|
|||
Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии».Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии». Учебные группы: ОКБ-3, ОКД-3. Преподаватель Тихомирова Н.Ф. E-mail: tichom57@gmail.com Тема: Мотив и мотивация личности.
Цель:раскрыть понятие мотива и цели, рассказать об интересах и задачах как мотивационных факторах. План: 1.Понятие о мотивации и структура мотивационной сферы человека. 2.Формирование и развитие мотивационной сферы человека. .Направленность личности человека как совокупность устойчивых мотивов. 2.Жизненное значение феномена устойчивости личности. 3.Зависимость устойчивости и изменчивости личностных качеств человека от возраста, его индивидуальных особенностей, отношений с окружающими людьми.
Из всех мотивационных понятий наиболее важным является понятие потребности. Второе после потребности по своему значению мотивационное понятие – мотив. Мотив всегда так или иначе связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Вот почему мы говорим, что мотивы потенциально осознаваемые стимулы поведения есть только у человека. Цель представляет собой следующий мотивационный фактор. Ею называется тот непосредственный, обязательно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено поведение. Мотивационную сферу человека можно оценивать по таким параметрам: развитость, гибкость и иерархизированность. Формы направленности личности: - влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности; - желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; - стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента; - интерес – познавательная форма направленности на предметы; - при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью; - конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности есть идеал; - мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир; - убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность – это установки, ставшие свойствами личности. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Вопросы к устному опросу: 1.Что такое устойчивость личности? 2.Что такое мотивация поведения и действий человека? 3.Желания и намерения человека, их место и роль в мотивации поведения. 4. Какие качества в личности устойчивы и изменчивы?
Литература 1.Общая психология / Маклаков А.Г. – СПб.: Питер, 2001. 2.Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624с. 3.Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник /А.И.Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400с.
|
|||
|