Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Годовое тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР» в школе V вида



 

 

Годовое тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР» в школе V вида

 

 

 

 

 


     Тематическое планирование занятий с учащимися 1 класса с логопедическим заключением «ОНР»

№ занятия   Тема коррекционного занятия   Пропедевтика русского языка   Речевой материал Восполнение пробелов в разв. предпосылок к полноцен. овладению чт. и письмом
Развитие и уточнение временных представлений  

Согласование имен существительных с числительными в роде и числе

Час, минута, сутки, день, ночь, вчера, сегодня, завтра, дни недели

Развитие слухового внимания, всех видов памяти, словесно-логического и образного мышления

Развитие и уточнение временных представлений   Год, календарь, времена года, месяцы
Уточнение пространственных представлений (дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в схеме собственного тела, схеме тела стоящего напротив)

Практическое ознакомление с предлогами, формирование умения правильно употреблять их в речи

Тема: «Части тела»

(названия частей тела)

+

левый - правый, назад - вперед, вверх - вниз, над - под, на, центр-угол, около, напротив.

Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, мыслительных операций

Уточнение пространств. представлений (правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов); графическое воспроизведение направлений
Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков) Звуки речи  

Тема «Осень, осенние месяцы, погода осенью»

Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя.

Осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, урожай, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т.д.

Тема «Перелетные птицы»

Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.
Гласные звуки (а,о,у,э,ы, и), их артикуляция Гласные звуки

Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов

7-8 Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов: - под ударением - в начале и конце слова - в безударной позиции Образование слов с помощью суффиксов (умен.-ласк.): дождь – дождик, ветер – ветерок
Согласные звуки. Выделение согласных: - из слогов - в начале слова Образование относительных прилагательных (сок из моркови – морковный) Тема «Сбор урожая»: огород, теплица, грядка, семена, плоды, овощи. Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.
Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости – мягкости Мягкие и твердые согласные; образование существительных множественного числа («один-много»)

Тема «Растительный мир» (травы, кусты, деревья):

лес, бор, чаща, сад, названия деревьев (тополь, дуб, клен, липа, береза, рябина, черемуха), названия частей дерева (крона, ветка, кора, листья, иголки, хвоя, цветки), названия плодов (шишка, сережка, желудь)

Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение - «4-й лишний»), развитие слухового внимания, памяти
Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости – глухости  Звонкие и глухие согласные; согласование прилагательного с существительным в роде (сосновый – шишка, кресло, бор) Упражнения на увеличение объема внимания, развитие зрительной, слуховой памяти
Дифференциация гласных и согласных звуков Гласные и согласные звуки; образование существительных множ. числа в родительном падеже «Один-много» Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбки (аквариум, озеро, река, окунь, акула, карась, щука, плотва, судак, меченосец, сом) Развитие слухового внимания, логического мышления («Кто лишний?»)
13-14 Фонематический анализ и синтез слов Связь слов по типу управления (войти в класс – выйти из класса) Тема «Школа, школьные принадлежности» Развитие фонематических процессов, мелкой моторики
Слоговой состав слова. Развитие слогового анализа и синтеза. Образование существительных с помощью суффиксов (улочка, мостик) Тема «Наш город» (адрес, улица, дом, мост, вокзал, завод, фабрика, почта, школа, цирк) Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных. Образование прилагательных в сравнительной степени (этот мост широкий, а тот шире) Тема«Достопримечательности города» (театр, музей, площадь, памятник, парк) Развитие наблюдательности, зрительного внимания, фонематического восприятия
Слоговой состав слова. Порядок слогов в слове. Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (почтовый, газетный) Тема «Почта» (письмо, конверт, бланк, посылка, адрес, газета, журнал, перевод, телеграмма) Развитие мыслительных операций (загадки), воображения, слухового внимания и памяти
Слоговой состав слова. Ударение. Образование имен прилагательных от существительных с помощью суффиксов (овощной, книжный) Тема «Магазин» (товар, продавец, покупатель, чек, касса) Развитие наглядно-образного мышления, зрительной восприятия и памяти
Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная. Связь слов в предложении (составление предложений по опорным словам и картинкам) Тема «Зима, зимние месяцы, зимние забавы» (санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки) Развитие временных представлений, зрительной и двигательной памяти
20-21 Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Подбор однокоренных (родственных) слов (зима - зимний, зимушка, зимовать)   Тема «Погода зимой» (снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад) Развитие фонематических процессов, наблюдательности
Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство. Дифференциация в-ф Образование существительных с помощью суффиксов (воспитатель - воспитательница)

Тема «Профессии людей»

(название разных профессий + назначение)

(врач, водитель, воспитатель, фотограф, фигурист, футболист, библиотекарь, банкир, балерина, плотник, парикмахер, повар, портной, пекарь, писатель, певец)

Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и внимания, мыслительных операций («Кому что надо для работы?», «Путаница»)

Дифференциация б-п Правильное употребление форм имен существительных единственного числа в родительном падеже (ножницы портного)
Дифференциация т-д Подбор однокоренных (родственных) слов (хлеб – хлебушек, хлебница) Образование относительных прилагательных (каша из риса – рисовая) Тема «Продукты питания» (творог, тесто, торт, дрожжи, дары моря, говядина, диета, повидло, леденец, пудинг, батон, котлета, селедка, холодец) Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти
Дифференциация к-г     Формирование словообразования с помощью суффиксов («Назови ласково»)

Тема «Домашние животные и птицы»

(г-к: гусь, гусыня, курица, гребешок, крылья, клюв, крошки, курятник, с-з: селезень, насест, семечки, зерно и т.д.)

Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, зрительной памяти

Дифференциация с-з Образование существительных множ. числа («Один-много»)
Дифференциация ж-ш Образование глаголов с помощью приставок (шить – пришить, зашить, перешить)

Тема «Одежда»

(названия предметов и деталей одежды: шарф, шапка, шуба, шорты, рубашка, жилет, джинсы, пижама), материал (шелк, шерсть, сатин, ситец)

Развитие фонематического слуха, координации движений
Дифференциация с-ш Образование относительных прилагательных, обознач. материал (шерсть-шерстяной) Развитие фонематического слуха, логического мышления, слухового восприятия и зрительной памяти
Дифференциация з-ж Формирование словообразования с помощью суффиксов (заяц-зайчик, зайчонок) Тема «Зоопарк» (животные, звери, зоопарк, зебра, заяц, жираф) Развитие воображения, зрительной памяти
Дифференциация с-щ Образование существительных с помощью суффиксов (умен.-ласк.)  Тема «Тело человека» (ступня, спина, щиколотка, щека, волосы, нос, пояс) Развитие пространственных представлений, логического мышления («4-й лишний»)
31-32 Дифференциация свистящих и шипящих звуков Образование притяжательных прилагательных («Чей хвост?») Тема «Дикие животные и их детеныши» (слон, заяц, морж, лиса, еж, зебра) Развитие слухового внимания, наблюдательности
Дифференциация ч-щ Образование формы множественного числа существительных («Посчитай») Тема «Предметы быта» (щетка, часы, мочалка, ящик, очки, ключ) Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти
Дифференциация ч-т Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного Тема «Инструменты» (топор, ключ, тиски, молоток) Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха
Дифференциация с-ц Формирование умения правильно употреблять предлоги (у, в, на, над, под, за) Образование глаголов с помощью приставок (двигать-передвигать, задвигать) Тема «Мебель» (стол, стул, спинка, сиденье, кресло, дверцы) + глагольный словарь Развитие пространственных представлений
36-37 Дифференциация аффрикат между собой и звуков, входящих в их состав Согласование прилагательного с существительным в роде, числе Тема «Посуда» (название видов посуды; предметов: стакан, блюдце, чайник; частей посуды) Развитие пространственных представлений, логического мышления
Дифференциация сонорных звуков: л-р, л’ -р’ Формирование навыков предложного и беспредложного управления (гладит утюгом, смотрит по телевизору) Тема «Домашние электроприборы» (радио, лампа, телевизор, пылесос и т.д.) Развитие наблюдательности, пространственных представлений
Дифференциация л’-й Образование глаголов с пом. приставок (пере-, вы-, за-, об-, на-)

Тема «Транспорт»

(виды: троллейбус, автомобиль, самолет, корабль, лодка, трамвай;

признаки: легковой, пассажирский, городской, воздушный, водный)

Развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки
Звукобуквенный анализ и синтез слов Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного («Кто чем управляет?») Развитие мыслительных операций («Назови лишнее»), фонематических процессов
Работа над словом. Слова, обозначающие предметы. Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов; образование сущ-х с пом. умен.-ласк. суффиксов Тема «Семья, состав семьи» (название членов семьи и ближайших родственников) Развитие логического мышления, памяти, развитие мелкой моторики
Слова, обозначающие действие Формирование умения подбирать антонимы к словам Тема «Обязанности членов семьи» Развитие внимания, наблюдательности
Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие. Постановка вопросов к словам Развитие умения подбирать несколько глаголов к одному существительному Тема «Весна, весенние месяцы, погода весной» Развитие временных представлений
Простое двусоставное предложение. Подбор слов-действий к словам-предметам. Дифференциация понятий «слово» - «предложение» Согласование глагола с именем существительным в роде, числе Тема «Весенняя погода» (оттепель, ручьи, ледоход, половодье, капель) Развитие временных представлений, зрительной памяти
Простое двусоставное предложение. Развитие навыка смыслового и интонационного оформления предложений. Формирование умения подбирать антонимы к глаголам; правила оформления предложений (заглавная буква, точка) Тема «Животный и растительный мир весной» (глагольный словарь: просыпаются, прилетают, щебечут, пробиваются, журчит, распускаются) Развитие логического мышления («Подскажи словечко»)
Слова, обозначающие признак предмета. Постановка вопросов к словам Развитие умения подбирать глаголы к существительным («Кто как кричит?»). Формирование умения правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из) Тема «Перелетные птицы» (названия, внешний вид) Напр.: клюв – короткий, прямой, узкий, длинный, вытянутый и т.д. Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания
Слова, обозначающие признак предмета. Развитие умения подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Тема «Фрукты»

 

(названия фруктов, их свойства: форма, величина, цвет, вкус, запах; что можно приготовить из фруктов)

Развитие зрительных представлений, мелкой моторики
Развитие умения составлять и анализировать простые распространенные предложения. Выделение слов, обознач. предметы, действия, признаки. Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении Развитие мыслительных операций («Найди ошибки»)
49-50 Работа над распространением предложения и его грамматическим оформлением Грамматическое оформление предложений Тема «Овощи» (названия, внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить) Развитие зрительной памяти, мелкой моторики
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы Развитие умения грамматически правильно строить предложения Тема «Домашние птицы» (повторение) Рассказ «На птицеферме» Развитие логического мышления (последовательность событий)
Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа Развитие умения грамматически правильно строить предложения Тема: «Дикие животные» (повторение) Рассказ «Зоопарк» Развитие логического и образного мышления, памяти
Развитие умений и навыков построения связного высказывания – пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план Развитие умения грамматически правильно строить предложения Тема «Лето, летняя погода» (солнце, небо, деревья и цветы и т.д.) Развитие и уточнение временных представлений
Развитие умений и навыков составления описательного рассказа Развитие умения грамматически правильно строить предложения Рассказ о своем домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши, хвост) Развитие способности к воссозданию мысленных образов

 


Список использованной литературы:

 

1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.

4. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 64с.

5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 528с.

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление их у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.

7. Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с ТНР: Пособие для учителя/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.

8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.