|
|||
Формулировка задания.. Теоретический материал.
Название дисциплины: «ОП.12 Экономика отрасли» Номер группы: ЭРСО 17-1 Форма и дата занятия: комбинированное занятие, 14.04.2020 г. ФИО преподавателя: Криницына Валентина Юрьевна Эл.почта: valentina_krinic@mail.ru ; «Вконтакте»: https://vk.com/id329781616 Вайбер: 89028501449 Срок выполнения (сдачи) задания: 14.04.2020г. Тема 9. Эффективность сельскохозяйственного производства. Качество продукции и конкурентоспособность. Урок №53,54 Источник:https://vk.com/doc329781616_533314760?hash=f624487655d589432c&dl=4c5a54148f23c161e9 Формулировка задания. Прочитайте теоретический материал и составьте краткий конспект. Теоретический материал.
Факторы конкурентоспособности Факторы — существенные обстоятельства и условия, влияющие на процессы, явления, их состояние и результаты развития. Факторами конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, т.е. определяющими ее обстоятельствами и причинами, являются: урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных; специализация и концентрация производства; издержки на производство и реализацию продукции; качество производимой продукции; использование научно-технических достижений. Факторы конкурентоспособности подразделяют на внешние и внутренние. Внешние факторы конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции — это природные условия, местоположение предприятия, развитость транспортной сети и систем связи, включая современные, платежеспособность населения, развитость рыночных отношений, состояние инфраструктуры всех видов, нормативно-правовая база, политика государства в области экономики, экологии и инвестиций, финансово-кредитный механизм, система подготовки кадров для отрасли. Как правило, они общие для конкурентоспособности всех видов продукции и не зависят от хозяйственной деятельности производителей, которые не могут повлиять на эти факторы, изменить их. Большинство из перечисленных факторов конкурентоспособности зависят от государства, уровня развития экономики, объема инвестиционных ресурсов, направляемых в отрасль и АПК в целом. Однако такие факторы следует изучать и учитывать, например, адаптируя сельскохозяйственное производство к природным условиям. Внутренние факторы — это факторы конкурентоспособности, на которые может повлиять само сельскохозяйственное предприятие: - организация технологических процессов, направленных на устойчивое повышение урожайности и продуктивности; - адаптация к условиям рынка, которые, как правило, непрерывно и быстро меняются, комплексное исследование рынка; - рациональное использование ресурсов, задействованных в производстве с целью повышения их эффективности; - интенсификация производства (увеличение вложений на 1 га сельскохозяйственных угодий и голову скота), что позволяет обеспечить прирост продукции; - специализация и диверсификация производства как сосредоточение усилий на производстве востребованных рынком продуктов и изменение при необходимости специализации и структуры производства; - концентрация производства, в том числе за счет кооперации и интеграции. Опыт отечественной экономики, функционирующей почти два десятилетия в условиях рынка, показывает, что крупные сельскохозяйственные предприятия имеют на рынках своей продукции конкурентные преимущества и, получая значительную прибыль, активно используют научно-технические достижения. Предприятия АПК, объединенные в концерны, финансово-промышленные группы, отраслевые союзы и ассоциации, располагают современными мощностями по производству кон курентоспособной продукции. Они могут обеспечить нормативные параметры, включая международные требования, что позволяет им выходить на внешние рынки со своей продукцией. Показатели конкурентоспособности Основой конкурентоспособности продукции является эффективность производства. Это взаимосвязанные категории. Эффективность производства позволяет обеспечить конкурентоспособность продукции, предприятия в целом и его отраслей. Например, если предприятие добивается относительно низкой себестоимости продукции, оно может реализовать ее по более низким ценам. В этом случае имеются конкурентные преимущества перед другими производителями. Связь между эффективностью и конкурентностью проявляется также в том, что эффективное предприятие имеет возможность направлять инвестиции на повышение качества продукции и услуг, производство продукции с новыми качественными свойствами, расширение ассортимента продукции, развитие системы сбыта и сокращение затрат по реализации. Все это улучшает конкурентные позиции предприятия на рынке и конкурентоспособность его продукции. Для эффективного предприятия характерна более высокая окупаемость затрат на производство и сбыт продукции выручкой, получаемой от реализации продукции, которая определяется следующим образом: Эффективное предприятие может успешно решать социальные проблемы, создавать социальную инфраструктуру, привлекать и хорошо оплачивать квалифицированные кадры, способные усиливать конкурентные позиции предприятия на рынке его продукции, выделять средства на рекламу, инфор мационные и маркетинговые службы. Эффективность характеризуется системой производственных, экономических и социальных показателей. Вектор их изменения совпадает с показателями, определяющими конкурентоспособность. Показатели конкурентоспособности практически совпадают с показателями эффективности: - трудоемкость продукта (при одинаковом уровне заработной платы лучшие конкурентные возможности у продукта с более низкой трудоемкостью); - издержки на производство единицы продукции (более низкие издержки повышают конкурентоспособность, если их преимущество не перекрывается возросшими издержками на реализацию); - издержки на реализацию; - качественные параметры продукта. Наряду с перечисленными есть непосредственные показатели конкурентоспособности продукции — известность марки товара, доля рынка, которую занимает производитель в общем объеме продаж на локальном рынке (к примеру, рынке молока, овощей, плодов, ягод и др.). Высокие производственные показатели при рациональном использовании ресурсов, труда, земли, капитала, предпринимательства, интеллектуального продукта и при оптимальном сочетании отраслей позволяют производителю получать прибыль и обеспечивать нормальный уровень рентабельности. Поскольку прибыль определяется как разница между выручкой и затратами на производство и реализацию продукции, то производитель прежде всего должен повлиять на сумму затрат, учитывая все факторы, формирующие себестоимость. В системе анализа оце нивается безубыточность продукции предприятия. Точка безубыточности представляет такой объем реализации, при котором выручка равна полной себестоимости реализованной продукции. В полной (коммерческой) себестоимости товарной сельскохозяйственной продукции высокий удельный вес занимают затраты по сбыту продукции. На эти затраты влияют развитость рыночной инфраструктуры, дорожной сети и расстояние до пунктов сбыта, обеспеченность специализированным транспортом, тарифы на услуги посред ника, связи, страхования, транспорта, информационные, рекламные, консультативные. Благоприятные условия сбыта повышают конкурентоспособность продукции и конкурентные позиции предприятия на рынке. Более всего на конкуренто способности сказываются ценовые факторы, т.е. те, которые влияют на уровень цен, — качество, однородность продукции, затраты, соотношение спроса и предложения, условия реализации, способность экономить доходы потребителя, затраты и качество аналогичной продукции конкурентов; их учитывают в процессе ценообразования. Экономическая эффективность связана с конкуренцией на рынке и конкурентоспособностью продукции, обусловленной совокупностью качественных и стоимостных характеристик товара, которые показывают отличие конкретного товара от товара-конкурента. Рыночная конкуренция стимулирует повышение эффективности производства на предприятии в целом и эффективности производства конкретного товарного продукта за счет снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости продукции и повышения ее наукоемкости. Конкурентоспособной будет продукция тех товаропроизводителей, которые активно воспринимают и используют достижения научно-технического прогресса. Государство, проводя соответствующую аграрно-экономическую политику, может способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке. Производство сельскохозяйственной продукции отличается низкой наукоемкостью и высокой материалоемкостью, снижение которой может быть достигнуто в натуральном измерении, за счет соблюдения норматива и устранения потерь, соответствия сырья и материалов качественным требованиям, а также в стоимостном, за счет получения их от нового, более выгодного поставщика или собственного недорогого производства (семян, кормов, органических удобрений, посадочного материала, молодняка животных). Сельскохозяйственные производители выходят со своей товарной продукцией на рынок чистой конкуренции, где невозможно повлиять на уровень цен. Следовательно, основные направления обеспечения конкурентоспособности продукции — снижение себестоимости и трудоемкости производства продукта, повышение его качества, увеличение прибыли на единицу земельной площади, труда и капитала. На уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции предприятия значительное влияние оказывают цены на промышленные средства и предметы труда, тарифы на работы и услуги для отрасли. Даже при компенсации государством части затрат сельскохозяйственный производитель должен ориентироваться на внутренние резервы повышения эффективности (снижение потерь, соблюдение технологических требований, рациональное использование техники, улучшение качества продукции, уменьшение различного рода отходов и др.). Конкурентоспособность как рыночная категория характеризует не только продукцию в вещественной форме, но также работы и услуги, предоставляемые в конкретных регионах.
Критерии оценки: «неудовлетворительно» - конспект не составлен; «удовлетворительно» - конспект составлен с множеством замечаний и неточностей; «хорошо» - конспект составлен правильно, но имеются замечания и неточности; «отлично» - конспект составлен кратко и оптимально правильно.
|
|||
|