Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ



 

Тема 9.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

ПЛАН

1. Власть: содержание и современная концептуализация.

2. Структура отношений власти.

3. Легитимность политической власти.

 

1. Власть: содержание и современная концептуализация

Понятие «власть» является центральным понятием политологии. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях, учреждениях, государстве. Основанием власти является неравенство людей: первично – поло-возрастное, затем - духовно–символическое и материальное (доступ и распоряжение ресурсами).

М.Вебер: власть – это любая возможность осуществлять внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана.

Телеология (учение о цели и целесообразности) характеризует власть как достижение определенных целей, предусмотренных результатов.

Институциализм понимает «власть» в свете преобразования ее в учреждения, главной функцией которых является запрет социально недопустимых действий.

В постклассический период вслед за изменениями политической жизни в странах Запада произошли изменения в подходах к понятию «власть».

Бихевиорализм понимает власть как особый тип поведения, который может менять поведение других людей.

Психологические интерпретации власти (психоанализ), как и бихевиорализм, в качестве источника власти видят индивидуальное поведение. Стремление к власти трактуется как сублимация подавленного либидо, как компенсация физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к власти одних и готовности к подчинению других. Психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как командования – подчинения.

Системный подход, напротив, исходит из производности власти от социальной системы, трактует ее как свойство системы, проявляющееся во взаимоотношениях частей и целого. Власть - средство социального общения, позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.

Реляционизм (от relation – «отношения») понимает власть как средство обмена, как символ, который наделен меновой стоимостью, т.е. обменивается на что-то реально ценное с точки зрения общества (например, на законопослушность).

Инструментализм трактует власть как способ контроля и использования ресурсов.

 

Политическая властьэто возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.

2. Структура отношений власти

Власть – двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Если подчинения нет, нет и власти, несмотря на стремление к ней субъекта и, даже, на обладание им мощными средствами принуждения. Подчинение так же присуще человеку, как и руководство. Диапазон отношения объекта к субъекту властвования простирается от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. Отношения власти–подчинения основываются на насилии, не обязательно легитимном. Наиболее стабильной является власть, построенная на общих интересах субъекта и объекта.

Структурные компоненты власти:

1) агенты; 2) ресурсы; 3) институционально–инструментальные средства; 4). культурные ценности.

Ресурсы делятся на:

§ материально-экономические (земля, полезные ископаемые, техника, деньги);

§ социальные (способность повышения или снижения статуса в общественной стратификации наряду с престижем, должностью, образованием);

§ культурно-информационные (знания-информация, способы ее получения и распространения);

§ принудительно-силовые (оружие, структуры физического принуждения);

§ демографические.

В пределах социума носители власти обладают контролем над ресурсами и административным аппаратом, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, тогда как подвластные, со своими частными ресурсами, ведут борьбу за перераспределение "снизу".

Процесс властвования (управление) состоит из трех фаз:

§ волевой, в которой властный агент (субъект) согласно своим интересам и воле формирует политическое решение, направленное на побуждение объекта к определенным действиям;

§ силовой, связанной с инструментальными средствами реализации управленческого решения "сверху";

§ контрольной.

 

3. Легитимность политической власти

М.Вебер отличает «власть» (Macht) от «господства» (Herrschaft), которое предполагает, что объект власти признает свой статус законным и подчиняется господину в силу существующих норм.

Господствовласть, принявшая институционально легитимную форму.

Термин «легитимность» (от лат. legitimus) у М.Вебера означает «соответствующий закону», и применяется для различения власти, отвечающей формальным законам – легальной (законной), от той, которая является действительно значимой для людей. Однако если легальность означает действие власти в пределах ею же установленных норм, то легитимность – это ее соответствие существующей в обществе системе ценностей и приоритетов, которая делает власть приемлемой для людей, делает возможным согласие подчиняться ей. Законная власть, т.е. та, что отвечает нормам права, может быть нелегитимной или испытывать дефицит легитимации, если ее действия выходят за пределы общественного согласия. Последнее ощутимое в условиях изменения политической системы. Т.о. легитимность существует вследствие принятия власти, признания ее права управлять, а граждан – ей подчиняться.

М.Вебер выделил три типа легитимности, соответствующие типам господства:

§ традиционное господство легитимируется авторитетом обычаев;

§ харизматическое – авторитетом уникальной личности;

§ легальное – признанием рационально созданных правил.

В этой классификации, однако, отсутствует четкое различение между двумя объектами легитимации: 1) власти правящей группы; 2) политического режима и институтов политической системы.

Д.Истон определил триисточника поддержки власти:

§ главные идеологические принципы;

§ благосклонность к структурам и нормам режима;

§ преданность власти в связи с положительной оценкой личностных черт людей, которые ее репрезентуют.

Указанным источникам отвечают тритипа легитимности властных институтов:

§ идеологический (опирается на ценности и принципы, которые исповедует власть),

§ структурный (вытекает из уверенности в ценности институтов политической власти и норм режима);

§ личностный (находит выражение в моральном одобрении лиц, которые выполняют собственные роли в пределах институтов власти).

В стабильных политических системах, как правило, эти разновидности легитимности взаимоусиливают друг друга.

Английский ученый Д.Хелд выделил семь типов легитимности: 1) согласие под угрозой насилия; 2) легитимность как традиция; 3) согласие вследствие апатии; 4) прагматическое подчинение (поддержка ради личной пользы); 5) инструментальное согласие (так как режим может использовать инструмент реализации идеи общего благосостояния); 6) нормативное согласие; 7) идеальное нормативное согласие, – но лишь два последних он рассматривает как индикаторы настоящей легитимности. Типичной есть комбинация разных вариантов легитимности. Для демократического общества доминирующей выступает уверенность в моральной ценности институтов власти и идеалов, норм, принципов режима и системы в целом, тогда как в переходных обществах преобладающими могут стать традиционная, идеологическая и личностная легитимация.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.