Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Русская литература и другие виды мскусства начала ХХ века



Русская литература и другие виды мскусства начала ХХ века

Русский художник А. Бенуа в 1914 году написал: «Вот уже десять лет, как усиливается какой-то сплошной кошмар в искусстве, в этом вернейшем градуснике духовного здоровья общества». Многие его современники отмечали «нездоровье» общества на рубеже веков. Это неудивительно, поскольку период XIX—начала XX века стал эпохой трех революций, мировой войны, резкого скачка науки, бурного развития капиталистических отношений в России. В то же время активизировалось появление различных религиозно-философских теорий («богоискателей», «богостроителей», «софиологов», «марксистов» и т.д.), которые возникли в условиях кризиса всех сторон жизни.

 

Часть русской интеллигенции обратилась к религии как к средству спасения. «Религиозное возрождение» и «религиозные искания» в культуре данного периода связаны с именами философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Д.С. Мережковского, П.А.Флоренского и др. Русская религиозная философия развивалась в русле идеологии славянофилов и западников.

 

Богоискатели не принимали капиталистический путь развития России, так как считали его торжеством бездуховного прагматизма; в то же время и социализм они находили неприемлемым для России, видели в нем продолжение капитализма, отсутствие свободы и творчества. «Богоискатели» выступали и с критикой официального православия, развивали учение о новом «религиозном» сознании. Они предлагали перестроить современные формы жизни на основе обновления христианства, пытались сформулировать универсальный закон для поддержания мира и порядка.

Их мировоззренческой основой стало учение Вл.Соловьева о «Всеединстве». Главное в его учении — образ жены, облаченной в Солнце, являющейся воплощением Истины, Добра и Красоты, дарующей миру нового Бога. Учение о всеединстве Вл. Соловьева соотносили с представлениями о Софии—премудрости Божьей. Его систему воспринимали как соединение религии, философии и науки. Свои философские идеи Вл. Соловьев реализовывал в собственном поэтическом творчестве; они также были восприняты поэтами-символистами. А. Блок, А. Белый и другие символисты считали его своим наставником и «духовным отцом».

 

Согласно концепции «богоискателей», все проблемы в новейшей литературе следует рассматривать как религиозные. Новая литература должна стать идеалом религиозного искусства, которое не рождается бытием, а творит его.

 

Богостроители предпринимали попытки соединить научный социализм с религией, создать религиозный атеизм. Они объявили марксизм «наивысшей формой религии», старались раскрыть этическую ценность социализма. Видными представителями «богостроителей» были А. В. Луначарский, В. А. Базаров, П. С, Юшкевич, разделял эти идеи некоторое время и М.Горький.

 

Марксистская философия в основном строилась на пропаганде и борьбе с буржуазной идеологией, развивая основные положения эстетики русских революционных демократов. Например, Г. В. Плеханов считал, что научная теория эстетики «в основном будет подвигаться вперед лишь опираясь на материалистическое понимание истории». Важный этап в развитии материалистической философии связан с теорией В. И.Ленина о социалистической революции, учением о диктатуре пролетариата, о союзе рабочего класса с крестьянством.

 

Все эти философские теории способствовали богоотступничеству1 в России, провоцировали разные формы этого явления, но в то же время оказывали сильное влияние на развитие сознания и творчества деятелей науки и искусства и бесспорно повлияли на развитие русской литературы.

Будучи во многом отсталой (среднеразвитой) страной, Россия в конце XIX — начале XX века смогла удивить мир выдающимися научными открытиями, шедеврами искусства, определившими мировой уровень. Это тем более удивительно, если учесть, что в России существовала огромная, непреодолимая пропасть между культурной элитой и подавляющим большинством неграмотного населения, живущего в совершенно иной системе культурных координат. Такое обстоятельство не может быть случайным.

 

Именно вследствие кризиса, который пережила страна, нарастания противоречий жизни думающие люди, особенно художники, испытывали потребность найти ответы на мучающие их вопросы, отыскать закономерности бытия, обрести покой, быть может в творчестве, если не в жизни.

 

Искусство рубежа XIX — XX веков. На рубеже XIX—XX веков наблюдается интенсивное развитие всех видов искусства, этот период стал благоприятным для раскрытия многогранных талантов деятелей культуры.

 

Например, Б.Л.Пастернак более известен как поэт и писатель, но он был и прекрасным музыкантом, оставил художественные полотна. Поэт М.Кузмин известен и как композитор.

 

Удивительным явлением в русской культуре рубежа веков были «Среды» на «Башне» Вяч. Иванова. Еженедельно в зимний сезон 1905—1906 годов в его доме в Петербурге собирались философы, ученые, художники, актеры, писатели, музыканты. Они обсуждали разные проблемы: «Искусство и социализм», «Романтизм и современная душа», «Счастье», «Индивидуализм и новое искусство», «Актер будущего», «Религия и мистика», «Одиночество». Активно развивалось театральное искусство. Именно в эти годы великий К. С. Станиславский создал Московский художественный театр (МХТ), позднее — МХАТ. МХТ стал новым театром по сути и идеологии: К.Станиславский ушел от внешнего реализма действия к психологической правде. Новому театру потребовалась новая драматургия — пьесы А.П.Чехова и А.М.Горького. Премьера «Чайки» А.П.Чехова 17 декабря 1898 года стала днем рождения МХТ.

 

При Московском Художественном театре был организован Новаторский театр-студия под руководством В.Мейерхольда при участии поэта В.Брюсова. Эта студия представляла собой первый, хотя и незавершенный опыт создания в России символистского (метафорического) театра. Символистский театр — это «театр молчания», задача которого — выявление бытийного в повседневном, будничном быте. На сцене театра-студии Мейерхольд поставил две пьесы Л. Андреева: «К звездам» (1906) и «Савва» (1907).

В 1904 году в Петербурге возник театр В.Ф.Комиссаржевской, в его репертуаре были пьесы Горького, Чехова и др., отражавшие устремления демократической интеллигенции. Ученик Станиславского Е. Б. Вахтангов создал в Москве 3-ю студию МХТ, позднее преобразовавшуюся в театр его имени. Творчество Вахтангова также было отмечено поисками новых форм.

 

Обновление сценического и исполнительского стиля переживала на переломе веков и русская опера. Развитие лучших традиций музыкального театра было связано с частной оперой мецената С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве.

 

Композиторы разных поколений внесли свой вклад в русскую музыкальную культуру того периода. На это время приходится завершающий этап композиторской деятельности П.И.Чайковского, М.А.Балакирева, Ц.А.Кюи, Н.А.Римского-Корсакова; расцвет творчества А. К. Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова; период творческой зрелости А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова; этап становления дарования И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского.

 

Пору расцвета переживал балет (А. К. Глазунов, И.Ф.Стравинский, С. С. Прокофьев). Реформаторами балетного театра в эти годы называли балетмейстера М.М.Фокина и балерину A. П. Павлову.

 

К концу XIX века в России сложилась оригинальная композиторская школа. В Петербурге и Москве были открыты консерватории и оперно-балетные театры (Мариинский и Большой); появились крупные нотные издательства; с 1884 по 1918 год выходила «Русская музыкальная газета». Крупнейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса стали Ф.И.Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова.

 

Архитектура, изобразительное искусство, музыка развивались в соответствии со своей спецификой, но вместе с тем и во взаимодействии друг с другом. Промышленный прогресс на рубеже XIX—XX веков произвел подлинный переворот в градостроительстве. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволили использовать конструктивные и художественные приемы. В архитектуре активно развивался стиль модерн.

Русское изобразительное искусство рубежа веков переживало небывалые прежде явления. Это время выдвинуло немало крупных талантов, оно отмечено возникновением большого числа художественных групп и объединений, всплеском выставочной и издательской деятельности в области искусства.

 

Жанровая живопись перестала бьггь ведущей. Художников в равной мере интересовала тема раскола крестьянской общины («На миру» С.А. Коровина), проза отупляющего труда («Прачки» А. Е. Архипова) и революционные события 1905 года («Расстрел» С. В. Иванова). Размывание жанровых границ в исторической живописи привело на рубеже веков к развитию историко-бытового жанра. Ученик А. К. Саврасова И. И. Левитан, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму («Березовая роща») и явился создателем «концепционного пейзажа», или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», «Озеро») до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем»).

Среди художников нового поколения выделялись два мастера живописного символизма — М.А.Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов.

 

Национальный колорит, обращение к фольклору, создание легендарно-исторических образов характерны для художников рубежа XIX—XX веков: В.М.Васнецова («Витязь на распутье», 1882; «Богатыри», 1898), М.А.Врубеля («Царевна-лебедь», 1900). Религиозно-идиллическая трактовка образов отличает работы М.В. Нестерова («Пустынник», 1888; «Видение отроку Варфоломею», 1890; «Святая Русь», 1906); для полотен Н. К.Рериха типичен национально-исторический пейзаж («Гонец», 1897; «Заморские гости», 1901, «Сеча при Керженце», 1911). Бытовые, порой иронические празднично-красочные сцены провинциальной жизни содержат полотна Б. М. Кустодиева («Ярмарка», 1906; «Купчиха», 1915). К. С. Петров- Водкин воплотил в своем творчестве национальную идею посредством художественных мотивов русской иконописи («Купание красного коня», 1912; «Мать», 1913).

 

Среди иллюстраторов русского народного фольклора наиболее заметными стали В.Д. Поленов («Сказка», 1880; «Война грибов», 1886), И.Я. Билибин («Княгиня на теремной башне», «Белая уточка», 1902).

 

Возникшее в конце 1890-х годов художественное объединение «Мир искусства» (В. М. Васнецов, М.В.Якунчикова, художники абрамцевского кружка) пропагандировало «русский национальный стиль» и новое западное искусство. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры в конце XIX—начале XX века и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства.

 

Художники объединения «Бубновый валет», обратившись к эстетике постимпрессионизма, а также приемам русского лубка и народной игрушки, решили проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветов.

 

К 1910-м годам относятся первые эксперименты русских художников в области абстрактного искусства1. Его главными представителями стали В. В. Кандинский («Импровизация 7», «Импровизация 11», «Композиция VI», «Импровизация холодных форм»), К. С. Малевич («Черный квадрат» и др.). В абстрактном искусстве нет человека, но есть особая форма воздействия на человека цветом, геометрическими фигурами.

 

1 Абстрактное искусство (абстракционизм) — направление в искусстве XX века, отказавшееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике.

 

Русский авангард (К. С. Малевич, В. Е. Татлин, В, В. Кандинский) намного опередили поиски европейских художников.

 

Литература. Этап развития литературы с 1890-х годов до 1917 года выделяется в отдельный период — «русская литература конца XIX — начала XX века». Массив произведений этих лет не только продолжает идеи литературы XIX века, но и существенно отличается и в содержательном, и в художественном плане. Литература усиленно стремилась дойти до самых глубин человеческой души, понять не только социальную, но и психологическую сущность личности.

 

Литература рубежа XIX—XX веков представляет непростую и неоднозначную совокупность художественных проблем и творческих исканий. Основные литературные направления этого периода — реализм и модернизм — представляли разные концепции видения мира и человека.

 

Размышляя о судьбе критического реализма в конце XIX—начале XX века, надо помнить о том, что еще жили и творили такие его великие представители, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Их творчество в этот период претерпело существенные изменения, отражая новую историческую эпоху. Когда В. И. Ленин назвал Толстого «зеркалом русской революции» — зеркалом настроения крестьянских масс, он имел в виду в основном последние произведения Толстого, особенно роман «Воскресение». Такая оценка В. И. Ленина связана с тем, что начиная с 1880-х годов в мировоззрении Л. Н.Толстого произошли резкие изменения. Если в предыдущих его произведениях звучали ноты неудовлетворенности социальным устройством общества, то теперь этот протест стал острым и непримеримым. Он создал публицистические трактаты («Исповедь», «Так что же нам делать?»), в которых выразил свои идеи непротивления злу насилием; публиковал трактаты на философско-религиозные темы. Толстой отошел от своего круга, семьи, близких. «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга — богатых, ученых — не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл. <...> Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. <...> Я отрекся от жизни нашего круга», — писал Толстой. Он выступал против официальной церкви (не против религии), пытался создать собственное учение («толстовство»). Став учителем для многих, Л. Н, Толстой часто сомневался в собственной правоте. В одном он был уверен — народ является хранителем высшей правды. В последние годы жизни он все чаще и чаще размышлял о том, что обществу не так важно искусство, как освоение нравственных истин. Соблюдая простые нравственные правила, люди смогли бы ответить на существующие «проклятые вопросы». Л. Н.Толстой на рубеже веков создал роман «Воскресение» (1899), повесть «Хаджи-Мурат» (1891 —1904), рассказы «После бала» (1903), «За что?» (1906), драму «Живой труп» (1900). В этих произведениях герои-дворяне переживают духовный кризис, осознают никчемность своей прежней жизни.

 

Говоря об эволюции реализма, следует обратиться к творчеству А.П.Чехова. Именно в 1890-е годы он совершил те художественные открытия, которые поставили его наряду с Л. Н. Толстым во главе русской и мировой литературы. Чехов отказался от признания полной зависимости личности от среды. На смену «маленькому человеку» в произведения Чехова пришел человек «средний». Это новый тип личности — человек честный, но ограниченный условностями, он свято верит в силу социального «прогресса» и судит о живой жизни шаблонами из периодической печати, исповедует «теорию малых дел» (Лида из рассказа «Дом с мезонином» и др.).

 

Нельзя забывать о том, что на рубеже веков продолжалась творческая деятельность писателей-реалистов старшего поколения, таких как В. Г. Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк и др. В конце 1880-х—начале 1890-х годов реалистическая литература пополнилась новым поколением художников слова — В. В. Вересаевым, А.С.Серафимовичем, А. М.Горьким, Н. Г. Гариным-Михайловским, А.И.Куприным, И.А.Буниным, Л.Н.Андреевым. Ощущение, что «больше так жить невозможно» (А. П. Чехов), по-разному проявлялось в творчестве А. П. Чехова, В. Г. Короленко («Слепой музыкант»), Гаршина («Красный цветок») и др. Их произведения в какой-то мере подготовили революционный романтизм раннего творчества М.Горького.

 

Эти писатели своим творчеством сыграли большую роль в духовной подготовке первой русской революции 1905 — 1907 годов. Правда, после поражения революции, в глухую пору реакции, некоторые из них пережили полосу колебаний или совсем отошли от прогрессивного литературного лагеря. В 1910-е годы, в период очередного революционного подъема, ими создавались новые художественные произведения. К тому же в литературу пришли выдающиеся писатели-реалисты следующего поколения — А. Н. Толстой, М. М. Пришвин и др. Одна из статей о литературе, появившаяся в те годы на страницах большевистской «Правды», называлась «Возрождение реализма».

 

Тем не менее, достигнув пика развития, реализм, казалось, исчерпал себя. Многим художникам его рамки представлялись слишком узкими как в художественном, так и в идеологическом отношении.

 

Одним из способов преодоления кризиса реализма стало приобщение к поэтике модернизма.

 

Модернизм (франц. moderne — новейший, современный) — общее название художественно-эстетического движения в культуре XX века, во многом определившего пути развития современного искусства. Он отразил кризис общества и сознания человека и проявил себя в новых, отличных от реализма идеях и способах изображения действительности, форме произведений. В русской поэзии появились такие направления модернизма как символизм, акмеизм, футуризм; импрессионизм и экспрессионизм — другие направления модернизма, оказавшие влияние на развитие русской прозы.

 

Сторонники модернизма отрицали существующие формы традиционной эстетики, предлагали условность стиля, противопоставляли свое творчество реализму.

 

Литературные течения, противостоящие реализму, долгие десятилетия после 1917 года — иногда и сейчас — именовались «упадническими», декадентскими. Термины «декаданс», «модернизм» были в ходу еще на рубеже XIX—XX веков, но обозначали далеко не однородные явления.

 

Декаданс (лат. decadentia — упадок) в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

 

Модернисты тоже выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Но цель была избрана другая — создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. Декадентское воспевание эгоцентристской, часто порочной личности противоречило подобным побуждениям.

 

Модернисты пытались повысить статус культуры, выразить новое мировоззрение. Следствием явились поиски нового языка, создание его «грамматики», желание превратить творчество из способа самовыражения художника в способ познания мира и его преобразования.

 

Можно выделить следующие характеристики модернизма: активность, динамизм, энтузиазм, страсть к движению, непримиримость: настоятельная потребность действовать против чего-либо или против кого-либо; способность преодолевать традиционные преграды, презирать общепринятые ценности; культ молодости и новизны, устремленность в будущее; склонность к эпатажу1 и революционному радикализму в искусстве.

 

1 Эпатаж — скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила.

 

Модернизм отказался от эстетики реализма, от узких рамок традиционной конкретности сюжета, привнес в литературу особые художественные приемы.

 

Философско-мировоззренческой основой модернизма стали идеи Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Шопенгауэра и других философов.

 

Тревога, предчувствие катастрофы заставляли не только русскую, но и западноевропейскую интеллигенцию искать спасения в потустороннем мире. Возродились различные мистические учения, оживали старые теории. Немецкий философ Ф. Ницше считал, что необходимо создать «расу господ», «сверхчеловеков», которые будут повелевать чернью. Бог умер, заявил Ф. Ницше, и его место займет сверхчеловек («злое, демоническое существо»). Влияния философии Ницше испытали на себе известные писатели Т. Манн, Дж.Лондон и отчасти М.Горький.

 

Значение модернизма состоит в том, что он стал особой формой самопознания культуры, предопределил пути развития искусства, раскрепостив художественное сознание, изменил отношение общества к: искусству и пробудил глубокий интерес к бессознательным структурам языка и сознания.

 

Революционная пролетарская литература. Особенностью русской литературы начала XX века было появление революционной пролетарской литературы и зарождение метода социалистического реализма, родоначальником которого стал Максим Горький. Правда, этот термин был введен в литературоведение позже и на протяжении многих десятилетий обозначал единственно допустимый художественный метод в литературе. Пролетарская литература представляла один из способов преодоления кризиса реализма за счет обновления тематики и идеологии.

 

Становление революционной пролетарской литературы принято соотносить с именами М. Горького, А. Серафимовича, Д. Бедного и др. В начале XX века в пьесах «Мещане» и «Враги», в романе «Мать» М. Горький показал пролетарских революционеров как представителей не только страдающего, но и борющегося класса. Горький писал статьи, посвященные пролетарским писателям и вел борьбу с деятелями литературы и культуры, которые, по его убеждению, были на стороне реакции, отражали состояние распада общества, одиночества, — Д. Мережковским, Ф. Сологубом, З. Гиппиус, М.Арцибашевым, А. Ремизовым и др. Горькому казалось, что таким образом он целенаправленно создает передовую культуру. Солидарную с М. Горьким позицию занимал А. Серафимович.

 

В раннем творчестве А. С. Серафимовича характерно трансформировалась тематика литературы 1870-х годов. Жанровые особенности его очерков, рассказов, нарочитая лаконичность и сдержанная сухость стиля сразу были отмечены критикой как традиционные черты демократической литературы. Недаром Г. И. Успенский, прочитав рассказы Серафимовича «На льдине», «В тундре», «На плотах», назвал автора «отличнейшим писателем». Сам Серафимович впоследствии не раз подчеркивал, что он «от семидесятников родился, их традициями был начинен». Даже на этом этапе творческого развития у Серафимовича не встречается идеализации социального уклада и душевного строя общинной жизни. В отличие от «семидесятников» Серафимович, рисуя картины жизни тружеников, выделял личность ищущую, тоскующую по подлинной человечности («Семишкура», «Машинист» и др.). Однако оригинальный художественный стиль Серафимовича сформировался позже — в 1890-е годы.

 

Ранняя марксистская критика в лице Г. В, Плеханова, В. В. Воровского, А. В.Луначарского намечала пути дальнейшего развития литературы, вела борьбу с выступлениями инакомыслящих идеологов. В конце XIX — начале XX века в обществе шла настоящая борьба, в первую очередь — при участии революционных писателей, поэтов, партийных деятелей за утверждение своей идеологии. Задачи пролетарской литературы формулировали А. В. Луначарский («Задачи социал-демократического художественного творчества»), Г, В. Плеханов («К психологии рабочего движения»). Главным теоретиком партийной литературы выступал В. И.Ленин. Споры о литературе и искусстве велись резко, подчас воинственно. В статье «Партийная организация и партийная литература» В. И.Ленин сформулировал основные идеи новой, партийной литературы и будущего метода социалистического реализма. Важнейшими идеологическими критериями зарождающегося метода назывались: народность, партийность и социалистический туманизм.

 

В.Я. Брюсов не принял идей В. И.Ленина и, возражая ему, написал статью «Свобода слова», в которой выдвинул требование абсолютной автономности творчества: «...Коран социал-демократии столь же чужд нам, как и Коран самодержавия...» Эта установка с афористической точностью выражена в стихотворной строке: «Быть может, все в жизни лишь средство I Для ярко-певучих стихов...»

 

Говоря о литературе, следует отметить и чрезвычайно возросшее значение русского писателя, который именно в этот исторический период «становится настоящим профессионалом, представителем самостоятельного сословия творческой интеллигенции». Так писал известный литературовед, профессор Женевского университета Ж. Нива в статье «Статус писателя в России в начале XX века».

 

Сатира. Многочисленные социальные потрясения, революционные события, противоречия между идеалом и реальностью способствовали интенсивному развитию сатиры.

 

А.Т.Аверченко (1881 — 1925). В конце XIX—начале XX века в России издавалось много юмористических журналов, чаще всего развлекательного характера. Появление сатирического журнала нового толка было связано с именем Аркадия Тимофеевича Аверченко. Этот журнал получил название «Сатирикон».

 

С первых номеров «Сатирикон» противопоставил свой смех натуралистическому юмору «Осколков», «Шута», «Будильника» и «Стрекозы» — журналов, до того момента безраздельно властвовавших на рынке развлекательной литературы. «Сатирикон» выступил также против зубоскальства черносотенной и бульварной уличной прессы, имея веские основания считать себя непосредственным преемником сатиры 1905—1907 годов. Подавляющее большинство его сотрудников принимало участие в изданиях, запрещенных за активную антиправительственную пропаганду. Саша Черный и Е. Венский сотрудничали в знаменитом «Зрителе», П.П. Потемкин — в «Сигнале», С. Горный — в «Сером волке», В. Князев — в «Масках». Произведения Тэффи печатались в большевистской газете «Новая жизнь». А. Аверченко редактировал в Харькове журнал «Штык».

 

Номера «Сатирикона», помимо постоянных карикатуристов, — Н. Ремизова (Ре-Ми), А. Радакова, А. Яковлева, А. Энгера, — украшали своими рисунками известные художники Б. Кустодиев, К. Коровин, А. Бенуа, М.Добужинекий.

 

После раскола журнала А. Аверченко создал «Новый Сатирикон». Со страниц «Нового Сатирикона» на всю Россию прозвучал голос молодого Владимира Маяковского. В журнале помещали свои произведения начинающие поэты и писатели — А. Грин, С. Маршак, И. Бабель, Е. Зозуля, И.Эренбург, О. Мандельштам.

 

В 1914 году Аверченко (под псевдонимом Фома Опискин) выпустил книгу «Сорные травы», где высмеивал произвол сановных усмирителей России, дикий разгул бюрократизма, варварство черносотенцев, лакейскую угодливость октябристов. Аверченко сопроводил книгу предисловием-«биографией» Фомы Степановича Опискина, уверяя, что лучшие его вещи — «Грозное местоимение», «Виктор Поликарпович», «Новые правила» — войдут в хрестоматию «нашей общественной и политической жизни». «Грозное местоимение» было навеяно Ленскими событиями, а сановный герой рассказа имел своим прототипом экс-министра торговли и промышленности Тимирязева, который выразил возмущение тем, что рабочие осмелились предъявить свои требования хозяевам.

 

Ненавистью к политической реакции был порожден еще один сатирический образ Аверченко — октябрист Симеон Плюмажев. Это ретроград, ханжа и лицемер, лакейски угодничающий перед правительством. Раскрывая его настоящее лицо, писатель напечатал ироническую похвальную речь — «биографию» Симеона Плюмажева, кандидата в члены Государственной Думы. Многочисленные сатирические маски писателя (Фома Опискин, Симеон Плюмажев, Медуза Горгона, Фальстаф и др.), напоминая «незабвенного» Козьму Пруткова, свидетельствовали о тесной связи Аверченко с демократической сатирой XIX века.

 

А. Аверченко был одним из самых значительных сатириков России рубежа веков. Широко известны сборники его юмористических рассказов «Веселые устрицы» (1910), «Круги по воде» (1912), «Чудеса в решете» (1915). Его рассказы публиковались под настоящим именем, в качестве автора рецензий на театральные спектакли он выступал под псевдонимами.

 

После запрета журнала в 1918 году Аверченко бежал сначала на Украину, затем — в Севастополь, в 1920 году эмигрировал через Константинополь в Прагу, где продолжал активно работать. Его книги «Дети», «Дюжина ножей в спину революции», «Записки циника» вышли в Берлине, Константинополе, Праге, Париже, Варшаве. В Советском Союзе долгие годы его произведения не публиковали.

 

В настоящее время рассказы А. Т. Аверченко широко известны.

 

В эти годы бурно развивалось издательское дело и журналистика. Были созданы издательства «Шиповник», «Мусагет», «Ученое слово».

 

В объединении писателей-реалистов важную роль сыграло издательство «Знамя», к работе в котором А.М.Горький привлек известных передовыми устремлениями писателей: Л.Андреева, В.Вересаева, Скитальца, А.Серафимовича, Н.Телешова. Следует назвать журнал «Летопись», который издавался М.Горьким, правда, на протяжении всего двух лет (1915 — 1917).

 

Наряду с изданием классики и современных авторов большое внимание уделялось изданию фольклора.

 

Следует отметить развитие науки о литературе — много было сделано в области текстологии и комментирования, т. е. научного издания классиков; совершенствовались приемы филологического изучения древних текстов (этим занимались А. А. Шахматов, В.М.Истрин, М.Н. Сперанский и др,). В научный оборот было введено множество новых текстовых материалов (повести и романы XVIII века, творчество декабристов, русская повесть и роман 20—40-х годов XIX века). Была предпринята попытка обновить культурно-исторический метод, т. е. объяснить литературные направления психологией эпохи, а творчество писателей — психофизиологическими качествами их личности (эти принципы разрабатывали Н.А. Котляровский, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.).

 

Под влиянием А. Н. Веселовского усилилось внимание к эволюции художественной формы. Перед литературоведами была поставлена задача: «...Удерживая деление всей истории литературы по культурно-историческим эпохам или моментам, дальнейшее изложение вести не по писателям, а по литературным жанрам». Поворот литературоведения к проблемам художественности предпринял А. А. Потебня. Его работы способствовали развитию интереса к психологии творчества и природе художественного мышления. Параллельно шло философское и эстетическое осмысление литературы (работы И. Ф. Анненского, В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Вяч. И. Иванова).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.