Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВО взаимоотношениЯХ преподавателя и учащегося НА уроках музыки»



 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ВО взаимоотношениЯХ преподавателя и учащегося НА уроках музыки»

 

Преподаватель класса специального музыкального инстру­мента работает плодотворно, если он пользуется у учащихся авторитетом. Не случайно выдающийся пианист и педагог И. Гофман подчеркивал, что не представляет себе, как можно воспитывать будущего музыканта, не верящего педагогу, сом­невающегося в его состоятельности.

На начальном этапе обучения школьник относится к своему наставнику с безграничным доверием, понимая, что тот вводит его в мир нового, увлекательного, неизведанного. Это доверие желательно сохранить и упрочить. Залог тому – высокое про­фессиональное мастерство педагога. По мере взросления уче­ник начинает подходить к замечаниям и поведению учителя критичнее. Заметив неуверенность или неточность в советах преподавателя, он недоверчиво реагирует и на правильные ука­зания. Если педагог выступает с большими и разнообразным концертными программами, уверенно и увлеченно исполняет в классе произведения, эффективно руководит работой учащихся, развивает их худо­жественное мышление — им созданы определенные условия для сохранения и укрепления своего авторитета.

Ученик, видящий в своем наставнике хорошего профессиона­ла, но чувствующий, что того беспокоят узко учебные вопросы, а все связанное с повседневной жизнью, интересами, пережива­ниями школьника, он теряет большую степень доверия. Он хочет найти в учителе старшего друга — строгого и справедливого, правдивого и чуткого, помогающего ориентироваться во всех сложностях многогранной жизни. Если преподаватель является таковым, его авторитет необычайно высок.

Дети необычайно тонко чувствуют фальшь, неправду, неспра­ведливость. Не всегда правильно оценивая поступки препода­вателя или товарища, они решают возникшую перед ними проб­лему с прямолинейной беспощадностью детской непосредствен­ности, основываясь преимущественно на эмоциональном вос­приятии факта. Преподаватель, изучивший и понявший натуру своего ученика, должен помочь ему разобраться в сложившейся ситуации, неназойливо, но убедительно направить мысли ребен­ка в нужное русло, натолкнуть на критическое осмысление про­исшедшего и подвести к правильному решению. Так прививают­ся навыки всестороннего анализа события, умение правильно разобраться в себе, в своем отношении к случившемуся.

Бывают случаи, когда педагог несправедлив к ученику. Не желая признать ошибку, он не считает нужным «снизойти» до объяснения со своим учеником, хотя единственно правиль­ным было бы признание ошибки и извинение перед учащимся, независимо от его возраста.

Сложнее, когда конфликт возникает между воспитанником и коллегой преподавателя специальности по вине последнего. Ребенок, недоумевающий по поводу случившегося, верящий сво­ему наставнику, обращается за советом. Дети предельно чутки к правде, гораздо менее взрослых склонны идти на сделки с со­вестью, и всякие попытки обелить неблаговидные поступки старшего подтачивают веру в справедливость. Тяжело пережи­ваемая обида, как правило, не забывается. Не случайно А.М.Горький писал: «...Работа ума в детстве ложится на душу слишком глубокими шрамами, часто они не зарастают всю жизнь». Поэтому лучше выдержать трудный, неприятный раз­говор с товарищем по работе, убедить его исправить ошиб­ку, нежели утратить даже самую малую степень уважения уче­ника.

Дети хорошо ощущают дистанцию между ними и взрослыми. Они не любят, когда с ними разговаривают снисходительно-покровительственным тоном, который они воспринимают как пренебрежение. Иногда педагог, желая в кратчайший срок добиться положительных результатов в занятиях и поведении учащихся, прибегает к окрику или проводит явно назидатель­ные беседы. Грубость и поучения вызывают своего рода обо­ронительную реакцию. Ученик, видя, что по отношению к нему отсутствует уважение и желание понять мотивы, породившие определенный образ действий, замыкается или становится рез­ким.

Большую, роль в установлении между педагогом и учеником отношений взаимопонимания и доверия играет поведение педагога, культура его общения с окружающими. Известно, что уча­щиеся перенимают особенности жестов, походки, манеру игры любимого наставника, стараются во всем походить на - него: Они очень наблюдательны и умеют отличать естественное от показного. Если детям внушают, что нужно быть отзывчивыми и чуткими, уважать педагогов и товарищей, и они отмечают полное соответствие между словами и поведением их учителя, то они верят ему и стараются подражать. Но если дети заметят обратное, убедятся, что слово учителя расходится с делом, то учителю трудно рассчитывать на любовь и уважение воспитан­ников.

Ребятам понятна и близка простота и сердечность обраще­ния. Они с особой любовью и уважением относятся к педагогу, который обладает этими чертами. Их отталкивает напыщен­ность, высокомерие, что по сути является утонченной грубостью, прикрытой внешней респектабельностью. Вынужденные прис­посабливайся к такому поведению преподавателя, скрывая свое истинное отношение, в котором нет любви и уважения, а присутствуют неприязнь и боязнь, дети проявляют определен­ную степень смирения, ханжества. Великий педагог А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал четкую формулировку этому явлению: «Эгоизм, плюс цинизм, плюс нищенская эстетика показного смирения», - и особо подчеркнул опасность и недопустимость его культивирования.

В то же время ученики не одобряют заискивания, не про­щают, когда учитель, стремясь установить дружеские отноше­ния, унижается до панибратства. Они хорошо понимают, что имеют дело с безвольным, не ценящим свое достоинство и зва­ние, человеком. Естественно, такой педагог не может быть нас­тоящим воспитателем.

Немаловажное значение для авторитета педагога имеет его аккуратность, которую следует проявлять решительно во всем. Отталкивающее впечатление производит неряшливый педагог. Неприемлема и другая крайность, когда преподаватель бук­вально демонстрирует сотрудникам и учащимся богатый гар­дероб и мастерство применения косметики. Более строгое от­ношение к себе педагога в этом плане не только укрепляет его авторитет, но и в значительной мере способствует воспитанию у учащихся вкуса, чувства меры, умения правильно одеваться и вести себя в служебной обстановке.

Отдельные педагоги-музыканты резко отрицательно отно­сятся к желанию своих учащихся ознакомиться с работой дру­гого преподавателя или его учеников, позаимствовать какие-либо исполнительские приемы. При этом решительно игнори­руется полезность или уместность использования тех или иных способов игры и методов их усвоения. Доминирует чувство – оскорбленного достоинства. Такие педагоги, обвиняя питомца в недоверии, требуют полного, слепого подчинения или угрожают переводом в другой класс. Они стремятся тщательно оградить своих учеников от любого постороннего влияния. Эта позиция порождается различными причинами, среди которых особенно опасны безмерная вера в непогрешимость своих педагогических знаний и способностей и безрассудная, бессмысленная ревность. То и другое — следствие чрезмерной самоуверенности, болез­ненного самомнения, а иногда и известной ограниченности.

Решительно осуждая педагога этого типа, Н. А. Добролюбов писал: «Он старается удержать своего ученика в тех прави­лах, которых сам держится: старание совершенно естествен­ное и понятное, но тем не менее вредное в высшей степени, как скоро оно доходит до стеснения собственной воли и ума ребен­ка... Такое воспитание, без сомнения, есть враг всякого усовер­шенствования и успеха,— ведет к мертвой неподвижности и застою... влияние его отражается уже не на одних отдельных личностях, а на целом обществе».

Нередко педагог, не сумев разобраться в поставленных уче­ником вопросах, подсознательно ощущает ограниченность сво­их педагогических знаний. Но опасаясь, что его авторитет мо­жет пострадать, он старается защитить его любыми средствами. Принятые меры часто дают прямо противоположный результат, ослабляя влияние учителя на воспитанника, так как последний понимает, что наставник проявляет педагогическую несостоя­тельность и необъективность.

Совсем иначе работают те преподаватели, которые не за­мыкаются в одной раз и навсегда установленной системе спо­собов воспитания. Они энергично ищут общения, заимствуют методы коллег, тщательно анализируют и претворяют их в сво­ей практике. Являясь квалифицированными специалистами, они тем не менее далеки от уверенности в идеальной правиль­ности собственной работы, и это заставляет их неуклонно со­вершенствовать педагогическое мастерство, советоваться с товарищами, накапливать знания, искать более эффективные средства обучения. Настоящего педагога не насторожит посто­роннее влияние, не озадачит вопрос ученика. Высокий профес­сиональный уровень позволит ему признать правильность за­имствованного приема или объяснить, почему его нельзя при­менить в данном случае и указать произведение, где он должен быть использован. Если такой педагог не знаком с какой-либо проблемой, он не побоится в этом признаться. На ученика это производит благоприятное впечатление, так как он видит, что его наставник предельно правдив.           М. Горький, отмечая благо­творность такого поступка, писал: «Нравилось мне, когда он отвечал «не знаю», «не могу сказать», и сильно приближало это меня к нему – видна тут его честность. Коли учитель разрешает себе сознаться в незнании — стало быть, он знает нечто!».

Чувственное восприятие детьми урока музыки чрезвычайно богато. Дети тонко реагируют на настроение педагога и навер­няка заподозрят безразличие и бесхарактерность, если он пос­тоянно спокоен, благодушен, в его душевном состоянии прева­лируют только мажорные тона. Ученик, явившийся к такому педагогу на урок неподготовленным, понимает, что это не вызо­вет решительного осуждения — в худшем случае его ласково пожурят. Находясь в атмосфере всепрощенчества и безнаказан­ности ученик не может упорно заниматься, ему не привито чувство ответственности, дисциплинированности. Какую бы тре­бовательность впоследствии ни проявлял учитель, такое небла­гоприятное, одностороннее эмоциональное воздействие на уча­щегося дает себя знать — трудно заставить его работать.

Если же сенсорная реакция педагога не однотонна, если он искренне переживает и радости и печали юного музыканта, не­поддельно рад большим и малым успехам, не понимает и не принимает уклонений от занятий на инструменте (а эти чувст­ва не оставляют равнодушным ученика), то он создает все условия для поддержания творческой атмосферы в классе и благотворно воздействует на психику учащегося.

Некоторые преподаватели считают неприемлемым выражать по отношению к воспитанникам какие-либо эмоции, считая это нарушением педагогической этики. Н. А. Сорокин в учебнике дидактики по этому поводу отмечает: «Требование педагогичес­кого такта не исключает проявления учителем своих чувств: он может и должен быть на уроке не только бодрым и веселым, чутким и добрым, но и (в нужных случаях и в определенных рамках) огорченным, возмущенным и сердитым. При этом не следует терять чувство самообладания, уметь держать себя в руках».

Взаимоотношение преподавателя и учащегося является одним из важнейших компонентов в системе воспитания будущего профессионала. Она слагается из взаимоотношений преподавателя и учащегося, общих проблем обучения, организации классных занятий и до­машней работы ученика.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.