№ занятия
|
Тема коррекционного занятия
|
Пропедевтика русского языка
|
Речевой материал
| Восполнение пробелов в разв. предпосылок к полноцен. овладению чт. и письмом
|
| Развитие и уточнение временных представлений
| Согласование имен существительных с числительными в роде и числе
| Час, минута, сутки, день, ночь, вчера, сегодня, завтра, дни недели
| Развитие слухового внимания, всех видов памяти, словесно-логического и образного мышления
|
| Развитие и уточнение временных представлений
| Год, календарь, времена года, месяцы
|
| Уточнение пространственных представлений (дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в схеме собственного тела, схеме тела стоящего напротив)
| Практическое ознакомление с предлогами, формирование умения правильно употреблять их в речи
| Тема: «Части тела»
(названия частей тела)
+
левый - правый, назад - вперед, вверх - вниз, над - под, на, центр-угол, около, напротив.
| Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие внимания, слуховой, зрительной и двигательной памяти, мыслительных операций
|
| Уточнение пространств. представлений (правого и левого направлений в пространстве; пространственных взаимоотношений объектов);
графическое воспроизведение направлений
|
| Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков)
| Звуки речи
| Тема «Осень, осенние месяцы, погода осенью»
Неречевые звуки: шелест, шуршание листьев, капли дождя.
Осень, природа, увядание, листопад, сырость, ненастье, урожай, лужи, дождь, небо, солнце, тучи, туман, изморозь и т.д.
Тема «Перелетные птицы»
| Развитие слухового внимания, восприятия и памяти.
|
| Гласные звуки (а,о,у,э,ы, и), их артикуляция
| Гласные звуки
| Развитие фонематического восприятия, концентрации слухового внимания, наблюдательности, способности к воссозданию мысленных образов
|
7-8
| Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов:
- под ударением
- в начале и конце слова
- в безударной позиции
| Образование слов с помощью суффиксов (умен.-ласк.): дождь – дождик, ветер – ветерок
|
| Согласные звуки. Выделение согласных:
- из слогов
- в начале слова
| Образование относительных прилагательных
(сок из моркови – морковный)
| Тема «Сбор урожая»:
огород, теплица, грядка, семена, плоды, овощи.
| Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики.
|
| Согласные звуки.
Дифференциация согласных по твердости – мягкости
| Мягкие и твердые согласные;
образование существительных множественного числа («один-много»)
| Тема «Растительный мир» (травы, кусты, деревья):
лес, бор, чаща, сад, названия деревьев (тополь, дуб, клен, липа, береза, рябина, черемуха), названия частей дерева (крона, ветка, кора, листья, иголки, хвоя, цветки), названия плодов (шишка, сережка, желудь)
| Развитие мыслительных операций (анализ, обобщение - «4-й лишний»), развитие слухового внимания, памяти
|
| Согласные звуки.
Дифференциация согласных по звонкости – глухости
| Звонкие и глухие согласные;
согласование прилагательного с существительным в роде (сосновый – шишка, кресло, бор)
| Упражнения на увеличение объема внимания, развитие зрительной, слуховой памяти
|
| Дифференциация гласных и согласных звуков
| Гласные и согласные звуки;
образование существительных множ. числа в родительном падеже «Один-много»
| Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбки (аквариум, озеро, река, окунь, акула, карась, щука, плотва, судак, меченосец, сом)
| Развитие слухового внимания, логического мышления («Кто лишний?»)
|
13-14
| Фонематический анализ и синтез слов
| Связь слов по типу управления (войти в класс – выйти из класса)
| Тема «Школа, школьные принадлежности»
| Развитие фонематических процессов, мелкой моторики
|
| Слоговой состав слова.
Развитие слогового анализа и синтеза.
| Образование существительных с помощью суффиксов (улочка, мостик)
| Тема «Наш город»
(адрес, улица, дом, мост, вокзал, завод, фабрика, почта, школа, цирк)
| Развитие фонематического восприятия, зрительной памяти
|
| Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных.
| Образование прилагательных в сравнительной степени (этот мост широкий, а тот шире)
| Тема«Достопримечательности города» (театр, музей, площадь, памятник, парк)
| Развитие наблюдательности, зрительного внимания, фонематического восприятия
|
| Слоговой состав слова. Порядок слогов в слове.
| Образование имен прилагательных от
существительных с помощью суффиксов (почтовый, газетный)
| Тема «Почта»
(письмо, конверт, бланк, посылка, адрес, газета, журнал, перевод, телеграмма)
| Развитие мыслительных операций (загадки), воображения, слухового внимания и памяти
|
| Слоговой состав слова. Ударение.
| Образование имен прилагательных от
существительных с помощью суффиксов (овощной, книжный)
| Тема «Магазин»
(товар, продавец, покупатель, чек, касса)
| Развитие наглядно-образного мышления, зрительной восприятия и памяти
|
| Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная.
| Связь слов в предложении
(составление предложений по опорным словам и картинкам)
| Тема «Зима, зимние месяцы, зимние забавы»
(санки, лыжи, коньки, снеговик, снежки)
| Развитие временных представлений, зрительной и двигательной памяти
|
20-21
| Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов.
| Подбор однокоренных (родственных) слов
(зима - зимний, зимушка, зимовать)
| Тема «Погода зимой»
(снег, лед, гололедица, узоры, снежинки, холод, мороз, стужа, метель, снегопад)
| Развитие фонематических процессов, наблюдательности
|
| Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство.
Дифференциация в-ф
| Образование существительных с помощью суффиксов (воспитатель - воспитательница)
| Тема «Профессии людей»
(название разных профессий + назначение)
(врач, водитель, воспитатель, фотограф, фигурист, футболист, библиотекарь, банкир, балерина, плотник, парикмахер, повар, портной, пекарь, писатель, певец)
| Развитие фонематического слуха, слуховой памяти и внимания, мыслительных операций («Кому что надо для работы?», «Путаница»)
|
| Дифференциация б-п
| Правильное употребление форм имен существительных единственного числа в родительном падеже (ножницы портного)
|
| Дифференциация т-д
| Подбор однокоренных (родственных) слов (хлеб – хлебушек, хлебница)
Образование относительных прилагательных (каша из риса – рисовая)
| Тема «Продукты питания»
(творог, тесто, торт, дрожжи, дары моря, говядина, диета, повидло, леденец, пудинг, батон, котлета, селедка, холодец)
| Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного внимания, памяти
|
| Дифференциация к-г
| Формирование словообразования с помощью суффиксов («Назови ласково»)
| Тема «Домашние животные и птицы»
(г-к: гусь, гусыня, курица, гребешок, крылья, клюв, крошки, курятник, с-з: селезень, насест, семечки, зерно и т.д.)
| Развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия, зрительной памяти
|
| Дифференциация с-з
| Образование существительных множ. числа («Один-много»)
|
| Дифференциация ж-ш
| Образование глаголов с помощью приставок (шить – пришить, зашить, перешить)
| Тема «Одежда»
(названия предметов и деталей одежды: шарф, шапка, шуба, шорты, рубашка, жилет, джинсы, пижама), материал (шелк, шерсть, сатин, ситец)
| Развитие фонематического слуха,
координации движений
|
| Дифференциация с-ш
| Образование относительных прилагательных, обознач. материал (шерсть-шерстяной)
| Развитие фонематического слуха,
логического мышления, слухового восприятия и зрительной памяти
|
| Дифференциация з-ж
| Формирование словообразования с помощью суффиксов
(заяц-зайчик, зайчонок)
| Тема «Зоопарк»
(животные, звери, зоопарк, зебра, заяц, жираф)
| Развитие воображения, зрительной памяти
|
| Дифференциация с-щ
| Образование существительных с помощью суффиксов (умен.-ласк.)
| Тема «Тело человека» (ступня, спина, щиколотка, щека, волосы, нос, пояс)
| Развитие пространственных представлений, логического мышления («4-й лишний»)
|
31-32
| Дифференциация свистящих и шипящих звуков
| Образование притяжательных прилагательных («Чей хвост?»)
| Тема «Дикие животные и их детеныши»
(слон, заяц, морж, лиса, еж, зебра)
| Развитие слухового внимания, наблюдательности
|
| Дифференциация ч-щ
| Образование формы множественного числа существительных («Посчитай»)
| Тема «Предметы быта» (щетка, часы, мочалка, ящик, очки, ключ)
| Развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти
|
| Дифференциация ч-т
| Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного
| Тема «Инструменты»
(топор, ключ, тиски, молоток)
| Развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха
|
| Дифференциация с-ц
| Формирование умения правильно употреблять предлоги (у, в, на, над, под, за)
Образование глаголов с помощью приставок (двигать-передвигать, задвигать)
| Тема «Мебель»
(стол, стул, спинка, сиденье, кресло, дверцы)
+ глагольный словарь
| Развитие пространственных представлений
|
36-37
| Дифференциация аффрикат между собой и звуков, входящих в их состав
| Согласование прилагательного с существительным в роде, числе
| Тема «Посуда»
(название видов посуды; предметов: стакан, блюдце, чайник; частей посуды)
| Развитие пространственных представлений, логического мышления
|
| Дифференциация сонорных звуков:
л-р, л’ -р’
| Формирование навыков предложного и беспредложного управления (гладит утюгом, смотрит по телевизору)
| Тема «Домашние электроприборы»
(радио, лампа, телевизор, пылесос и т.д.)
| Развитие наблюдательности, пространственных представлений
|
| Дифференциация л’-й
| Образование глаголов с пом. приставок (пере-, вы-, за-, об-, на-)
| Тема «Транспорт»
(виды: троллейбус, автомобиль, самолет, корабль, лодка, трамвай;
признаки: легковой, пассажирский, городской, воздушный, водный)
| Развитие зрительной и слуховой памяти, пространственной ориентировки
|
| Звукобуквенный анализ и синтез слов
| Образование формы един. числа творительного падежа имени существительного («Кто чем управляет?»)
| Развитие мыслительных операций («Назови лишнее»), фонематических процессов
|
| Работа над словом. Слова, обозначающие предметы.
| Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов;
образование сущ-х с пом. умен.-ласк. суффиксов
| Тема «Семья, состав семьи»
(название членов семьи и ближайших родственников)
| Развитие логического мышления, памяти, развитие мелкой моторики
|
| Слова, обозначающие действие
| Формирование умения подбирать антонимы к словам
| Тема «Обязанности членов семьи»
| Развитие внимания, наблюдательности
|
| Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие. Постановка вопросов к словам
| Развитие умения подбирать несколько глаголов к одному существительному
| Тема «Весна, весенние месяцы, погода весной»
| Развитие временных представлений
|
| Простое двусоставное предложение. Подбор слов-действий к словам-предметам. Дифференциация понятий «слово» - «предложение»
| Согласование глагола с именем существительным в роде, числе
| Тема «Весенняя погода»
(оттепель, ручьи, ледоход, половодье, капель)
| Развитие временных представлений, зрительной памяти
|
| Простое двусоставное предложение. Развитие навыка смыслового и интонационного оформления предложений.
| Формирование умения подбирать антонимы к глаголам;
правила оформления предложений (заглавная буква, точка)
| Тема «Животный и растительный мир весной» (глагольный словарь: просыпаются, прилетают, щебечут, пробиваются, журчит, распускаются)
| Развитие логического мышления («Подскажи словечко»)
|
| Слова, обозначающие признак предмета.
Постановка вопросов к словам
| Развитие умения подбирать глаголы к существительным («Кто как кричит?»).
Формирование умения правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из)
| Тема «Перелетные птицы»
(названия, внешний вид)
Напр.: клюв – короткий, прямой, узкий, длинный, вытянутый и т.д.
| Развитие пространственной ориентировки, слуховой памяти и внимания
|
| Слова, обозначающие признак предмета. Развитие умения подбирать слова-признаки к словам-предметам и наоборот
| Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе
| Тема «Фрукты»
(названия фруктов, их свойства: форма, величина, цвет, вкус, запах; что можно приготовить из фруктов)
| Развитие зрительных представлений, мелкой моторики
|
| Развитие умения составлять и анализировать простые распространенные предложения. Выделение слов, обознач. предметы, действия, признаки.
| Выделение главных членов предложения; количество слов в предложении
| Развитие мыслительных операций («Найди ошибки»)
|
49-50
| Работа над распространением предложения и его грамматическим оформлением
| Грамматическое оформление предложений
| Тема «Овощи»
(названия, внешний вид, запах, на ощупь; что можно приготовить)
| Развитие зрительной памяти, мелкой моторики
|
| Развитие умений и навыков построения связного высказывания – последовательный пересказ с опорой на картинки и вопросы
| Развитие умения грамматически правильно строить предложения
| Тема «Домашние птицы» (повторение)
Рассказ «На птицеферме»
| Развитие логического мышления (последовательность событий)
|
| Развитие умений и навыков составления повествовательного рассказа
| Развитие умения грамматически правильно строить предложения
| Тема: «Дикие животные» (повторение)
Рассказ «Зоопарк»
| Развитие логического и образного мышления, памяти
|
| Развитие умений и навыков построения связного высказывания – пересказ текста описательного характера с опорой на картинки и план
| Развитие умения грамматически правильно строить предложения
| Тема «Лето, летняя погода»
(солнце, небо, деревья и цветы и т.д.)
| Развитие и уточнение временных представлений
|
| Развитие умений и навыков составления описательного рассказа
| Развитие умения грамматически правильно строить предложения
| Рассказ о своем домашнем животном (кличка, цвет, шерсть, лапы, уши, хвост)
| Развитие способности к воссозданию мысленных образов
|
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 118с.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 336с.
4. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2000. – 64с.
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 528с.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление их у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256с.
7. Формирование грамматического строя учащихся начальных классов школы для детей с ТНР: Пособие для учителя/ О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.
8. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103с.