|
||||||||||||||||
Филиал в г. Пензе. Факультет Объединенный. Доклад
Филиал в г. Пензе Факультет Объединенный Направление Юриспруденция Доклад
Пенза 2020 г.
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции. 1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); 2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); 3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ). Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства. Все налоги содержат следующие элементы: - объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению; - субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо; - источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог; - ставка налога – величина налога с единицы объекта налога; - налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность , включая землю и другую недвижимость ; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
1.2. Правовое значение объекта налогообложения
Налоги являются обязательными платежами (взносами ) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения , напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д. ), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом. Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления ) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения). Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы ( при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I ), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке ( ст. II ).
1.3. Принципы построения налоговой системы
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения:“ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца ”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему: 1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения. 2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. 3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. 4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами » налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах расчитываются пропорционально. 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущесвления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. 3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. 4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвеннополитическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Структура налогообложения РФ С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. Под термином «налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти” (п. 4 Постановления). Таким образом, понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п. Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога ), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. 1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации. 2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие. 3. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.
2. 2. Основные налоги, взимаемые в России
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ - налог на добавленную стоимость - федеральные платежи за пользование природными ресурсами - акцизы на отдельные группы и виды товаров - подоходный налог - налог на доходы банков - подоходный налог с физических лиц - налог на доходы от страховой деятельности - налоги – источники образования дорожных фондов - налог на операции с ценными бумагами - гербовый сбор - таможенная пошлина - государственная пошлина - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения - налог с биржевой деятельности РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ И НАЛОГИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
- республиканские платежи за пользование природными ресурсами - лесной налог - налог на имущество предприятий - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
- земельный налог - регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - налог на имущество физических лиц - сбор за право торговли - налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне - целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели - курортный сбор - налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ - налог на рекламу - лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями - сбор с владельцев собак - сбор за выдачу ордера на квартиру - лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей - сбор за право использования местной символики
- сбор за парковку транспорта - сбор за выигрыш на бегах - сбор за участие в бегах на ипподромах - сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме - сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами - сбор за право проведения кино- и телесъемок - сбор за уборку территорий населенных пунктов - другие виды местных налогов
|
||||||||||||||||
|