|
||||||||||||||
Тема урока: Организации дворянских революционеровТема урока: Организации дворянских революционеров Цель урока: показать учащимся причины зарождения, идейные основы и основные этапы эволюции общественного движения в стране в первой четверти XIX в.
Задачи: Выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций. Сравнить программы декабристских организаций, выявить общее и различное в их целях и задачах. Развивать коммуникативные способности, навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия. Способствовать патриотическому воспитанию учеников. План урока: Причины возникновения общественных движений. Организации дворянских революционеров. Программы декабристов. Подведение итогов. План урока: 0. Проверка домашнего задания. 1 Вводный этап, мотивация актуальности темы. 3. Зарождение организованного общественного движения. 4. Первые тайные общества. 5. Южное общество. 6. Северное общество. 7. Власть и тайные общества: неизбежность конфликта. Основные понятия: общественное движение; либерализм; масонство; тайное общество; разделение властей; конституция. Основные даты: 1816—1818 гг. — Союз спасения; 1821—1822 гг. — создание Южного и Северного обществ; 1822 г. — указ о запрете тайных организаций. Персоналии: А. Н. Муравьев; С. П. Трубецкой; Н. М. Муравьев; К. Ф. Рылеев; П. И. Пестель; С. И. Муравьев-Апостол; М. П. Бестужев-Рюмин.
Подготовительный этап урока. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов. Внутри группы учащиеся распределяют обязанности: Ведущий направляет работу группы. Аналитик читает документ, делает выводы. Протоколист записывает выводы, составляет тезисы доклада. Докладчик выступает от имени группы с тезисами о результатах работы. Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. 2. Изложение нового материала. Итогом царствования Александра 1 стала дальнейшая бюрократизация страны и консервация политического и социально-экономического строя. В этих условиях и под влиянием идей просвещения, патриотического подъема 1812года, заграничного похода русской армии 1813\14 гг. и революционных процессов 20-х годов (революции в Испании и Италии1820-1821гг., начало войны за независимость Греции) возникли различные общественные движения.
Работа с материалами. Заполнение таблицы.
Защита работы групп. Ответы на дополнительные вопросы.
Вопросы и задания для собеседования: 1. Каковы были основные причины зарождения организованного общественного движения в России? 2. Чем отличалось общественное движение в России в эти годы от общественного движения в Западной Европе? 3. В чем вы видите принципиальную разницу первых масонских организаций послевоенного времени от тайных обществ начала 20-х гг. XIX в.? 4. Какие положения программы Южного общества вы считаете главными? Почему? 5. Какие положения политической программы Северного общества вы считаете определяющими? Почему? 6. В чем вы видите сходство и различие программных документов Северного и Южного обществ? 7. На достижение каких конечных целей они были направлены? 8. Какие положения политической программы декабристов, на ваш взгляд, были наименее разработаны? 9. Каков был социальный состав участников тайных обществ? Чем это можно объяснить? 10. Как власть реагировала на существование тайных организаций? Почему? 11. В чем вы видите черты сходства и различия в проектах реформ властей и проектах программы декабристов? Закрепление: работа с филвордом. Подведение итогов урока. Рефлексия, самоанализ. Домашнее задание: параграф 11, доделать таблицу, сообщения по желанию (декабристские жёны, восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, декабристы в ссылке).
|
||||||||||||||
|