Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ. Биография



ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

(1813 – 1901)

Биография

1. Детство. Годы учебы. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 г. в Ронколѐ, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец  был трактирщиком, содержал винный погреб. В 1823 г. Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссѐто. Параллельно с 11 лет в родном Ронколе он начал исполнять обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец Антонио Барѐцци из Буссето, большой любитель музыки. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и позже оплачивал его обучение в Милане.

На деньги, собранные друзьями отца, в 1832 г. Верди уехал в Милан для поступления в консерваторию, в которую его не приняли "из-за недостатка музыкальных способностей" (он просто был старше допустимого возраста. Пикантный нюанс: сегодня миланская консерватория носит имя Верди). Дарование В., однако, оценил миланский композитор Лавúнья и стал бесплатно давать ему уроки композиции. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу «Обѐрто, граф Бонифаччо».

2. Первый период творчества. Ранние оперы. 30-40-е годы. В 1835-1838 гг. Верди постоянно посещал Буссето, рассчитывая и там занять должность церковного органиста. Но в результате внутрицерковных интриг он получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку.

В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барѐцци. Он снова отправился в Милан, где в ноябре 1839 «Оберто» был исполнен в «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ. На этот раз это была комическая опера«Король на час». Она  провалилась, освистанная публикой. Все это сопровождалось катастрофическими событиями в личной жизни: в течение 3-х лет умирают обе его дочери, а затем любимая жена. Верди, потрясенный провалом своей второй оперы и смертью близких, поклялся, что не будет больше писать опер, и попросил директора «Ла Скала» разорвать контракт с ним (только через много лет Верди простил миланцев, но комических опер больше не писал. Исключение – последняя опера «Фальстаф»).

Но директор театра «Ла Скала» Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил ему либретто «Набукко» о вавилонском царе Навуходоносоре («Набỳкко» - итал.прочтение имени «Навуходоносор»). Композитор отразил чувства и стремления итальянского народа, начавшего в те годы борьбу за национальную независимость и освобождение от австрийского ига. В страданиях пленных иудееев зрители видели аналогию с порабощенной Италией. Хор пленных иудеев «О, Родина моя!» из этой оперы вызывал бурные политические манифестации. Успешная премьера «Набукко» (1842) восстановила репутацию композитора.

С призывами к свержению тирании австрийцев перекликалось и содержание 4-й оперы - "Ломбардцы" (1843, в жанре большой франц.оперы). Почти все оперы Верди 1-го периода творчества пронизаны героическим пафосом, патриотическими настроениями; их сюжеты напоминали зрителям положение в Италии. Таковы "Орлеанская дева" и "Разбойники" по Шиллеру, "Корсар" по Байрону. Наибольший успех имели "Эрнани"  по Гюго и "Макбет" по Шекспиру.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже. Здесь он встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках «Набукко» и «Ломбардцев» и уже тогда сблизившейся с Верди. Они поженились спустя 11 лет, и время их гражданского брака было мучением для обоих, т.к. в XIX веке это считалось позором.

Верди горячо откликнулся на французскую революцию 1848 г. По возвращении в Италию он сочинил героическую оперу "Битва при Леньяно" на тему о борьбе ломбардцев за объединение страны. По поручению итальянского революционера Джузеппе Мадзини Верди создал революционный гимн "Звучит труба".

Переход к новому периоду творчества характеризуется созданием опер, отражающих чувства и переживания обычных людей. Центральной темой стала борьба человека против жестокого общества. Таковы первые оперы "Луиза Миллер" на сюжет драмы Шиллера "Коварство и любовь" (1849) и "Стиффелио" (1850).

3. Второй период творчества. Оперная триада 1850-х гг. С еще большей силой развернул композитор лирико-психологическую тему в "Риголетто" (1851), "Трубадуре" и "Травиате" (обе 1853). Ярко проявился его дар мелодиста и драматурга, отражающего в своих операх правду жизни. Верди даже в зените славы говорил, что он по своей натуре был, есть и останется простым итальянским крестьянином. В этом - разгадка ошеломляющей популярности его музыки, которая корнями уходит в народный мелос Италии. Отсюда - интонационная простота и правдивость запоминающихся мелодий Верди, которые сразу пели на улицах.

4. Третий период творчества. 2-я половина 1850-1860-е гг.Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в мейерберовском стиле «большой оперы» «Сицилийскую вечерню». Для Парижа он сочинил и  «Дон Карлоса» (1867); для петербургского Мариинского театра - «Силу судьбы» (в связи с постановкой этой оперы в 1862 году Верди дважды посетил Петербург). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – «Симоном Бокканегрой» (1857) и «Балом-маскарадом» (1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии.

5. Четвертый период творчества. 1870-1890-е гг.  Новый творческий период Верди начинается с оперы "Аида", которая была заказана композитору египетским правительством в связи с открытием Суэцкого канала. Известный египтолог, французский ученый А. Мариэтт-бей предложил увлекательный сюжет из жизни Древнего Египта, заинтересовавший Верди. Либреттист А. Гисланцони в тесном контакте с композитором работал над либретто. Премьера состоялась в 1871 г. в Каире. Успех ее превзошел все ожидания.

После "Аиды" Верди в течение 14 лет не писал новых опер, пересматривая старые сочинения. Все считали, что композитор ввиду преклонного возраста уже не способен создать что-нибудь новое. Но вскоре стало известно, что 72-летний Верди работает над оперой "Отелло" (1887). А еще через несколько лет 80-летний композитор присутствовал на премьере своей новой оперы, также на сюжет Шекспира, - "Фальстаф" (1893). Для шекспировских опер Верди нашел замечательного либреттиста в лице известного композитора Бойто.

В последних трех операх Верди стремился к расширению оперных форм, к полному слиянию музыки с драматическим действием, придал новое значение речитативу, усилил роль оркестра в раскрытии образов.  «Отелло» и «Фальстаф» увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы.

Из других произведений Верди выделяется Реквием, посвященный памяти поэта Алессандро Мандзони. Это  не похожее на католические мессы произведение близко лучшим операм Верди. Кроме этого, в наследии Верди – Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873).

Умер Верди в Милане 27 января 1901 года.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.