|
|||
Рефлексия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Рефлексия Понятие «рефлексия» сравнительно недавно вошло в педагогический обиход. Рефлексия является необходимым этапом любой деятельности. Она позволяет выявить причины успехов и неудач, положительные и отрицательные стороны в достижении поставленной цели, показать вклад каждого, в том числе лично для себя, в общий результат. Рефлексия (от лат. reflexio — «обращение назад», «отражение») – форма деятельности человека, направленная на осознание и осмысление внешнего и внутреннего опыта собственной деятельности. Рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их. В условиях реализации стандартов второго поколения рефлексия становится неотъемлемым этапом урока. Целью данного этапа является оценка степени достижения целей и задач урока классом в целом и каждым учеником в отдельности, осознание совокупности происходящих во время урока видов деятельности и их результатов. Рефлексия не является просто самоанализом, поскольку осмыслению подвергается любая значимая для конкретного субъекта деятельность: индивидуальная, групповая, коллективная. Рефлексия позволяет осознать цель учебной деятельности, определить значимость конкретных видов деятельности, форм кооперации для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, самостоятельно осуществить целеполагание, направленное в будущее (чему я могу еще научиться? что необходимо усовершенствовать?). В зависимости от целей урока выделяют: 1) эмоциональную рефлексию (с каким настроением вы покидаете этот урок? какие эмоции вы пережили на уроке?); 2) рефлексию содержания (что вам запомнилось на уроке? Что нового вы узнали, а что хотели бы узнать? какие выводы по изученной теме вы сделали?); 3) рефлексию способов учебной работы (какими новыми приёмами учебной деятельности вы овладели? какие формы работы были для вас наиболее продуктивными? какие задания вызвали наибольшие затруднения?); 4) рефлексию степени овладения учебным материалом (оцените свои действия и действия класса (группы) по пятибалльной шкале; что помешало вам, группе, классу достичь необходимого результата? что бы вы изменили в ходе урока, чтобы достичь поставленных целей?). В практике осуществления рефлексии на уроке используется широкий спектр рефлексивных вопросов, таких как: Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена поставленная задача, нельзя ли было иначе? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими? Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны? Какие новые мысли, чувства у вас появились? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой? Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? Почему вы выбрали именно эти задания? О чём хотелось бы поговорить подробнее? Что бы вы хотели посоветовать своему учителю? Заметили ли вы свои успехи в …? Здесь уместно обратиться к толкованию рефлексии Владимиром Далем, который определял её как «отражённый свет». Свет самого ученика, его личного отношения к происходящему на уроке. При выборе приёмов рефлексии учитель исходит из целей урока, способов организации деятельности учащихся, применяемых на занятии (методы, приёмы, технологии), познавательных возможностей учащихся. В качестве приёмов рефлексии можно использовать: приём незаконченного предложения («Я похвалил бы себя за…»; «Больше всего на уроке мне понравилось…»); ассоциацию (выбор картинки, цвета, смайлика, соответствующего впечатлению от урока, состоянию ученика в начале и конце урока); шкалирование или «мишень» (отмечается уровень интереса, успешности, новизны и т. п.; расставляются баллы, оценивающие работу ученика, класса, степень достижения цели урока («я», «мы», «дело»); «Книгу отзывов», «корзину идей» (в ней ученики фиксируют своё отношение к деятельности класса на уроке, дают советы себе, одноклассникам, учителю, направленные на повышение эффективности образовательного процесса); синквейн (стихотворная форма, отражающая отношение ученика к главному факту, изучавшемуся на уроке); пять слов об уроке и т. п. При осуществлении рефлексии главное внимание следует уделять самому процессу учения, выделению возникших трудностей, установлению обратной связи, тому опыту, который присвоили себе учащиеся. В сочетании с другими структурными элементами урока этап рефлексии позволяет сформировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД). В результате рефлексии ученик научится: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Ученик получит возможность научиться: основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Таким образом, этап рефлексии позволяет учащимся осуществлять не только оценку и самооценку, но и корректировать собственную деятельность, приобретать необходимый жизненный опыт. Особое значение этот этап урока имеет и для учителя, так как рефлексия позволяет ему вовремя скорректировать свою педагогическую деятельность. [1] Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5–9 классах: из опыта работы. М., 1990. С. 22–23. [2] См.: Овчинникова Н.П., Гудкова Л.А. О мотивации к изучению истории у учащихся 5–6 классов / Н.П. Овчинникова, Л.А. Гудкова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 6. С. 24.
|
|||
|