Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Составление индивидуальных планов учащихся. Основные тезисы.



 

 

Принципы подбора репертуара учащихся

ДМШ и ДШИ

Составление индивидуальных планов учащихся. Основные тезисы.

1.Подход к выбору репертуара (постоянное обновление, четкое соот-
ветствие репертуара индивидуальным возможностям и потребностям учени-ка, ориентация на успешность).

2.Репертуар «по шерсти» и «против шерсти». Задачи каждого вида.

3.Соответствие репертуара контрольным точкам календарного плана, концертно-конкурсным мероприятиям.

4.Стилистическое, жанрово-характерное и ладо-тональное разнообразие репертуара.

5. Выполнение количественных показателей учебных программ в освоении репертуара.

6. Составление характеристики ученика.

7. Рабочая тетрадь преподавателя.

8. Планирование репертуара-заблаговременная работа.

 

Во всех учебных заведениях от педагогов требуется составление «индивидуальных планов» и заполнение соответствующих документов.

Какие ошибки необходимо избежать начинающему педагогу?

1.Ни для кого не секрет, что действительная роль планирования в работе некоторых педагогов бывает формальной.

Например: открыл педагог один, два сборника и недолго думая, вписал в индивидуальные планы своих учащихся (не проигрывая) некоторые произведения из них.

2.Ошибка - превращение индивидуального плана в отчет. Допустим, что планы сданы в срок ( обычно до 15 сентября, за первое полугодие и 15 января за второе полугодие ). Лежат они в учебной части. И поэтому в них редко заглядывают. Об индивидуальных планах вспоминают в конце полугодий, когда обычно проверяют их выполнение.

3.Ошибка в ПОДХОДЕ к выбору репертуара. Бывает и такое отношение, когда педагог из года в год дает ученикам один и тот же репертуар ( лишь слегка его варьируя ). Это, пожалуй, самый печальный случай, т.к. ценность нашего музыкального образования, заключается в индивидуальном подходе к ученику.

4.Бывает и так - педагог записывает в индивидуальный план первые пришедшие в голову произведения, а в работе не придерживается этого списка ( Я не имею ввиду частичную замену, которая вполне допустима).

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ОШИБКИ (на мой взгляд) НЕ МОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ НИ СТАНОВЛЕНИЮ ПЕДАГОГА, НИ «РАСКРУЧИВАНИЮ УЧЕНИКА»( в хорошем смысле этого слова).

Удачный подбор репертуара способствует успехам ученика и, наоборот, ошибки, допущенные в этом деле, могут вызвать не желательные последствия.

Поэтому думать о произведениях, для своих учеников, необходимо постоянно(даже во время поездки на работу или домой).Это творческий процесс. Как режиссер, подбирая актеров на ту, или иную роль, как бы примеряет грим, костюм, особенности его речи и т. д.Режиссер должен увидеть актера в данной роли. Так и музыкальный материал необходимо «примерять» к каждому ученику.

При выборе репертуара важно формировать индивидуальность ученика. Могу предложить следующие рекомендации.

1.Вводить в план произведения, которые помогли бы ярче и скорее «раскрыть» ученика, развить все его лучшие задатки.

2.Включить произведения, которые помогут восполнить имеющиеся пробелы.

3.Включать произведения, выбранные учеником самостоятельно, стимулируя его интерес, желание, инициативу.

4.Включать в репертуар произведения различной степени трудности (по программе данного класса и программе других классов).

5.Продумать, из каких произведений формировать программы различных выступлений. Так как выступления могут быть: в концертах-лекциях , в конкурсах, на академических концертах, экзаменах и др. выступлениях. Поэтому произведения должны соответствовать требованиям данного выступления и всесторонне представлять достижения ученика.

6.Позаботиться о том, чтоб в программу были включены произведения разных стилей, эпох, различных композиторов, разнообразных по характеру, темпам, тональностям ( чтобы ученик, на протяжении нескольких лет обучения, не играл произведения только в C-dur или a-moll).

7. При составлении индивидуальных планов стараться «видеть» развитие ученика в перспективе (желательно на два, три года вперед).Для того, чтобы избежать выше перечисленных недостатков и постараться включить все необходимое, на фортепианном отделении нашей школы существует черновой вариант индивидуальных планов. Называем мы его «Рабочей тетрадью». В ней педагог планирует не только репертуар учеников, но и вносит, в процессе работы, какие- либо пометки, рекомендации ( чтоб о них не забыть в дальнейшем). Намечает выступления ученика и варианты программ.
 РАССМОТРИМ СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА.

Ранее в музыкальной школе или школе искусств существовала одна типовая программа, разработанная Министерством культуры СССР. Ее репертуарные списки включали , для каждого класса, произведения различного уровня трудности (как для перспективных учащихся, так и со средними или довольно слабыми возможностями).             


Сейчас существуют различные программы. В некоторых приводятся годовые требования прохождения репертуара и рекомендуемые репертуарные списки. В программе указано минимальное и максимальное количество сочинений, которые должен выучить (пройти) ученик. Если цифра указана на год, делим на два полугодия. Например: 16-18 произведений на год. Значит 8-9 в полугодие. Совсем не обязательно все произведения учить наизусть. Какие- либо – по нотам, или эскизно. В полугодовую программу ученика желательно включать:

 2-3 Этюда

 1-Полифоническое произведение

1- Произведение крупной формы                              

1-2 Ансамбля

Это норма. Но бывают исключения, если ученик обучается по индивидуальной программе.

Рассмотрим более детально перечисленные позиции.

ЭТЮДЫ. Ученик должен проходить инструктивные этюды (на один вид техники), этюды, включающие различные виды техники, пьесы -этюды виртуозного характера. В младших классах: А. Шитте , А. Гедике, Е. Гнесина, Г.Беренс, К.Черни-Гермер и других авторов. В старших классах: К.Черни, М. Клементи, К.А. Лешгорн, И.Крамер и др.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ произведения . Ученик должен познакомиться со всеми видами полифонии поэтапно: с элементами подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Это и обработки народных песен, и произведения А.Гедике, А. Павлюченко, С. Майкапара, Ю Щуровского, Тетрадь А.М.Бах и .др авторов . Затем: И.С. Бах Маленькие прелюдии, Пьесы А. Лядова, Н. Мясковского, 2-х голосные инвенции И.С.Баха, Синфонии И.С,Баха, Прелюдии и фуги И.С.Баха, произведения Г.Ф.Генделя, номера из сюит и т.д.

КРУПНАЯ ФОРМА. Желательно, за все годы обучения, познакомить ученика с вариациями, рондо, с первыми частями сонат, со второй и третьей частями сонат , с концертами. Чередовать композиторов разных эпох: старинная, классическая, романтическая, современная.

ПЬЕСЫ ( произведения малой формы).Их целесообразно рассматривать по двум типам литературы- пьесам кантиленного и подвижного характера. Пьесы должны быть разных жанров, с различными видами фактуры, с различными видами педализации. Мы должны познакомить с композиторами всех эпох и различных стран.

АНСАМБЛИ. Если в школе отдельно нет предмета ансамбль, то рекомендую ансамблевые произведения включать в репертуар по специальности, учащимся всех классов. В классах, где согласно учебным планам, планируются уроки ансамбля, включать произведения в репертуар, согласно программным требованиям. В нашей школе уже третий год учащиеся обучаются по программе ФГТ. И с третьего класса мы ввели обучение ансамблевой игре.

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА. Если ученик не получает отдельно этот предмет, рекомендую заниматься чтением нот на уроках специальности. Так как результативность, в формировании этого навыка, зависит от регулярности и системы. Лучше заниматься чтением с листа в самом начале урока. У учащихся обучающихся по программе ФГТ, в первом и втором классах запланировано 1.5 часа специальности и 0.5 часа чтения нот в неделю.

ГАММЫ. Включаем в индивидуальные планы согласно требованиям программы. Необходимо равномерно проходить как бемольные, так и диезные гаммы. Объем видов зависит от того, по какой программе обучается ученик. К старшим классам ученик должен пройти все гаммы (до семи знаков включительно).

УПРАЖНЕНИЯ. Анализ механизма произвольных движений И.П.Павлова, дает возможность сделать вывод, что игра упражнений автоматизированными движениями не только тренирует и укрепляет мышцы, но совершенствует весь аппарат управления движениями. Включаем упражнения различных авторов. Например: Е. Гнесиной, И. Листовой, Ш. Ганона, Ю. Тимакина, М.Лонг и др.

В индивидуалных планах есть место для ХАРАКТЕРИСТИКИ ученика. Это очень важный и необходимый раздел. Но так, как в нашем нынешнем варианте индивидуального плана, отведено очень мало места, характеристики стали писать скупо и довольно шаблонно. Такие характеристики, мало раскрывают индивидуальные особенности ученика (из-за несовершенства самих бланков, трудно поместить индивидуальную характеристику ученика). На мой взгляд, характеристика на ученика должна существенно отличаться от привычных, деловых, сводящимся к нескольким стереотипным фразам. От педагога ИНДИВИДУАЛНОГО КЛАССА требуется тонкая наблюдательность, умение замечать и анализировать проявления каждого ученика: поведение на уроке, реакция на музыку, уровень и качество самостоятельной работы, уровень развития базовых музыкальных навыков и многое другое. Характеристика требует от педагога серьезного и вдумчивого отношения. Она -как педагогический диагноз- должна отражать стороны музыкального развития и личные качества ученика. Обдумывание и формулировка характеристик обостряет "зоркость" педагога. Помогает окинуть взглядом пройденный этап, пытаясь представить предстоящее.

ОБРАЗЦЫ ХАРАКТЕРИСТИК.

Характеристика ученика на конец года.

1.Развитие муз. данных, соответствие (степень приспособляемости) исполнит. аппарата. 2.Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость. 3.Отношение к музыке, муз. занятиям.4.Работоспособность, собранность. 5.Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения муз. произведений.6.Успехи за год.7.Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.

Характеристика на выпускника.

1. Общие сведения (Ф.И.О., возраст, класс общеобразовательной школы).2.Основные черты характера и темперамента (эмоциональность, требовательность к себе, организованность, работоспособность, настойчивость и др.)3.Музыкальные способности ( абсол., относит. слух, развитие мелод. и гармон. слуха ,чувство тембра, слуховые и двигательные связи: чувство ритмической пульсации, темповая устойчивость)4. Техническое развитие (активность и выносливость игрового аппарата, владение штрихами, различными видами техники, динамикой, координация движений). 5.Признаки исполнительства (осознанность, воля, самообладание на сцене, яркость исполнения, владение педализацией ).6. Стиль в работе ( организация самостоятельной работы ,навыки чтения с листа, навыки разбора, работа над содержанием произведения, проявление творческой инициативы, способность к анализу, использование теоретических знаний, знаний аппликатуры). 7. Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, лекциях-концертах и т.д. 8.Планируетдальнейшее профессиональное обучение.

В заключении хочется рекомендовать, работу над выбором программ начинать заблаговременно (за 1,5-2 месяца до окончания полугодия). Начинать осваивать более широкий круг музыкальной литературы. И тогда больше вероятности оградить ученика и себя от серьезных ошибок. А что касается неудач при составлении репертуара, то они бывают и у опытных педагогов: как бы хорошо не изучены произведения и ученик, а в процессе работы все же могут выявиться непредвиденные трудности. Элемент проб, ,эксперимента в педагогике неизбежен- иначе она бы не была искусством!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

1.М,Фейгин Индивидуальность ученика и искусство педагога.Музыка1968год. 2 .А,Алексеев Планирование процесса обучения. -Музыка 1989 год 3 . Б.Милич Подбор репертуара для учащихся музыкальных школ и школы искусств. -"Кифара" Москва 2002 год.

 

ВОПРОСЫ для самостоятельной работы:

1.Что такое «Индивидуальный план учащегося»?

2.Попробуйте составить характеристику на себя сегодняшнего, как на ученика.

3. Какая форма репертуара, на ваш взгляд, мало используется в работе? Почему?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.