|
|||
Тема. Предприятие (Фирма) в условиях рыночной экономики.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема. Предприятие (Фирма) в условиях рыночной экономики. Вопросы: 1. Предприятие: сущность и цели деятельности. 2. Формы предприятия. 3. Внутренняя и внешняя среда предприятия. I. предприятие: сущность и цели деятельности. Предприятие – это отдельная, самостоятельно действующая производственно-хозяйственная единица в системе общественного разделения труда. Предприятие – первичное и основное звено общественного производства, поскольку именно на предприятии производят, транспортируют, реализуют. Как соотносятся между собой понятия «предприятие» и «фирма»? Термин «предприятие» наиболее характерен для установившейся российской экономической терминологии и в гораздо меньшей степени используется в экономической науке и практике в западных странах. Мы будем исходить из того, что принципиальной разницы между этими терминами нет, то есть рассматривать их как синонимы. Хотя в зарубежной практике акцентируется внимание на том, что фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования, в то время как предприятие не обязательно является собственником[1]. В условиях рыночной экономики в основе самостоятельной и обособленной деятельности предприятия лежат следующие принципы его организации: Самоокупаемость. Самоокупаемое предприятие – это предприятие, таким образом организовавшее производство, что все затраты производимые им для доведения сырого продукта до товара окупаются в стоимости этого товара на рынке, т. е. издержки производства ниже цены, по которой реализуется готовый продукт. Самоуправление. Самоуправление предполагает, что предприятие самостоятельно выбирает продукт производства, приобретает сырье, определяет структуру и технологию производства, т. е. решает все организационные вопросы, связанные с деятельностью предприятия (что, как и в каких объемах производить, где, кому, и по какой цене продавать свою продукцию), самостоятельно распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Самофинансирование. Самофинансирование предполагает, что доходы, получаемые предприятием не должны полностью потребляться. Часть их должна в виде живых денег использоваться для решения финансовых вопросов предприятия. То есть предполагается, что предприятие не просто осуществляет производство, а воспроизводство, причем не только простое воспроизводство, а расширенное производство, т.е. производство в увеличенном смысле. Поведение предприятия на рынке зависит от выбора целей развития. Ведь предприятие объединяет сотрудников на достижение общих целей. Чтобы объединить определённое количество людей, машин и финансовых средств в единое предприятие, необходимо сориентировать сотрудников предприятия на единые цели. Это задача управления предприятием. Классическая теория рыночного поведения предприятия исходит из того, что основной целью деятельности предприятия является максимизация прибыли при минимизации издержек. В число целей деятельности предприятия могут также входить: повышение производительности труда; увеличение доли рынка и расширение спроса за счет обновления продукции, улучшения ее качества, сервисного обслуживания и повышения конкурентоспособности; диверсификация производства, т.е. расширение номенклатуры производимой продукции и включение в нее непрофильной для данного предприятия продукции; получение гарантированных доходов акционерами; обеспечение экономической безопасности и устранение экономической неопределенности в будущем; политическое и общественное влияние. Предприниматели могут преследовать одну или сразу несколько целей и от их выбора зависит экономическое поведение предприятия. Если получение прибыли является главной целью предприятия, от реализации которой зависит его существование, то такое предприятие называется коммерческим. Некоммерческие предприятия(организации) не могут ставить целью извлечение прибыли. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью и получать в результате нее прибыль, но расходовать ее могут только на цели, указанные в Уставе такого предприятия, а не распределять полученную прибыль между участниками (ГК РФ, ст.50)[2]. Предприятия, действующие в сфере здравоохранения, образования или других социальных услуг, как правило, не нацелены на получение прибыли, но это не значит, что они не осуществляют экономической деятельности. Это только значит, что их экономика не носит коммерческого характера и не подчиняется законам рынка.
|
|||
|