Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Известные антиутопии. Фильмы



Известные антиутопии

Книги

  • Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль
  • »
  • Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера»
  • Жюль Верн, «Пятьсот Миллионов Бегумы»
  • Герберт Уэллс, «Машина Времени»
  • Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся»
  • Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро»
  • Джордж Оруэлл, «1984»
  • Рэй Нелсон, «Восемь часов по утру»
  • Олдос Хаксли, «О дивный новый мир!»
  • Станислав Лем, «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»
  • Джек Лондон, «Железная пята»
  • Синклер Льюис, «У нас это невозможно»
  • Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
  • Рэй Бредбери, «451 градус по Фаренгейту»
  • Курт Воннегут, «Утопия 14» («Механическое пианино»)
  • Филип К. Дик, «Свихнувшееся время»
  • Иван Ефремов, «Час Быка»
  • Кристофер Прист, «Опрокинутый мир»
  • Саймак, Клиффорд, «Зачем их звать обратно с небес»
  • Евгений Замятин, «Мы»
  • Александр Зиновьев, «Глобальный человейник»
  • Валерий Брюсов, «Республика Южного Креста»
  • Андрей Платонов, «Чевенгур»
  • Абрам Терц, «Любимов»
  • Юлий Даниэль, «Говорит Москва»
  • Владимир Войнович, «Москва 2042»
  • Кир Булычёв, «Любимец», «Перпендикулярный мир»
  • Сергей Лукьяненко, «Тринадцатый город»
  • Татьяна Толстая, «Кысь»
  • Вячеслав Рыбаков, «На будущий год в Москве»
  • Иры Левина (Айрен Левин) Этот идеальный день

Фильмы

  • Метрополис (англ. Metropolis) — режиссёр Фриц Ланг (1927)
  • Заводной апельсин (англ. A Clockwork Orange) — режиссёр Стенли Кубрик (1971)
  • 1984 (англ. Nineteen Eighty-Four) — режиссёр Майкл Рэдфорд (англ. Michael Radford) (1984)
  • Новые амазонки (польск. Seksmisja) (1984)
  • Бразилия (англ. Brazil) — режиссёр Терри Гиллиам (1985)
  • Бегущий человек (англ. The Running Man) (1987)
  • Они живут (англ. They Live) - режиссёр Джон Карпентер (1988)
  • Крепость (англ. Fortress) (1992)
  • Харрисон Бержерон (англ. Harrison Bergeron) (1994)
  • Судья Дредд (англ. Judge Dredd) (1995)
  • 12 обезьян — режиссёр Терри Гиллиам (1995)
  • Водный мир (англ. Waterworld) — режиссер Кевин Рейнольдс (1995)
  • Почтальон (англ. The Postman) — режиссер Кевин Костнер (1997)
  • Куб (1997), Куб 2: Гиперкуб (2002), Куб ноль
  • Темный город (англ. Dark City) — режиссёр Алекс Прояс (1998)
  • Эквилибриум (англ. Equilibrium) — режиссёр Курт Виммер (2002)
  • Особое мнение (англ. Minority Report) — режиссёр Стивен Спилберг по одноимённому рассказу Филипа К. Дика (2002)
  • Код 46 (англ. Code 46) — режиссёр Майкл Уинтерботтом (2003)
  • Вирус 1.0 (англ. One Point O) — режиссёр Marteinn Thorsson, Jeff Renfroe (2004)
  • Окончательный монтаж (англ. The Final Cut) — про цензора, правящего человеческую память, и обнаружившего, что его память тоже подправили (2004)
  • Остров (2005)
  • Эон Флакс (2005)
  • V — значит вендетта (англ. V for Vendetta) — режиссёр Джеймс Мактиг (2006)
  • Дитя человеческое (англ. Children of Men) — режиссёр

 

Мы — роман-антиутопия Евгения Замятина (1920). Действие разворачивается в двадцать шестом веке. Роман описывает общество жесткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже сексуальную жизнь), идейно основанное на сциентизме и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».

«Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики» (статья «Я боюсь»). Это было писательское кредо Замятина. И роман «Мы», написанный в 1920 году, стал художественным его воплощением.

Опубликован в России роман не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. К тому же, роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против деревни»). В конце 20-х годов на Замятина обрушилась кампания травли со стороны литературных властей. «Литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя».

Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции (там он был опубликован в 20-е годы), вернулся на родину только в 1988 году. Роман повлиял на творчество Джорджа Оруэлла (роман «1984»), а также, возможно, на роман «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.

 

«Утопия» (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου — «благо» и τοπος — «место», то есть «благословенное место»[источник не указан 25 дней])[1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопиихарактеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»,

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427—347 гг. до н. э.)).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения

 

Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья».

 

Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.