Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Архитектура



Архитектура

       Отличительной особенностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами. Римляне усовершенствовали рационально организованную, строгую планировку греков и этрусков и воплотили ее в больших городах. Эти планировки отвечали условиям жизни: духу военщины и суровой дисциплины, огромного размаха торговли, тяготению к парадности и зрелищности.

       Примерно ко II в. до н.э. сложилась новая техника возведения монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого камня - заполнителя. Искусственный монолит, полученный смешением раствора из извести и песка с каменным щебнем, получил название римского бетона. Открытие нового строительного материала – бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. Снаружи здание облицовывалось мрамором или камнем. В культовом зодчестве римляне использовали тип греческого периптера или псевдопериптора, располагая, храм как этруски на подиуме. Колонны превращались в полуколонны, не имеющие конструктивного значения. Использовали тип ротонды, круглого в плане храма, окружённого колоннадой.

       В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. В Риме нашли применение пять видов ордеров:

       тосканский (наследие этрусков) - самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Колонны тосканского ордера отличается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр.

       Дорический - римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел, несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Колонны не имели каннелюр, но опирались на базы.

       Ионический - римско-ионический ордер наследовал формы и пропорции греческих образцов.

       Коринфский - не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров. Он отличается стройными пропорциями и декоративным убранством.

       Композитный - в основном повторяет коринфский ордер, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

       Римляне использовали ордера как в реальном конструктивном значении (при возведении портиков, галерей, лоджий и т.п.), так и в декоративном - как средство создания чисто зрительного впечатления о конструктивности ордерной системы путем механического наложения ее на массив стены.

       На основе наложения ордера на арочный проем в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение ордерная аркада. Монументальные сооружения строились из каменных пород - известняка, туфа, частично из мрамора.

       Потребности римского общества породили много новых типов сооружений.

Общественные сооружения

       Главное завоевание римлян в строительстве общественных сооружений - это создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытия вызвала развитие мощных сводчатых и купольных конструкций. Основной формой перекрытия стал цилиндрический свод из бетона и камня.

       Во времена Республики центральной площадью Рима был – Форум, где проходила вся деловая, торговая, политическая жизнь города, - место между холмами Капитолий и Палатин. Форум был местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут велась оживленная торговля, заключались сделки, судили преступников, устраивали различные церемонии. Здесь размещались основные общественные здания – сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы. Храмы наполнялись греческими скульптурами и другими предметами искусства, вывозимыми завоевателями отовсюду, в основном из городов эллинистического мира. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал - в центре площади происходили гладиаторские игры.

       Основным типом общественных сооружений в римском обществе были храмы.  Первоначально религия римлян, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божества и возведения храмов. Но под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуи богов, для из сохранения понадобились храмы.

       Особое место в римской и мировой архитектуре занял Пантеон - храм всех богов, архитектор Аполлодор Дамасский. Это классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности.

        Здание состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика. Пропорции Пантеона совершенны: диаметр купола (43,5 м) почти равен высоте храмам (42,7 м), в подкупольное пространство вписывается шар. Купол имеет форму полусферы. Он превосходи по размеру не только все подобного рода конструкции древности, но также и средних веков, Возрождения и нового времени, вплоть до XIX века.

       Круглое 9-метровое отверстие (гнездо Пантеона) в вершине купола - источник света. Внутренне убранство Пантеона огромно. Нет углов, нет прямых горизонталей, только огромная полусфера и единообразный ритм колонн, простенков и ниш. Это не похоже на привычное для римлянина решение внутреннего убранства храма.

       Римлянами был создан ещё один тип сооружения – термы, общественные бани. Термы – это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211-1-216) площадью более чем 11 гектаров.

Зрелищные сооружения

       В конце I в.до н.э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из Республики в Империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, т. е. божественным (27 г. до н.э. – 14 г. от н.э.). Его изображали, беря за образец греческое искусство, идеализировано, иногда в образе Юпитера.

       Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиану Августу приписывают слова, приводимые Светонием: «Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным».

       При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, 75-82 гг. от н.э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боёв Колизей (от латинского слова «колоссеум» - колоссальный, ранее на этом месте стояла статуя Нерона высотой 39 метров). В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трёх сводчатых ярусов сводчатых арок , четвёртый – глухой, разделённый окнами. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй – ионического, третий – коринфского, четвёртый – коринфскими пилястрами. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой могло сражаться до 3000 пар гладиаторов, были помещения гладиаторов, клетки для зверей, система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка, свод (цилиндрический, крестовый), бетон в сочетании с кирпичом и мрамором – травертином стали вкладом римлян в мировую архитектуру.

Триумфальные сооружения

       Римлянам принадлежит тип триумфальной арки, одно-, трёх-, пятипролётной, в честь того или иного императора.

       Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в 16 веке заменили статуей апостола Петра. Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков. Сооружение моста через Дунай, переправа, битва, осада крепости, победа….В рельефах 2500 фигур, 90 раз повторяется изображение Траяна.

       Арка Тита. Вершиной искусства рельефа в Древнем Риме являются две большие панели, повествующие о деяниях императора Тита и украшающие триумфальную арку, воздвигнутую в 81 г. н. э., чтобы увековечить его победы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.