|
||||||||||||||
Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии».Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии». Учебные группы: ОКБ-3, ОКД-3. Преподаватель Тихомирова Н.Ф. E-mail: tichom57@gmail.com Тема 1.2. Психология личности. 1. Личность. Индивид. Индивидуальность. Цель:дать понятияличности, индивида и индивидуальности, при помощи которых человек характеризуется в целом, в совокупности многих его свойств. План: 1.Научное определение понятия «личность». 2.Краткие сведения из истории изучения личности. 3.Понятие индивидуальности и индивида. В истории исследований личности можно выделить три периода:
Из всех определений, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось определение, данное Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся, индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Так, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный «внутренней позицией». Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к её развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. А.Н.Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Личность, по его мнению, - это психическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева, как и у Л.И.Божович, является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека к его мотивам. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем внутренне богаче сама личность. Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В.Петровского и В.А.Петровского: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество, представленности общественных отношений в индивиде». В понятие индивид выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек - это индивид. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальностьхарактеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого. Индивидуальность выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Понятия личность индивидуальность образуют единство, но не тождество. Черты индивидуальности, не представленные в системе межличностных отношений, оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития. Следовательно, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.
Контрольные вопросы: 1.Что такое личность? 2.Расскажите о современных теориях личности. Домашнее задание: Три основных исторических периода в изучении личности. Их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний.
Литература 1.Ковалев А.Г. Психология личности. – М., 1970. 2.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3.Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. – М., 1992, Ч.3. 4.Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М., 1984. 5.Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. – М., 1961.
|
||||||||||||||
|