Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рефлексия



Рефлексия

       Понятие «рефлексия» сравнительно недавно вошло в педагогический обиход. Рефлексия является необходимым этапом любой деятельности. Она позволяет выявить причины успехов и неудач, положительные и отрицательные стороны в достижении поставленной цели, показать вклад каждого, в том числе лично для себя, в общий результат. Рефлексия (от лат. reflexio — «обращение назад», «отражение») – форма деятельности человека, направленная на осознание и осмысление внешнего и внутреннего опыта собственной деятельности.

       Рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их. В условиях реализации стандартов второго поколения рефлексия становится неотъемлемым этапом урока. Целью данного этапа является оценка степени достижения целей и задач урока классом в целом и каждым учеником в отдельности, осознание совокупности происходящих во время урока видов деятельности и их результатов. Рефлексия не является просто самоанализом, поскольку осмыслению подвергается любая значимая для конкретного субъекта деятельность: индивидуальная, групповая, коллективная.

       Рефлексия позволяет осознать цель учебной деятельности, определить значимость конкретных видов деятельности, форм кооперации для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, самостоятельно осуществить целеполагание, направленное в будущее (чему я могу еще научиться? что необходимо усовершенствовать?).

       В зависимости от целей урока выделяют:

1) эмоциональную рефлексию (с каким настроением вы покидаете этот урок? какие эмоции вы пережили на уроке?);

2) рефлексию содержания (что вам запомнилось на уроке? Что нового вы узнали, а что хотели бы узнать? какие выводы по изученной теме вы сделали?);

3) рефлексию способов учебной работы (какими новыми приёмами учебной деятельности вы овладели? какие формы работы были для вас наиболее продуктивными? какие задания вызвали наибольшие затруднения?);

4) рефлексию степени овладения учебным материалом (оцените свои действия и действия класса (группы) по пятибалльной шкале; что помешало вам, группе, классу достичь необходимого результата? что бы вы изменили в ходе урока, чтобы достичь поставленных целей?).

       В практике осуществления рефлексии на уроке используется широкий спектр рефлексивных вопросов, таких как:

 Что показалось вам сегодня трудным?

 Каким способом была решена поставленная задача, нельзя ли было иначе?

 Что в изученном сегодня для вас самое главное?

 Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

 Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

 Какие новые мысли, чувства у вас появились?

 Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

 Были ли моменты недовольства собой?

 Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

 Почему вы выбрали именно эти задания?

 О чём хотелось бы поговорить подробнее?

 Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?

 Заметили ли вы свои успехи в …?

       Здесь уместно обратиться к толкованию рефлексии Владимиром Далем, который определял её как «отражённый свет». Свет самого ученика, его личного отношения к происходящему на уроке.

       При выборе приёмов рефлексии учитель исходит из целей урока, способов организации деятельности учащихся, применяемых на занятии (методы, приёмы, технологии), познавательных возможностей учащихся.

       В качестве приёмов рефлексии можно использовать:

 приём незаконченного предложения («Я похвалил бы себя за…»; «Больше всего на уроке мне понравилось…»);

 ассоциацию (выбор картинки, цвета, смайлика, соответствующего впечатлению от урока, состоянию ученика в начале и конце урока);

 шкалирование или «мишень» (отмечается уровень интереса, успешности, новизны и т. п.; расставляются баллы, оценивающие работу ученика, класса, степень достижения цели урока («я», «мы», «дело»);

 «Книгу отзывов», «корзину идей» (в ней ученики фиксируют своё отношение к деятельности класса на уроке, дают советы себе, одноклассникам, учителю, направленные на повышение эффективности образовательного процесса);

 синквейн (стихотворная форма, отражающая отношение ученика к главному факту, изучавшемуся на уроке);

 пять слов об уроке и т. п.

       При осуществлении рефлексии главное внимание следует уделять самому процессу учения, выделению возникших трудностей, установлению обратной связи, тому опыту, который присвоили себе учащиеся.

       В сочетании с другими структурными элементами урока этап рефлексии позволяет сформировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД). В результате рефлексии ученик научится:

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

 основам саморегуляции эмоциональных состояний;

 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

       Таким образом, этап рефлексии позволяет учащимся осуществлять не только оценку и самооценку, но и корректировать собственную деятельность, приобретать необходимый жизненный опыт.

       Особое значение этот этап урока имеет и для учителя, так как рефлексия позволяет ему вовремя скорректировать свою педагогическую деятельность.


[1] Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5–9 классах: из опыта работы. М., 1990. С. 22–23.

[2] См.: Овчинникова Н.П., Гудкова Л.А. О мотивации к изучению истории у учащихся 5–6 классов / Н.П. Овчинникова, Л.А. Гудкова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 6. С. 24.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.