Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заключение



Заключение

реформация христианская культура кальвин

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций.

Следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи Реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. Не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.

Реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Складывающийся капитализм получил в протестантизме духовное обоснование.

 22.Идеология европейского Просвещения.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духов­ным и социально-культурным переворотом в жизни Евро- пы. В ходе реформации происходит адаптация христианс­кой веры к потребностям современного ей общества.

Уже с XV века католическая церковь переживала кри­зис народного доверия: происходило переосмысление тео­рии о «единоспасающей» роли католической церкви, значе­ния различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли ев­ропейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттер­дамский, которые стали своеобразной предтечей Реформа­ции. Большое раздражение вызывает роскошь папского дво­ра, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, вла­девшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Ре­формация, распространившаяся затем на всю Европу. Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и рас­пространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятель­ность иезуитов была самой разнообразной: от участия в поли­тической жизни европейских дворов до создания школ, при­ютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В като­лической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545— 1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтвер­ждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые ка­толической церковью, позволили сохранить ей доминирую­щее положение в Европе и затормозить наступление протес­тантизма. Просвещение является необходимой ступенью в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и свойственным ему мировоззрением, когда монархичность сменяется демократичностью, а возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности. Развивается социальность, в рамках которой граждане озабочены проблемой наилучшего общественного устройства. Возникает идея равенства, но уже не только и не столько перед Богом, сколько перед законом. Панацеей от всего признается разум, поэтому все просветители становятся его "миссионерами", распространителями. Главную свою задачу они видят в воспитании и образовании (отсюда термин - " просвещение "). Сам термин появился позднее, так как самих просветителей при жизни называли "философами", однако в их произведениях уже была выражена просветительская идея.

23. Художественная культура Нового времени.

Радикальное обновление опыта и жизненных ценностей в Новое время неизбежно породило новые тенденции и в сфере художественного творчества. Оформляется новое представление о смысле художественной деятельности и новых критериях прекрасного, обновляются способы художественного творчества, эстетические и художественные вкусы людей.

Как и для всей культуры, для художественной культуры Нового времени решающим оказалось влияние Ренессанса. То, что было порождено Возрождением, получило продолжение в Новое время, но продолжение не однолинейное, не однонаправленное. В XVII–XIX веках в Европе оформились художественные стили такие как «классицизм», «барокко», «романтизм», «реализм», «рококо», «сентиментализм». Рассмотрим только три направления, которые можно назвать не просто стилями с каким-то формальными особенностями, но и различными способами мышления, восприятия мира, характерными для Нового времени – барокко, классицизм и романтизм.

XVII век часто называют веком барокко (итал. barocco, букв. странный, причудливый). Но искусство XVII века очень разнообразно, и назвать это время веком барокко можно только, если понимать его широко – как фиксацию нового мировосприятия в этом смысле под барокко можно понимать общую тенденцию к динамизму. Этот стиль продолжает ренессансный антропоцентризм, но он оказывается видоизмененным, двойственным и даже как будто сомнительным. Научное знание расширяет границы мира. Земля не воспринимается как центр мироздания, солнечная система, как выяснилось, оказалась не Вселенной, а лишь малой ее частью. Вследствие нового видения пространственно-временных параметров существования изменяются представления о месте человека. Изменение картины мира «поставило место человека в мире под вопрос» (Р. Гвардини). Эпоха барокко отражает это противоречивое положение человека: с одной стороны, его активную позицию по отношению к миру, с другой – самосознание одинокой личности, ощутившей свою ничтожность в бесконечном мире.

Эта противоречивость самоощущения человека проявляется в новом понимании красоты, которое предлагает барокко, которое во многом противоречит ренессансному. Ренессансная красота воплощалась в гармонии – гармонии человека и Бога, человека и природы, частей и целого. В эпоху Возрождения и позже в классицизме художники находили красоту в стройности, ясности, гармонии линий, в чистоте ярких, но не бьющих в глаза красок. В барокко появляется иная концепция красоты, построенная на динамическом соподчинении элементов основному мотиву. Линии стали извиваться, формы – усложняться. В живописи чистый цвет уничтожается бесконечными переходами оттенков, постоянным использованием темного фона. В архитектуре признаком стиля становятся криволинейность планов, изгибы стен. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной.

24. Культура постиндустриального общества: основные тенденции и противоречия.

Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Теория постиндустриального общества является сегодня одной из наиболее распространенных социологических концепций, позволяющих адекватно осмыслить масштабные перемены, происшедшие в западных обществах на протяжении последних тридцати лет. Предложенная в конце 60-х - начале 70-х годов американскими и европейскими исследователями, в большинстве своем стоявшими на социал-демократических позициях, она вобрала в себя лучшие элементы научной традиции, восходящей к эпохе Просвещения. Ее сторонники стремились подчеркнуть, что залогом современного общественного прогресса служит быстрое технологическое развитие, основанное на превращении науки в непосредственную производительную силу, а мерой такого прогресса выступает становление всесторонне развитой личности и расширение творческих возможностей человека. В 90-е годы, наиболее сложные и противоречивые в новейшей истории нашей страны, судьбы российских интерпретаций постиндустриальной теории также сложились весьма драматично. С одной стороны, значительная часть экономистов и политиков, отринувших коммунистическую идеологию, объявила себя приверженцами неолиберальной модели развития, ставшей основой рыночных преобразований, проводившихся на протяжении всего последнего десятилетия. Выдвинув на этой основе тезис о возможности построения в нашей стране в короткие сроки среднеразвитого капиталистического общества, они объективно не были заинтересованы в детальном изучении постиндустриальной теории, поскольку из нее совершенно четко следует вывод о неосуществимости подобных преобразований в стране, ориентированной на первичный сектор хозяйства и явно далекой от стандартов общества массового потребления. С другой стороны, специалисты и политики, не изменившие столь радикально своим прежним убеждениям, восприняли теорию постиндустриализма как незначительным образом модифицированную коммунистическую доктрину и попытались скрыть за постиндустриальной риторикой свое стремление к реставрации социализма «с человеческим лицом». Вполне понятно, что и в этом случае не может идти речи о глубоком проникновении во внутреннюю логику постиндустриальной концепции.

Между тем сегодня нельзя не признать, что теория постиндустриального общества стала фактически единственной социологической концепцией XX века, в полной мере подтвержденной исторической практикой. Как и было предсказано ее создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в ее рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства. Западные общества, находившиеся в момент становления основ данной концепции в глубоком кризисе, вновь восстановили свой статус лидеров мирового развития, одержав убедительную победу над стагнирующими индустриальными державами. Социалистическая система, сосредоточившаяся на экспансии массового производства и оказавшаяся не в состоянии использовать человеческий потенциал в качестве важнейшего источника развития производительных сил, распалась, ввергнув народы входивших в нее стран в глубокую хозяйственную деградацию. Экологическая ситуация, казавшаяся критической в 70-е годы, радикально изменилась под воздействием ресурсе- и энергосберегающих технологий. Кризис сбыта, который социалисты считали неизбежным следствием буржуазного типа производства, сегодня фактически преодолен под воздействием формирующегося информационного сектора хозяйства, а пролетариат, призванный разрушить капиталистическое общество, все более явно становится лишь малозаметной социальной прослойкой, обретающей зримые черты реакционности.

25. Мировоззренческие основы художественной культуры модерна и постмодерна.

Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов, — все это затруднило поиски общих определений модернизма. И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее, современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «moderne» — новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания.Первые модернисты — это люди конца XIX века, взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира. Постмодерну (постсовременности) предшествовала цепь культурных трансформаций, вместе составивших культурный проект модерна (современности): просвещение - романтизм - декаданс - авангард.

В конце ХХ столетия исчезла, безусловно, футуристическая ориентация культуры, пафос новых времен и им на смену пришло чувство неопределенности перед лицом и прошлого, и настоящего, и будущего.

Таким образом, культура конца XX века возникает на основе экономических, социальных и политических реалий "сверхоткрытого" общества. Это "культура избытка", которая характеризуется перенасыщенностью значений, нехваткой оценочных суждений и ясного понимания своих перспектив.

Вместе с тем, можно увидеть и положительное содержание постмодерна, поскольку тот стремится преодолеть нетерпимость и монологизм модерна, внимателен к "другому", обращается к диалогу и полилогу, принципиально отвергает идеи господства над природой, обществом, личностью. С этой точки зрения, происходит не утрата ценностей, а их изменение, переориентация стиля жизни. Это выражается в повышенном интересе к самопознанию и самоосуществлению личности, заботе об окружающей среде (экологическое движение), исторически сложившейся среде (внимание к традициям), переосмыслении роли женщины в истории (феминизм), в растущей убежденности в необходимости общеобязательной этики в интересах выживания человечества, возвращении религиозной культуры

26. Основы российской цивилизации, российский тип культуры и ментальность.

российская цивилизация ментальность народ

Православное смирение породило в русских людях жертвенность, подвижничество, пренебрежение ценностями житейского комфорта и благополучия. Однако смирение - не значит бездеятельность; оно предполагает волевое деяние (подвиг, добродетель). Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни. Для русского человека ценность индивидуальной жизни ничтожна по сравнению с общей ценностью (семья, община, Отечество). Отсюда - дух русской державности, слияние государства и общества.

Следствие христианского смирения - душевная теплота русских, гостеприимное отношение к инородцам, чувство общности, потребности в бескорыстном общении. До сих пор русские являются единственной нацией, способной принять в свое лоно человека любой другой национальности, вероисповедания и цвета кожи.

Для русской ментальности свойственны не эгоцентрические стимулы к самоутверждению, а стремление к духовной свободе. Это стремление применительно к хозяйствованию проявляется и в отношении к материальным благам. Ни у одного народа, пожалуй, негативное отношение к материальному благополучию не укоренилось настолько глубоко, как у русских. На Руси, в России состоятельному человеку нужно было искать "извиняющие причины" своего богатства. Отсюда - тяга к благотворительности, к меценатской деятельности (вспомним Морозовых, Мамонтовых и другие известные купеческие династии России). В русском характере недостаточно развиты стремление дорожить материальными благами, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, ответственность по отношению к собственной судьбе.

Так же православные ценности отразились и в процессе складывания русской трудовой этики. Основным направлением в жизни верующего христианина было спасение души. В ходе наложения православных ценностей на крестьянскую среду была выработана русская трудовая этика. Труд получил широкую сакрализацию как занятие благородное, богоугодное и располагающее очистительными функциями применительно к душе. Труд явился олицетворением добра, а по христианскому мышлению тот, кто делает добро, попадает в рай, т.е. спасает свою душу. Это ознаменовало складывание понятий "трудолюбие" и "добролюбие", т.е. человек, которые трудился, а значит, делал добро - спасал свою душу. На этой логике построен весь быт русского крестьянства. Об этом нам доподлинно показывает народное творчество, а именно русские поговорки и пословицы: "Кто перекрестясь работал, тому Божья помощь", "Дело спорится - углам помолись", "С молитвой в устах, с работой в руках".

Таким образом, в русском менталитете сочетаются разнообразные свойства и способы поведения. Н. Бердяев выразительно подчеркнул эту особенность русского народа: "Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт”

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.