Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория отношений



Теория отношений

Личность рассматривал как совокупность отношений.

Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:

· отношение к себе

  · отношение к людям

· отношение к окружающему миру в целом.

«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.).

Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»).

Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

Психологические модальности отношений:

· Позитивные /негативные отношения.

· Пассивные/активные отношения.

· Противоречивые/гармонично связанные друг с другом отношения.

 

Виды (стороны) отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)

 

1. Оценочные отношения (эмоциональный компонент - способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе)

2. Интерес, как особое интеллектуальное отношение (познавательный (оценочный) компонент - способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)

3. Отношение к деятельности (поведенческий компонент - способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе).

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:

 

Отношение (виды)
Эмоциональное отношение Морально-правовое отношение
нравится/не нравится,хочу/не хочу;любовь, интерес, антипатия и т.д. можно/нельзя,надо/не надо,долг, совесть, этические, моральные и юридические нормы
 

4. Борис Герасимович Ананьев рассматривает личность в свете соотношения тех или иных психических образований с различными параметрами соматики. Он выделяет интериндивидуальную структуру социального окружения и интериндивидуальную структуру самой личности. Основными методами изучения последней являются методы корреляционного, факторного и кластерного анализа, которые позволяют выявлять связи между разными свойствами (социальными, биологическими).

Индивидуальное развитие происходит во взаимодействии системы групп свойств человека как индивида, субъекта деятельности, личности, которые в совокупности образуют структуру человека. Характеристики личности человека – статус и социальные функции (воля, мотивация, поведение и т. д.) – определяют мировоззрение личности. Таким образом, структура личности, по Б.Г. Ананьеву, охватывает три группы индивидных, личностных, субъективных свойств (познание, общение и труд) и является результатом биологической и социальной детерминации развития индивидуальной психики, с одной стороны, и действием механизма, обеспечивающего единое направление развития этих свойств, – с другой. Впоследствии было доказано, что именно личность, ее социально-психологические характеристики, являясь уровнем организации более высокого порядка, чем психофизиологические процессы, оказывает влияние на развитие этих процессов, обеспечивает их оптимальное функционирование в условиях сложной психической деятельности человека.

5. А. Асмолов дает следующее определение личности, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Теория личности должна отвечать общему методологическому требованию — дать целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности (личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных феноменов в определенных условиях и которую характеризовала бы логическая зависимость одних ее сторон от других, принципиальная возможность выведения ее содержания из которой совокупности исходных утверждений. Возникновение теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охватывающей множество накопленных общей, социальной, детской психологии, патопсихологии, психотерапии фактов, добытых экспериментально, но пока еще разрешенных и не обобщенных. Общая модель теории личности, по существу, должна совпадать с определени­ем личности, описывающим ее в системе наиболее существен­ных связей и зависимостей и отвечающим основным общенаучным методологическим принципам: детерминизма, системнос­ти, развития. Тогда теоретическая модель личности должна быть представлена как определяемое активной включенностью в общественные отношения системное качество их субъекта (индивида), имеющее трехзвенную структуру (интра-, интер- и метаиндивидную его репрезентации), развивающуюся в обще­нии и совместной деятельности и ею опосредствованную.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.