Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица 1– Определение волонтерской деятельности



 

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

ГАПОУ СО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ»

 

Комиссия правовых и социальных дисциплин

 

 

Реферат

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВОЛОНТЁРСТВУ

по дисциплине ЕН.03 Основы исследовательской деятельности

 

 

Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Дата защиты: ______________ Оценка: ______________ Исполнитель: Дудина А.В. Группа: 2псо-13 Руководитель: Шешукова Т.А. преподаватель первой квалификационной категории  

 

 

Нижний Тагил 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….                                                                                                            теоретическиеосновысоциальной активности………………………...                                                                                  1.1 Социальная активность молодежи: понятие, виды и формы……...                                                                             1.2 Волонтерская деятельность: основные характеристики………… 1.3 Волонтерство и социальная активность: точки соприкосновения.. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….                                                                                                           Список использованных источников…………………………                                                        

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2006 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Вместе с тем, показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 9%, хотя в обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения. Только для работы на прошедшей зимней Олимпиаде в городе Сочи было привлечено более 25 тысяч волонтеров, из них 518 волонтеров были волонтеры из Челябинской области.

Актуальность настоящего исследования, таким образом, определяется наличием противоречия между необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью основ волонтёрского движения в техникуме.

В связи с этим, проблема исследования социальной активности в волонтерской деятельности требует своего решения.

Целью исследования является изучение влияния волонтерской деятельности на социальную активность студентов.

Объектом исследования является студенческое сообщество.

Предметом исследования является социальная активность студентов.

    В соответствии с целью в исследовании ставились следующие задачи:

1. Изучить социальную активность молодежи.

2. Изучить основные характеристики волонтерской деятельности.

3. Изучить точки соприкосновения волонтерства и социальной активности.

Теоретические методы: анализ нормативных документов, исторический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ. Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, анкетирование, экспертное оценивание, статистические методы обработки данных.

 

ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ           СТУДЕНТОВ

 

1.1 Социальная активность молодежи: понятие, виды и формы

 

Исследуя проблему развития социальной активности молодежи в волонтерском движении, мы пришли к необходимости ее осмысления в теории и практике.  Это позволило нам проследить эволюцию теоретических представлений об изучаемом объекте и определить их значение для нашего исследования.

Анализ научной литературы показал, что разработка вопросов развития социальной активности молодежи всегда была в центре внимания.

Термин «активность» широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причем в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений. Словарь русского языка дает общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как ее динамическое условие, как свойство ее собственного движения.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная активность – понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека.

С нашей точки зрения, социальная активность - устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющее в процессе деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.

На основе изучения теоретических подходов к понятию «социальная активность», социальных и возрастных характеристик студентов системы среднего профессионального образования, а также разработок ученых-педагогов (В. Ф. Бехтерев, Т. Г. Емельянова, И. П. Подласый и др.) о критериях социальной активности и стадиях усвоения социального опыта (Б. Д. Парыгин), были выделены ее компоненты: совокупность структурных признаков социальной активности, качества личности и социальный опыт личности.

Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности как трудовая, общественно-политическая и познавательная.

Рассмотрим основные виды социальной активности студенческой молодежи. Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида направленной на получение знаний, умений и навыков.

К объективным показателям социально-политической активности относятся следующие: участие в общественных и политических объединениях (политические партии, молодежные движения, студенческие сообщества и др.); участие в выборах; выполнение общественно полезной деятельности; проявление инициативности в общественной деятельности; временные затраты на социально-политическую деятельность и т.д. К субъективным показателям относятся: отношение к социально-политической деятельности; осознание важности и значимости собственной социально-политической деятельности и т.д. Уровень социально-политической активности при этом может быть охарактеризован следующим образом:

− Высокий уровень социально-политической активности – студент регулярно занимается общественно полезной деятельностью, состоит в общественных объединениях, систематически участвует в работе собраний. Положительно относится к социально- политической деятельности, осознает ее важность, разделяет цели объединений, в которых участвует..

− Средний и низкий уровень социально-политической активности (в зависимости от степени выраженности критериев) – участие в общественно полезной деятельности несистематическое, собрания общественных объединений посещает редко, по необходимости. Инициативы не проявляет, либо проявляет редко. Преследует собственные цели, независимо от согласованности с целя ми группы.

−  Пассивность – общественно полезной деятельности не выполняет, в общественных объединениях не участвует, либо по необходимости. Считает, что ничего в общественно-политической жизни изменить не способен.   

Трудовая деятельность может быть направлена как на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей.

Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним – условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.

Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи и детей ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной деятельности. Однако, целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение молодежи в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: карьерный рост, перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, получение рекомендации при трудоустройстве. Как показывают исследования прошлых лет, мотив благополучия был в числе основных мотивов участия подростков и юношей в общественной работе в техникуме.

Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках техникума.

Степень социальной активности можно определить, сопоставляя следующие характеристики субъектов:

1. мобильность (считая молодежь наиболее социально активной);

разнообразие способов и сфер действия (социальная активность выше у лиц, включенных в большее число общественных связей и общностей);

2. сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;

3. использование опыта других субъектов, что помогает расширить объем и усилить интенсивность преобразующей деятельности;

4. привлечение сил других субъектов для достижения общественно значимых целей;

5. творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования природы и общественных отношений.

К одной из наиболее распространенных форм социальной активности молодежи относится волонтерская деятельность. Добровольчество, как осуществление благотворительной деятельности в форме бескорыстного труда, содействует: подготовки молодежи к жизни в условиях меняющегося общества, формированию личности, способной адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Социальная активность молодежи, участие в волонтерских движениях может способствовать развитию социальной работы с различными категориями населения (группами социального риска).

Большой процент социально-активной молодёжи вовлечен в развитие добровольческого движения. Наш мир, наше общество не стоит на месте и с каждым днём молодые люди и активные граждане нашей планеты преследуют всё новые и новые цели.

Внедряя новые проекты, государство может обратиться в специализированные структуры колледжа, которые призваны организовывать и информировать студентов. Певная М.В. отмечает, что «в современной России на молодежь возлагаются большие надежды как на ресурс, способный сделать экономику страны инновационной. Ключевая задача в этом процессе отводится образовательной среде высшей школы». [6] Посредством вовлечения студентов в добровольческую деятельность государство формирует общество заинтересованных граждан, готовых активно участвовать в жизни своей страны.

Значительным преимуществом волонтерской деятельности является возможность добровольно выбрать подходящий студенту проект. С каждым годом появляется все больше новых добровольческих инициативных групп, которые активно привлекают новых членов. Вне зависимости от курса и профессии каждый студент может выбрать ту сферу, в которой он заинтересован: культура, экология, спорт, религия, социальные или международные проекты, помощь в чрезвычайных ситуациях.

 

 

1.2 Волонтерская деятельность: основные характеристики      

 

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.

Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.

Волонтер − человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.6

Российский социолог Е.И. Холостова дает следующее определение понятию «волонтер»: «Волонтеры (от англ. volunteer − доброволец) − это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций… Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности».

Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:

Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.

Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.

Неорганизованное волонтерство − это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.

Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Выделяют несколько различных видов волонтерства:

1. Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

2. Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.

3. Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления – от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.

4. Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:

1. потребность в признании – люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;

2. потребность в достижении – людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;

3. потребность в самоконтроле – многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;

4. потребность в разнообразии – людям, как правило, надоедает делать одно и то же;

5. потребность в росте – люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;

6. потребность в общении - потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;

7. потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;

8. потребность быть единственным – это потребность чувствовать себя особенным и значимым.

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение − получить эмоционально-психологический комфорт.

Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий и короткий срок. Мотивация добровольца на долгий срок – достижение цели и сопричастности. Лучшее признание для него выражается в предоставлении большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений - равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на добрый срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытать чувство сопричастности; такой волонтер, как правило, находит работу сам либо «растет» внутри организации, стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы «глобального» характера.

Мотивация добровольца на короткий срок − признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем- подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок- общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном отрезке времени. В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают:честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм.

Диапазон личностных качеств человека очень большой и широкий. У каждого человека свой характер, индивидуальные психические свойства, собственный жизненный опыт, который обогащается и наслаивается в процессе общественной деятельности. Человек стремится усовершенствовать себя, найти свое предназначение и место в жизни. Волонтерская деятельность − это путь самопознания и самопроверки. Поэтому в добровольной работе принимают участие различные категории волонтеров.

Согласно возрасту, социальной роли и социального статуса можно выделить следующие группы добровольных помощников:

Дети и подростки. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.

Профессиональная квалификация волонтеров-подростков обычно достаточно низкая, однако они обладают иными качествами и способностями, поэтому эта категория волонтеров является незаменимой в практической деятельности.

Волонтеры-специалисты – это психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи, оказывают консультативную помощь социальным работникам и другим волонтерам или практически помогают различным клиентам социальных служб.

Клиенты. Волонтерами могут быть и те, кому оказывается помощь - клиенты конкретной организации, например, пациенты клиники или слушатели воспитательного центра, родители клиентов, а также те, кто был клиентом раньше и хочет работать волонтером в различных программах.

Члены организации. Волонтеры–члены общественных организаций предоставляют широкий спектр социальных услуг разным категориям населения.

Студенты различных учебных заведений разного типа в подавляющем большинстве работают как волонтеры в организациях во время прохождения практики. У студентов–волонтеров особые мотивы для добровольной социальной работы. Прежде всего их интересуют профессиональные проблемы. Они могут быть как формальными − получение зачета, прохождения практики, так и реальными − приобретение профессиональных знаний по будущей специальности, наработки навыков общения с клиентами. Студентов-волонтеров интересуют только те виды социальной работы, непосредственно связанные с будущей профессией. Они предпочитают индивидуальной работе и работе в небольших группах – это исследование или групповое консультирование и т.д.

Родители. Мотивация участия волонтеров-отцов в социальной работе - желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с другими проблемами и др.

Итак, волонтером может быть человек, любого пола и возраста, с любым образованием, или без нее, которая способна чувствовать определенные потребности других людей и на добровольных началах помогать им.

Можно выделить ряд технологических этапов организации волонтерского движения и реализации добровольческой программы:

1. Предварительный этап: сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров; определение потребностей организации в добровольцах; формирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.

2. Начальный этап: проведение собеседования, составление описания работы, назначение индивидуальных кураторов для добровольцев.

3. Основной этап: выполнение работы.

4. Завершающий этап: оценка эффективности проделанной работы, поощрение добровольцев, планирование дальнейшей деятельности.

Эффективность реализации данной технологии во многом зависит: от степени ясности представлений о будущей деятельности у организаторов и добровольцев; от степени эффективности взаимодействия между добровольцами и штатными сотрудниками; от качественных характеристик предлагаемой работы и учета индивидуальных интересов, потребностей и способностей добровольца; от форм поощрения добровольцев.

Принципами добровольческой деятельности являются:

1.добровольность: волонтером можно стать только по желанию.

2. независимость: возможность принимать собственные решения.

3. единство: много идей, но одна цель.

4. универсальность: равные возможности каждого.

5. неординарность: полет фантазии не ограничен.

6. заинтересованность: волонтерство - это работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.

Таким образом, для развития волонтерского движения необходим ряд условий:

1. наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

2. учет специфики мотивационной структуры добровольцев по отношению к участию в волонтерской деятельности;

3. обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение;

4. использование значимой для добровольцев деятельности как основы волонтерства;

 использование волонтерства как способа повышения социального статуса человека.

Сегодня добровольцы - это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.

 

Таблица 1– Определение волонтерской деятельности

 

Мнения Ранги Количество выборов Пример определения
Безвозмездная помощь не защищенным слоям населения (социальным группам)

«Волонтерская деятельность - это не профессиональная социальная работа, помощь людям на безвозмездной основе».

 

 

Участие в благотворительных мероприятий, акциях
Общественные работы – безвозмездные
Помощь человеку в благотворительной организации, в контексте соц. программ

 

1.3 Волонтерство и социальная активность: точки соприкосновения

 

Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону

Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.

Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной работе лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.

Положительные моменты организации волонтерской деятельности студентов заключается также в следующем:

1. студенты чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу;

2. студенты работают с более четкой мотивацией и большей отдачей;

3. им удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.

Волонтерство выполняет ряд функций, которые и определяют его место в системе социализации в техникуме:

– организационно-регулирующую: вовлечение студентов в волонтерскую деятельность обеспечивает разноуровневые связи техникума  с социальной средой. За счет их включения в созидательный процесс происходит перестройка жизнедеятельности и взаимоотношений студентов, корректировка ценностей и эталонов;

– технологическую, определяющую возможность создания и применения технологических процедур оперативного реагирования студентов на решение социальных проблем;

– мотивационную, обусловленную основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда;

– прогностическую, способствующую проектированию индивидуальных траекторий развития личности.

Бесспорно, перечисленными выше функциями не исчерпывается роль волонтерства. Однако, доминирование этих функций оказывает значительное влияние на развитие добровольческого па ).

В целом, волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, предоставляя почву для самореализации и самоорганизации, являясь источником интересного досуга и социальных связей, но и способствует реализации одной из главных задач инновационного образования - актуализация "человеческого в человеке" на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.

 

 

Рисунок 1− Диаграмма проявления студентами активности в социально значимой деятельности 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/ molod/Yprav/1760.htm (дата обращения 12. 12. 2011).

2. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: Дисс…канд. псих. наук : 19.00.01 / Е.С. Азарова, Кемерово. - 2008. - 192 c..

3. Социальная активность молодёжи как условие развития со- временного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч. : Ч. 2. – 307 с.

4. Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. – М.: Политиздат, 2010. – 74 с.

5. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009 год.  

6. Дьячек, Т.П. Добровольчество: теория и практика: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля / Т.П. Дьячек , Л.В. Болотова , А.О. Полякова. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 93 с .

7. Ершова, Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. –  №2. – С. 20-23.

8. Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции. Издательство Московского Университета 2006 г.

9. Кузьменко, И.В., Баркунова О.В. Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия / Вестник Томского гос. пед. университета TSPU Bulletin, 2012. –  №8. – С. 88 – 91.

10. Левдер, И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. –  №2. – С. 35 – 38.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.