Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОСНОВНЫЕ ОПЕРНЫЕ ФОРМЫ



 

                      ОСНОВНЫЕ ОПЕРНЫЕ ФОРМЫ

самостоятельные номера, являющиеся основными составляющими элементами оперной  композиции

СОЛЬНЫЕ

   
РЕЧИТАТИВ ( лат. recitare - читать вслух, декламировать). АРИЯ (ит.  aria - воздух, песня) АНСАМБЛЬ (фр. ensemble – вместе) ХОР (греч. choros)
1) Род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую и декламационную речь; речитатив обычно пишется ритмически свободно и не укладывается в нормативные музыкальные построения (предложения, периоды и т.п.), то есть представляет собой и свободную (не типовую) музыкальную  форму. 2) как оперная форма речитатив появился  раньше арии. Основой первых опер начала XVII в. (г. Флоренция) стало пение, более приподнятое, чем обычная речь, но менее очерченное, чем мелодия. В творчестве флорентийской камераты еще не получили развития ариозное начало и кантилена. В предисловии к опере «Эвридика» (1600 год) Я. Пери писал: «пение на полпути между говором и чистой мелодией».  Позже в итальянской опере сложилось два основных типа речитатива: - secco (от итал.- «сухой») Этот типречитатива был характерным явлением для комических эпизодов (с участием крестьян и домашних слуг), тех опер, которые разыгрывались под открытым небом. Традиционный речитатив  secco применялся в оперной музыке вплоть до середины XIX в.; он выражает основное действие (события). Стиль этого речитатива - напевный говор, сопровождавшийся протянутыми аккордами чембало (клавесин). - accompagnato(аккомпанированный) - мелодизированный речитатив, сопровождавшийся оркестром.   Часто речитатив предшествует арии, контрастируя с ней.  Речитатив – одна из самых гибких оперных форм. Стремление как можно выразительнее и глубже передать смысл текста, а через него и характер героя (что необходимо для развития драматического действия), побуждает композиторов к поискам в области речитатива, его стиля. Существуют примеры создания полностью речитативных вокальных партий героев (А. Даргомыжский «Каменный гость»).  Ария – центральная оперная форма (различной степени сложности), замкнутая по композиции (обычно 2-х или 3-х частная), но имеющая бесконечное разнообразие индивидуальных воплощений. В арии, как правило, воплощается один образ (эмоциональное состояние).                Содержанием арии становится раскрытие характера, чувств и переживаний героя, что нередко приводило к «остановке» в развитии оперного действия (явление, характерное для жанра оперы – seria XVIII века). Некоторое время в истории оперы ария  понималась в основном как возможность для певца раскрыть выразительные стороны голоса, показать технику.  Такой подход чуть не превратил жанр оперы в концерт соревнующихся в виртуозности певцов - солистов (появление арий не было обосновано логикой целого).   - Д Драматургическая функция арии многозначна: - ария при первом появлении героя (характеристика его качеств), реакция (переживание) на происходящее в сценическом действии. - ария - портрет (выражение кредо героя – характерный для него строй чувств, мыслей, душевного склада); - ария-действие (органичное продолжение сценического действия, влияние на развитие ситуации); -  монолог (речь, обращенная в себя);   - Разновидности арии: Каватина - «выходная» (первая) ария героя; Ариозо  (ит. arioso - вроде арии) - чаще всего певучая лирическая ария небольших размеров и свободного построения; Ариозное пение – тип вокальной речи, характеризующийся напевностью, мелодичностью. Ариэтта (ит. – маленькая ария) – небольшая ария. Крупное сольное выступление героя может носить название сцена.    В зависимости от оперного типажа, содержания текста или ситуации, его сольное выступление может иметь также название баллада, песня, романс, рассказ, куплеты или название, отражающее жанровую или национальную принадлежность (хабанера, думка, вальс, колыбельная, серенада и т.д.).  У некоторых композиторов (Р. Вагнер и др.) место арии занимают новые сольные формы, органично включенные в развитие действия.    ансамбли различают по количеству исполнителей: - дуэт (два) - трио или терцет (три) - квартет (четыре) - квинтет (пять);   и т.д. В опере Моцарта «Свадьба Фигаро» есть ансамбль, состоящий из 11 исполнителей – солистов (ундецимет).   - Роль и значение:   Ансамбли в опере бывают разнообразными по форме и содержанию и могут нести различное драматургическое значение, например: Ансамбль - ссора, примирение, согласие; Ансамбль – драматургическая завязка и кульминация, или торможение действия, приковывающее внимание к глубинным мотивам драмы.   Крупный ансамбль певцов, распадающийся на несколько групп - партий.   В опере могут использоваться различные виды хорового пения: - смешанный хор; - однородный; - с сопровождением и без сопровождения оркестра;   Хоровая сцена может нести различное драматургическое значение:  -выражение обобщенного чувства, настроения (хор часто используется в начале или в конце оперы); -реакция на происходящее в сценическом действии;   Большой удельный вес хоровых сцен сближает в таком случае оперу с ораторией.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.