|
|||||||||
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко Занимательные упражнения по развитию речи Логопедия для дошкольников
Альбом 2 • Звуки Ш, Ж, Ч, Щ Москва Астрель • ACT 2001
Зуева Л. Н,, Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. 3-93 Логопедия для дошкольников: Альбом 2. — М.: ООО «Издательство Астрель», 000 «Издательство ACT», 2001. — 80 с: ил. ISBN 5-17-004602-2 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-217-01316-2 (ООО «Издательство Астрель») Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5—7 лет, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию логического мышления и графических навыков. Адресовано педагогам детских дошкольных учреждений, логопедам, родителям. УДК 373 ББК 74.100.5 ISBN 5-17-004602-2 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-217-01316-2 (ООО «Издательство Астрель») © ООО «Издательство Астрель», 2001 Уважаемые взрослые! Перед вами второй альбом комплекта, состоящего из четырех красочно иллюстрированных изданий, каждый из которых предназначен для работы над определенной группой звуков. Этот выпуск посвящен группе шипящих звуков. Одновременно с закреплением правильного звукопроизно-шения (и на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя, развивается фонематическое восприятие. Это достигается вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации, где он -активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны, мы предлагаем ребенку образец для подражания, с другой -предоставляем широкое поле для фантазии и творчества. Игровые упражнения разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее все упражнения должны выполняться с помощью логопеда и родителей. Этап постановки, закрепления изолированного звука и закрепления звука на уровне слога осуществляется логопедом. Работа с данным пособием начинается на этапе закрепления звука в слове. Подбор заданий идет по выбору логопеда. Эту «книгу» нельзя просто прочитать ребенку. Он будет работать с ней длительное время, рассматривая вместе с вами картинки, выполняя задания, которые вы ему прочитаете. Давайте ребенку возможность внимательно всматриваться в изображенные предметы. Чтобы легче запоминались новые слова, а вместе с тем интенсивнее шел процесс закрепления правильного звукопроизношения, надо чаще применять их в разговоре с ребенком. При этом полезно ставить вопросы таким образом, чтобы при ответе ребенку приходилось самому использовать эти слова. Если вы проявите терпение, будете внимательны к нашим рекомендациям, да к тому же сможете на основе своей фантазии дополнить наши сюжеты, то добьетесь хороших результатов. Успехов вам и вашим детям! Рассмотри картинки. В названии всех этих предметов спрятался звук «Ш». А теперь поиграй с мамой или другом в игру «Кто первым придет к финишу». Участники игры устанавливают фишки на старте. Первый игрок бросает кубик, передвигает свою фишку по игровому полю на столько клеточек, сколько точек на грани кубика, называет нарисованные в них предметы и определяет место звука «Ш» в слове. Попав на клеточку со схемой, игрок должен придумать слово со звуком «III» в соответствии с нарисованной схемой ( - ш в начале слова, - ш в середине, - ш в конце слова). Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу. А теперь назови только те предметы, в которых звук «Ш» встречается в начале слова. В середине. В конце. Про какие предметы можно сказать мой; моя; мое? Внимательно рассмотри картинки. Помоги мартышке, петушку, кошке и кукушке найти шарики, которые подходят к ним по рифме (например: кукуШка-катуШка и так далее). Соедини шарики с их владельцами разноцветными ниточками по образцу. Какие рифмующиеся пары получатся из оставшихся шариков? Соедини их друг с другом. Какой звук слышится во всех этих словах? Назови слова с одним слогом; с двумя слогами; с тремя слогами. В каком слове четыре слога? К картинкам, расположенным в круге, подбери подходящие по смыслу картинки вне круга. Соедини их и назови. Рассмотри карточки с картинками, назови их. Найди лишнюю карточку в первом и втором ряду. Объясни, почему она лишняя. Какой звук встречается в названии всех этих предметов? Рассмотри и сравни пары предметов. Догадайся, что забыл нарисовать художник. Назови и дорисуй. Помоги лягушатам составить цепочки слов таким образом, чтобы последний звук предыдущего слова являлся началом следующего. Все первые картинки обозначены красными точками. Назови только те слова, в которых звук «Ш» прячется в конце слова. Лягушата соревнуются в прыжках. Проведи разноцветными карандашами по точкам дорожку от каждого лягушонка, и ты узнаешь, кто куда прыгнул. Скажи, какой лягушонок куда прыгнул. 1. Послушай стихотворение «Шишки у Мишки» и скажи, о каких шишках идет речь. Бросил палку кверху Мишка Падай в шапку с ёлки, шишка! Шишка - хлоп по голове Стало шишек сразу две.
Соедини картинки слева с подходящими по смыслу картинками 3. Сравни два гребешка и соедини с нужными по смыслу картинками. 1. Соедини каждую шашку с нужной картинкой. Объясни. 2. Найди каждой шапке и шляпке свое место (соедини дорожками). Что ты можешь сказать о каждой шапке и шляпке? Миша хочет пересчитать свои игрушки. Помоги ему это сделать. Сколько у Миши матрёшек; машин; мишек и так далее. Назови игрушки, в названии которых три слога; два слога. Каких слов больше? 1. Что приготовила мама Мише на завтрак? 2. Что съел Миша? У Мартышки день рождения. Внимательно рассмотри картинки и скажи, кто пришёл к ней в этот день и что подарят Мартышке Лошадка, Петушок, Мишутка? Все подарки Мартышка повесила на пальму. Нарисуй по точкам и раскрась сначала те подарки, которые подарил Петушок, потом те, которые подарила Лошадка, и затем подарки, которые принёс Мишутка. Рассмотри все машины, изображённые на рисунке. Назови их. Объясни назначение каждой. На какой из этих машин смогут умчаться воробушки, преследуемые коршуном? На чём летят воробушки к машине? Что объединяет слова: коршун, машина, воробушки? Обрати внимание на место звука «Ш» в этих словах. В квадратах соедини точки по образцам. Рассмотри картинки. Скажи, какие предметы для Хрюши, а какие - для Миши (например: для Хрюши - лукошко). Нарисуй окошко выше Мишкиного, но шире Хрюшиного. 1. Рассмотри картинки. Назови головные уборы. В какое время года и в какую погоду носят каждый из них? Про какие головные уборы можно сказать: шерстяная, фетровая, меховая? А теперь подумай и ответь: кто где спрятался? Как ты догадался? (Потому что из-под шапки выглядывает кукушиный хвост.) Составь предложения, опираясь на схему: Кукушка спряталась под шапку. Сколько слов в предложении? Назови первое слово в предложении; второе; третье; четвертое. Какое маленькое слово? (Под.) 2. Назови лишнюю картинку. Объясни, почему ты думаешь, что она лишняя. Зуева Людмила Николаевна, Костылева Наталия Юрьевна, Солошенко Ольга Павловна ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Логопедия для дошкольников Отв. редактор О. Л. Лисицына Технический редактор Л. Б. Чуева Корректор И. Н. Мокина Компьютерная верстка М. В. Коршунова Подписано к печати 19.12.2001. Формат 70x90Vi6- Усл. печ. л. 5,85. Бумага офсетная. Тираж 10 000 экз. Зак. № 3018. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры Гигиеническое заключение №77.99.14.953.11.12850.7.00 от 14.07.2000 ООО «Издательство Астрель» Изд. лиц. ЛР № 066647 от 07.06.99 143900, Московская обл., г. Балашиха, пр-т Ленина, 81 ООО «Издательство ACT» Изд. лиц. ИД № 02694 от 30.08.2000 674460, Читинская обл., Агинский р-н, п. Агинское, ул. Базара Ринчино, д. 84 Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 170040, г. Тверь, проспект 50-летия Октября 46.
|
|||||||||
|