|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА: КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ.ТЕМА: КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ. 1. Формы существования, уровни и виды бытия. 2. Пространство и время как два измерения бытия. Время и вечность. 3. Монистические и плюралистические концепции бытия. 4. Исторические этапы развития диалектики как учения о развитии бытия. 5. Детерминизм и индетерминизм как два образа мира. I ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий понятие, формы, виды и характеристики бытия. Философские исследования мира объединяются рассуждениями о БЫТИИ – философской категории, объединяющей в себе всё, что реально существует или может стать частью реальности. Споры о бытии берут начало ещё в философских Древней Греции и первым, кто ввел понятие бытия в философии стал древнегреческий философ, Парменид. СУЩЕСТВОВАНИЕ – фактическое осуществление и проявление предмета в качестве части реального мира. РЕАЛЬНЫМ называется весь объективный, то есть независимый от мышления и воли людей мир. УРОВНИ СУЩЕСТВОВАНИЯ БЫТИЯ: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ БЫТИЕ– совокупность явлений бытия, для осуществления которых в реальности имеются все условия. Действительные явления воспринимаются и воздействуют на мир и сознание человека. ВОЗМОЖНОЕ БЫТИЕ– совокупность явлений, для осуществления которых имеется только часть условий, но отсутствуют другие. О возможных явлениях мы можем только предполагать и содействовать его осуществлению в действительности. НЕОБРАТИМАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ – переход из действительного в возможное бытие, когда переход обратно в действительность не может произойти. НЕБЫТИЕ – философская категория, объединяющая в себе все, что не существует и не может существовать в мире.
Переход от возможности к действительности может определен мерой этой возможности. Количественная мера возможности, определяющая степень близости возможности к осуществлении действительность называется ВЕРОЯТНОСТЬЮ. Следовательно, то насколько имеется недостающих условий, определяет переход от возможности к действительности. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ БЫТИЯ:
В эпоху античности материя рассматривалась как субстрат или вещество, из которого образуются все вещи. Согласно материализму,МАТЕРИЯ – совокупность физически и чувственно воспринимаемого мира, независимого от сознания человека и воспроизводимого в нем. Материя объединяет весь объективный и независимый от человека мир природы и общества. ВЕЩЕСТВО – совокупность атомов, из соединения которых образуются материальные тела (VI-V века до н.э.). ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ– пространство, в котором взаимодействуют частицы (XIX век). ВАКУУМ– пространство, в котором взаимодействуют античастицы XX век).ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ: активность материи выражается в том, что материальные явления способны воздействовать на окружающий их мир и взаимодействовать с ним; отражение — свойство материи, которое состоит в способности материальных явлений воспринимать и испытывать на себе влияние окружающей их среды; движение — это свойство материи, которое указывает на способность материальных объектов перемещаться в пространстве, взаимодействовать друг с другом и внутренне развиваться; системность показывает, что в материальном мире порядок преобладает над хаосом, а процессы воспроизводства жизни — над её разложением; самоорганизация — свойство материисамостоятельно преобразовываться при взаимодействии с окружающей средой и развиваться по одному из альтернативных путей развития; информативность материи выражается в том, что она является источником истинных знаний. СОЗНАНИЕ – совокупность идеального мира, объединяющего идеи, образы, идеалы, ценности, образуемые в результате деятельности человека. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – духовный мир индивида, включающий его личные переживания, мотивации, ценности и идеалы. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ– духовный мир общества, образуемый общественно принятыми норами, ценностями, идеалами, символами, знаниями и навыками общественной деятельности. II ПРОСТРАНСТВО – свойство бытия, выражающее последовательность существования и расположения явлений и объектов.
ВРЕМЯ – свойство бытия, выражающее порядок осуществления и последовательность изменений объектов в бытии.
ВЕЧНОСТЬ – сверхчувственный источник духовного созидания во временном процессе истории. ВЕЧНОСТЬ не противопоставляется ВРЕМЕНИ, но она противоположна БЕСКОНЕЧНОСТИ – замкнутому кругу не связанных мгновений времени, ведущих счет не жизни, но смерти. III СУБСТАНЦИЯ – основа существования и причина происхождения мира. Существуют ДВА ПОДХОДА К ПОНИМАНИЮ ПРИРОДЫ СУБСТАНЦИИ: МОНИЗМ – учение о существовании одной субстанции и о единстве мира.
Выражением монистического взгляда на мир стала выработка единых ценностей для объединения людей в одно человеческое сообщество (глобализация), централизация власти, монополизация в экономике, тоталитарная идеология, тоталитарный режим. ПЛЮРАЛИЗМ – учению о существовании и действии в мире бесконечного множества субстанций и о многообразии мира.
Плюралистические воззрения стали основой утверждения многообразия системы ценностей, культурных традиций, децентрализация власти, демонополизация и рыночные отношения в экономике, демократические ценности и демократический строй. IV ДИАЛЕКТИКА – способ мышления, исходящий из противоположностей во всестороннем познании сути явлений в бытии. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛЕКТИКИ: 1. АНТИЧНЫЙ ЭТАП: Гераклитввел понятие диалектики и принципы диалектики. ДИАЛЕКТИКА – способ мышления, характеризующийся противоположными суждениями о предмете. ПРОТИВОБОРСТВОиПРОТИВОДЕЙСТВИЕ -принципы диалектики, показывающие процесс порождения новых форм жизни в результате столкновения противоположностей. Постигая их, мы достигаем всестороннего и целостного познания жизни. Софистыразработали ДИАЛОГ – беседа, в которой проблема излагалась с помощью диалектики. Аристотель вывел КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ– всеобщие понятия, выражающие отношения и взаимосвязи между противоположностями. ЕДИНИЧНОЕ – отдельный предмет или свойство предмета. ОБЩЕЕ – совокупность свойств или предметов. У предметов одного вида общие свойства и они же имеются у каждого предмета, поэтому противоположности – единое и общее совпадают.ЯВЛЕНИЕ– внешнее существование предмета. СУЩНОСТЬ – внутренние и необходимые свойства предмета. Сущность проявляется через явление, а явление есть проявление определенного содержания. Так противоположности сущность и явление совпадают. А также Аристотель выделял категории — форма и содержание, часть и целое. 2. ГЕГЕЛЕВСКИЙ ЭТАП: Г.Гегельразработал ИДЕАЛИСТИЧЕСКУЮ ДИАЛЕКТИКУ– метод постижения противоположностей в их единстве или выведение положительного из отрицательного. В ее основе лежат принцип триады и законы диалектики. ПРИНЦИП ТРИАДЫ гласит, что в познании мы переходим от ТЕЗИСА – первоначального суждения, к АНТИТЕЗИСУ – противоположному суждении, и в результате к СИНТЕЗУ – всеобщему знанию о предмете, выводимому из двух первоначальных суждений. Так диалектика выступает методом развития знания о предмете. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ выражают идею бесконечного развития знания о мире. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙгласит, что переход на новый этап развития сопровождается столкновением и борьбой противоположностей. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯозначает, что развитие является следствием двойного отрицания-снятия. При переходе на новый этап развития сохраняются положительные свойства предмета, но уничтожаются его ограничения прежним этапом развития и он обретает или раскрывает новые качества. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯпоказывает, что при изменении количественных свойств предмета изменяется и качество самого предмета. Законы диалектики указывают на бесконечность развития мира. МАРКСИСТСКИЙ ЭТАП: К.Маркс, Ф.Энгельсразработали МАРКСИСТСКУЮ ДИАЛЕКТИКУ – метод постижения и преобразования действительности в процессе ее развития. Она применялась ими для познания развития природы, общества и мышления, поэтому ДИАЛЕКТИКА – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. РАЗВИТИЕ – направленный и необратимый процесс качественных преобразований живого организма, обусловленной внутренними противоречиями. ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ: СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ –живой организм, имеющий сложную структуру и множество взаимосвязанных элементов; НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯживого организма означает, что преобразование происходит поступательно от одних качеств к другим; ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ – логический итог преобразований предмета; КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯживого организма, связанны с системным преобразованием его существенных свойств или их сочетаний; НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ выражается в том, что качественные изменения предмета ведут к его новому состоянию. Развитию подвержены все стороны бытия, разобраться в его природе пытались различные ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ:
V РАЗВИТИЕ – универсальное свойство природы, общества и мышления. Из универсального характера развития следует всеобщая взаимосвязь явлений в мире. Взаимодействия явлений, в которых одни явления порождают или ведут к уничтожению другие явления называются ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫМИ СВЯЗЯМИ.В них участвуют ЯВЛЕНИЕ-ПРИЧИНА – предмет, способный порождать другое явление, и ЯВЛЕНИЕ-СЛЕДСТВИЕ – результат производящего действия другого явления. Между ними должна существовать ПРИЧИННОСТЬ – генетическая связь между явлениями, при которой одно явление – причина при определенных условиях порождает другое явление – следствие. ОТНОШЕНИЯ ПРИЧИНЕНИЯ – связи присущие всем явлениям и определяющие их сущность и развитие. Существенные качества объединяют явления одного вида, поэтому связи между ними закономерны. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – существенная и присущая всем явлениям одного вида связь. Во взаимодействия вступают и явления разных видов и потому отношения между ними носят случайный характер. СЛУЧАЙНОСТЬ - все, что производится не в соответствии со своей сущностью, но при внешнем воздействии. В философии проблемы взаимодействия явлений рассматриваются ДВУМЯ ПОДХОДАМИ: 1. ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей обусловленности и связанности явлений в бытии. 2. ИНДЕТЕРМИНИЗМ – учение, отрицающее принцип причинности и объективный характер всеобщей обусловленности явлений. РАЗЛИЧИЕ ПОДХОДОВ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|