|
|||
Хороводная песняСтр 1 из 4Следующая ⇒
Надечка! Ударения – это очень правильно. Наверное, стоит выбрать слова в рамочку и дать традиционное задание с ними.
Перед чтением текста вспомни, что такое фольклор. Какие жанры фольклора тебе известны? Какие из них относятся к малым жанрам? Почему?
Песня как малый жанр фольклора
Человек поет с древнейших времен. Наверное, о своем первом переживании, чувстве он сначала не заговорил, а запел. Человек поет, когда чувствует в себе жизнь: радость и печаль, счастье и заботу. Тебе, конечно, знакомо состояние, когда хочется запеть: вспомни, например, утро первого дня каникул. Песня рождается из напева, в напеве появляется песенное слово. Слова насыщают напев, и тогда песня становится таким словесным высказыванием, которое поется. Благодаря частому повторению в напевном слове появляется ритм. Ритм – это регулярное чередованиев напеве песенных элементов: звуков, слогов, слов и их сочетаний. Вот как, например, складывается ритм в русской народной хороводной песне: Как по морю, как по морю, Как по морю, морю синему, Плыла лебедь, плыла лебедь, Плыла лебедь с лебедятами, Плывши, лебедь окунулася; Окунувшись, окунувшись, Окунувшись, встрепенулася...
Ритм в этой песне образуется за счет регулярного троекратного повторения одного словосочетания или слова: сначала – «как по морю», затем – «плыла лебедь» и «окунувшись». Строки не замыкаются этими повторами, каждый повтор распространяется четвертым компонентом: «морю синему», «с лебедятами», «встрепенулася». Эти четвертые компоненты ритмически скрепляют песню. Чередования и повторения в песне называются параллелизмом. Такой параллелизм объединяет строй речи и ритм, поэтому его называют ритмико-синтаксическим. Самое яркое проявление ритмико-синтаксического параллелизма наблюдается тогда, когда соседние строки имеют аналогичное строение, например: Ай по морю, по синему, волна бъет, Ай по полю, полю чистому, орда идет.
Ты видишь, что строки устроены одинаково: сначала называется место, выраженное существительным, потом дается характеристика, которая передается эпитетом-прилагательным, и в конце строк глаголы «бьет» и «идет» называют действие.
-- Расскажи, как складывается песенный ритм. Свой рассказ сопровождай примерами. -- Объясни, почему параллелизм в песне называется ритмико-синтаксическим.
Параллелизм – основной прием не только организации песенного ритма, но и выражения содержания песни. В основе этого приема лежит сравнение, и сравниваются изначально, конечно, мир человека и природы. Например, уподобляются состояния человека и природы: Ах, пал туман на сине море, Вселилася кручина в ретиво сердце.
Часто женская красота сопоставлена с красотой и созреванием сладкой ягоды: В саду ягода малина под закрытию росла, Свет-княгиня молодая в князя в тереме жила.
В русской народной песне бытует также особый тип сравнения – отрицательное сравнение. Этот прием используется не только для уподобления природного (растительного и животного) мира человеческому, но и для их разделения: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То мое сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.
Русская народная песня отличается богатством средств художественной выразительности. Как весеннее деревце украшено зелеными листьями, цветами, колышется и протяжно шумит на ветру, так и песня инкрустирована восклицаниями, частицами, протяжностью или звонкостью напева. Главным украшением красавицы-песни является слово, самым красивым и выразительным словом – эпитет. Народ наделыяет песню постоянными эпитетами, которые очерчивают русский мир – называют и характеризуют его. Например, широта и простор русского мира сопровождается выражением «чистое поле», мягкость и ласковость родной земли передает ее покров – «трава шелковая», сила и удаль русского характера выражена с равнении с мощью ветра: «ветры буйные» - «буйная головушка». Итак, песня складывается из напева, слова и ритма; из них рождается мелодия песни, и тогда песня становится музыкальным произведения. Песня – это малый жанр фольклора, она представляет собой первичный вид словесно-музыкального высказывания.
-- Перечисли средства художественной выразительности в песне. С какой целью они используются?
Народные песни возникали прежде всего среди крестьян и бытовали вплоть до нашего времени. Первые песни были о труде и деятельности человека, например, земледельческие и охотничьи песни. Наиболее традиционными и устойчивыми были обрядовые песни, которые сопровождали ритуалы, отмечавшие основные события жизни человека: это колыбельные песни, посиделочные, свадебные, похоронные, поминальные и другие. Были песни праздничные, например, колядки, которые в народе пели на Рождество или купальские, из пели в начале июля на праздник Ивана Купалы; были песни сезонные, к примеру, весной пели веснянки. В последней трети XIX-го века появились частушки – короткие веселые русские народные песни, почти всегда состоящие из 4-х строк. Песни отмечали и особые, значимые моменты человеческой жизни, так, например, появлялись рекруткие, солдатские, военные песни. Со временем земледельческий труд дополнился работой на фабриках и заводах, и возникли рабочие песни. Расширялась география песни, и появлялись песни городские, морские, а когда-нибудь, вероятно, будут и космические. Песня отражает всю жизнь человека, во всем ее историческим объеме и во всех ее сферах. Песням, как звездам во вселенной, нет числа.
-- Прочитай этот фрагмент текста еще раз. Выдели в нем основные тематические группы песен. Собирать и записывать песни в России стали более 300 лет назад, в XVII веке. Самое известное собрание русских песен – это «Сборник Кирши Данилова», опубликованный в 1804 году под названием «Древние русские стихотворения». Песни для него собирались в XVIII веке, а подготовил его к печати талантливый фольклорист Андрей Федорович Якубович. Русская народная песня оказала влияние на русскую классическую музыку, например, на творчество композиторов М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского. Русская народная песня стала источником и частью поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Например, превращение лебеди в красну девицу в сказке Пушкина о Царе Гвидоне взято из песни. Лермонтов свою поэму о купце Калашникове назвал «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове», потому что она написана по законам народной песни. А поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», включающая в себя много народных песен, сама похожа на большую, многоголосную песню русского народа. -- Как ты думаешь, с какой целью фольклористы стали собирать и записывать народные песни? -- Вспомни, какой еще известный тебе малый жанр фольклора основан на сравнении мира человека и мира природы? Как можно объяснить такое совпадение? -- В каком еще известном тебе жанре фольклора широко используются постоянные эпитеты? Объясни, почему это средство художественной выразительности так характерно для произведений устного народного творчества. -- Вспомни, в произведениях какого рода литературы большую роль играет ритм? Попробуй объяснить, почему? -- Согласен ли ты с предположением автора текста о том, что скоро могут появиться космические народные песни? Обоснуй свою точку зрения.
ГВ предлагает картинку с хороводом. Ее можно будет обыграть?
Конечно!!!!!
Хороводная песня
Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён сеяти? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён полоти? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён брати? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён колотить? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как-то нам, матушка, Как, государыня, Белый лён стлать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён сымать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мять? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён толочь? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён трепать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мыкать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён прясть? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мотати? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён мыть? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён сновать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён ткать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён шити? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён надевати? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый! – Как нам, матушка, Как, государыня, Белый лён скидовать? – Нам и так, нам и сяк, Нам и эдак и вот так! При долине лён, лён, При широкой частый!
|
|||
|