и отношений.

 

Свойства общества: действие в нем, как в части материального мира законов бытия: Материя пребывает в вечном движении. Это имманентное свойство, то есть, внутренне присущее свойство материи.

 

Наиболее глубокое и всестороннее определение классов дал В. И. Ленин в брошюре «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по:

1. их месту в исторически определенной системе общественного производства,

2. по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по

3. их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по

4.способам получения и

5.размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». (В. И. Ленин, Соч., т. 29, изд. 4, стр. 388.)

Итак, Ленин указывает, что классы различаются друг от друга прежде всего своим местом в исторически определенной системе общественного производства. Это значит, что каждый класс связан с тем или иным исторически определенным способом производства. Каждому антагонистическому способу производства свойственно свое разделение общества на классы: рабовладельческому способу производства — разделение на рабовладельцев и рабов, феодальному — на феодалов и крепостных, капиталистическому — на капиталистов и пролетариев. Внутри каждой системы общественного производства эти классы занимают диаметрально противоположное положение: один из них является господствующим, другой — подчиненным.

Различие места в системе общественного производства вытекает из различного отношения классов к средствам производства. Господствующий класс обладает монополией на средства производства, т. е. ему принадлежит собственность на все или по крайней мере на важнейшие средства производства, тогда как угнетенный класс полностью или частично лишен собственности на средства производства. Как отмечает Ленин, отношение классов к средствам производства большей частью закрепляется и оформляется в законах: государство охраняет собственность господствующего класса. Так, например, при капитализме закон стоит на страже частной собственности как экономической основы капиталистического строя, объявляя ее «священной и неприкосновенной».

Из различного отношения к средствам производства как коренного, решающего признака вытекают и все остальные признаки классов, в том числе и роль классов в общественной организации труда. Господствующие, эксплуататорские классы, составляющие меньшинство населения, сосредоточивают в своих руках:

· управление производством,

· заведывание государственными делами,

· превращают умственный труд в свою монополию, тогда как огромное большинство населения, принадлежащее к угнетенным, эксплуатируемым классам, обречено на изнуряющий, тяжелый физический труд.

Тот класс, который владеет средствами производства, как правило, руководит производством. Маркс отмечал в «Капитале»: «Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, — наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист. Высшая власть в промышленности становится атрибутом капитала, подобно тому как в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде была атрибутом земельной собственности». (К. Маркс, Капитал, т. I, стр. 339.)

Господство, диктатура класса: чтобы осуществлять диктатуру, не нужен ВЕСЬ класс поголовно! не всем, а лишь его активной частью, это и ест классовое поведение активных субъектов.

Закон диалектической логики: ни что не имеющее частей не может двигаться. Поэтому вперва движется наиболее активная часть класса (партия как авангард) потом движутся наиболее сознательные рабочие, а они приводят в движение уже всех остальных трудящихся.

Всех даже и необязательно: движущееся, движимое, приводящее в движение (перводвигатель) это ЧАСТИ.Перводвигатель — идея праведливости. Она развертывается в Научный коммунизм.

 

пролетариат САМ не способен осознать себя классом и овладеть коллективной субъективностью, это делает коммунистическая партия ,которая всегда зарождается на стороне, потому что НК это наука ,а возникновение науки возможно только при наличии свободного времени и достатка.

С другой стороны, таким же прикрашиванием капитализма и буржуазной демократии, таким же обманом рабочих является обычное у старых партий и старых вождей II Интернационала допущение мысли о том, будто большинство трудящихся и эксплуатируемых способно в обстановке капиталистического рабства, под гнетом буржуазии, который принимает бесконечно разнообразные формы, тем более утонченные и в то же время жестокие и беспощадные, чем культурнее данная капиталистическая страна, - способно выработать в себе полную ясность социалистического сознания, твердость социалистических убеждений и характера. На самом деле, только после того, как авангард пролетариата, поддержанный всем этим, единственно революционным, классом или большинством его, свергнет эксплуататоров, подавит их, освободит эксплуатируемых от их рабского положения, улучшит их условия жизни немедленно за счет экспроприированных капиталистов, только после этого и в самом ходе острой классовой борьбы осуществимо просвещение, воспитание, организация самых широких трудящихся и эксплуатируемых масс вокруг пролетариата, под его влиянием и руководством, избавление их от эгоизма, раздробленности, пороков, слабости, порождаемых частной собственностью, превращение их в свободный союз свободных работников.

 

При той конкретной обстановке, которая во всем мире и больше всего в наиболее передовых, могущественных, самых просвещенных и свободных капиталистических странах создана милитаризмом, империализмом, удушением колоний и слабых стран, всемирной империалистской бойней, Версальским «миром», - всякое допущение мысли о мирном подчинении капиталистов воле большинства эксплуатируемых, о мирном, реформистском переходе[1] к социализму является не только крайним мещанским тупоумием, но и прямым обманом рабочих, подкрашиванием капиталистического наемного рабства, сокрытием правды. Правда эта состоит в том, что буржуазия, самая просвещенная и демократическая, уже сейчас не останавливается ни перед каким обманом и преступлением, перед избиениеммиллионов рабочих и крестьян для спасения частной собственности на средства производства.

Требование к партии как авангарду: Для успеха победы над капитализмом требуется правильное соотношение между руководящей, коммунистической, партией, революционным классом, пролетариатом, - и массой, т. е. всей совокупностью трудящихся и эксплуатируемых. Только коммунистическая партия, если она действительно является авангардом революционного класса, если она включает в себя всех лучших представителей его, если она состоит из вполне сознательных и преданных коммунистов, просвещенных и закаленных опытом упорной революционной борьбы, если эта партия сумела связать себя неразрывно со всей жизнью своего класса, а через него со всей массой эксплуатируемых и внушить этому классу и этой массе полное доверие, - только такая партия способна руководить пролетариатом в самой беспощадной, решительной, последней борьбе против всех сил капитализма.

С другой стороны, только под руководством такой партии пролетариат способен развернуть всю мощь своего революционного натиска, превращая в ничто неизбежную апатию и частью сопротивление небольшого меньшинства испорченной капитализмом рабочей аристократии, старых тред-юнионистских[2] и кооперативных вождей и т. п., - способен развернуть всю свою силу, которая неизмеримо больше, чем его доля в населении, в силу самого экономического устройства капиталистического общества. Наконец, только освобожденная уже фактически от гнета буржуазии и буржуазного государственного аппарата, только получившая возможность действительно свободно (от эксплуататоров) организоваться в свои Советы, может масса, т. е. вся совокупность трудящихся и эксплуатируемых, развернуть впервые в истории всю инициативу и всю энергию десятков миллионов задавленных капитализмом людей. Только когда Советы стали единственным государственным аппаратом, осуществимо действительное участие в управлении всей массы эксплуатируемых, которая при самой просвещенной и свободной буржуазной демократии оставалась всегда фактически на девяносто девять сотых исключенной из участия в управлении. Только в Советах начинает масса эксплуатируемых действительно учиться, не из книжек, а из собственного практического опыта, делу социалистического строительства, созданию новой общественной дисциплины, свободного союза свободных работников.

 

 


[1] Привет Платошкину и прочим предателям и демагогам

 

[2] Профсоюзных

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.