Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хороводная песня



 

Надечка! Ударения – это очень правильно.

Наверное, стоит выбрать слова в рамочку и дать традиционное задание с ними.

 

Перед чтением текста вспомни, что такое фольклор. Какие жанры фольклора тебе известны? Какие из них относятся к малым жанрам? Почему?

 

Песня как малый жанр фольклора

 

Человек поет с древнейших времен. Наверное, о своем первом переживании, чувстве он сначала не заговорил, а запел. Человек поет, когда чувствует в себе жизнь: радость и печаль, счастье и заботу. Тебе, конечно, знакомо состояние, когда хочется запеть: вспомни, например, утро первого дня каникул.

Песня рождается из напева, в напеве появляется песенное слово. Слова насыщают напев, и тогда песня становится таким словесным высказыванием, которое поется. Благодаря частому повторению в напевном слове появляется ритм. Ритм – это регулярное чередованиев напеве песенных элементов: звуков, слогов, слов и их сочетаний. Вот как, например, складывается ритм в русской народной хороводной песне:

Как по морю, как по морю,

Как по морю, морю синему,

Плыла лебедь, плыла лебедь,

Плыла лебедь с лебедятами,

Плывши, лебедь окунулася;

Окунувшись, окунувшись,

Окунувшись, встрепенулася...

 

Ритм в этой песне образуется за счет регулярного троекратного повторения одного словосочетания или слова: сначала – «как по морю», затем – «плыла лебедь» и «окунувшись». Строки не замыкаются этими повторами, каждый повтор распространяется четвертым компонентом: «морю синему», «с лебедятами», «встрепенулася». Эти четвертые компоненты ритмически скрепляют песню. Чередования и повторения в песне называются параллелизмом. Такой параллелизм объединяет строй речи и ритм, поэтому его называют ритмико-синтаксическим. Самое яркое проявление ритмико-синтаксического параллелизма наблюдается тогда, когда соседние строки имеют аналогичное строение, например:

Ай по морю, по синему, волна бъет,

Ай по полю, полю чистому, орда идет.

 

Ты видишь, что строки устроены одинаково: сначала называется место, выраженное существительным, потом дается характеристика, которая передается эпитетом-прилагательным, и в конце строк глаголы «бьет» и «идет» называют действие.

 

-- Расскажи, как складывается песенный ритм. Свой рассказ сопровождай примерами.

-- Объясни, почему параллелизм в песне называется ритмико-синтаксическим.

 

 

Параллелизм – основной прием не только организации песенного ритма, но и выражения содержания песни. В основе этого приема лежит сравнение, и сравниваются изначально, конечно, мир человека и природы. Например, уподобляются состояния человека и природы:

Ах, пал туман на сине море,

Вселилася кручина в ретиво сердце.

 

Часто женская красота сопоставлена с красотой и созреванием сладкой ягоды:

В саду ягода малина под закрытию росла,

Свет-княгиня молодая в князя в тереме жила.

 

В русской народной песне бытует также особый тип сравнения – отрицательное сравнение. Этот прием используется не только для уподобления природного (растительного и животного) мира человеческому, но и для их разделения:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

 

Русская народная песня отличается богатством средств художественной выразительности. Как весеннее деревце украшено зелеными листьями, цветами, колышется и протяжно шумит на ветру, так и песня инкрустирована восклицаниями, частицами, протяжностью или звонкостью напева. Главным украшением красавицы-песни является слово, самым красивым и выразительным словом – эпитет. Народ наделыяет песню постоянными эпитетами, которые очерчивают русский мир – называют и характеризуют его. Например, широта и простор русского мира сопровождается выражением «чистое поле», мягкость и ласковость родной земли передает ее покров – «трава шелковая», сила и удаль русского характера выражена с равнении с мощью ветра: «ветры буйные» - «буйная головушка».

Итак, песня складывается из напева, слова и ритма; из них рождается мелодия песни, и тогда песня становится музыкальным произведения. Песня – это малый жанр фольклора, она представляет собой первичный вид словесно-музыкального высказывания.

 

-- Перечисли средства художественной выразительности в песне. С какой целью они используются?

 

 

Народные песни возникали прежде всего среди крестьян и бытовали вплоть до нашего времени. Первые песни были о труде и деятельности человека, например, земледельческие и охотничьи песни. Наиболее традиционными и устойчивыми были обрядовые песни, которые сопровождали ритуалы, отмечавшие основные события жизни человека: это колыбельные песни, посиделочные, свадебные, похоронные, поминальные и другие. Были песни праздничные, например, колядки, которые в народе пели на Рождество или купальские, из пели в начале июля на праздник Ивана Купалы; были песни сезонные, к примеру, весной пели веснянки. В последней трети XIX-го века появились частушки – короткие веселые русские народные песни, почти всегда состоящие из 4-х строк. Песни отмечали и особые, значимые моменты человеческой жизни, так, например, появлялись рекруткие, солдатские, военные песни. Со временем земледельческий труд дополнился работой на фабриках и заводах, и возникли рабочие песни. Расширялась география песни, и появлялись песни городские, морские, а когда-нибудь, вероятно, будут и космические. Песня отражает всю жизнь человека, во всем ее историческим объеме и во всех ее сферах. Песням, как звездам во вселенной, нет числа.

 

-- Прочитай этот фрагмент текста еще раз. Выдели в нем основные тематические группы песен.

Собирать и записывать песни в России стали более 300 лет назад, в XVII веке. Самое известное собрание русских песен – это «Сборник Кирши Данилова», опубликованный в 1804 году под названием «Древние русские стихотворения».  Песни для него собирались в XVIII веке, а подготовил его к печати талантливый фольклорист Андрей Федорович Якубович.

Русская народная песня оказала влияние на русскую классическую музыку, например, на творчество композиторов М.А.Балакирева, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского. Русская народная песня стала источником и частью поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Например, превращение лебеди в красну девицу в сказке Пушкина о Царе Гвидоне взято из песни. Лермонтов свою поэму о купце Калашникове назвал «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове», потому что она написана по законам народной песни. А поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», включающая  в себя много народных песен, сама похожа на большую, многоголосную песню русского народа.

 -- Как ты думаешь, с какой целью фольклористы стали собирать и записывать народные песни?

-- Вспомни, какой еще известный тебе малый жанр фольклора основан на сравнении мира человека и мира природы? Как можно объяснить такое совпадение?

-- В каком еще известном тебе жанре фольклора широко используются постоянные эпитеты? Объясни, почему это средство художественной выразительности так характерно для произведений устного народного творчества.

-- Вспомни, в произведениях какого рода литературы большую роль играет ритм? Попробуй объяснить, почему?

-- Согласен ли ты с предположением автора текста о том, что скоро могут появиться космические народные песни? Обоснуй свою точку зрения.

 

ГВ предлагает картинку с хороводом. Ее можно будет обыграть?

 

Конечно!!!!!

 

 

Хороводная песня

 

Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён сеяти?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён полоти?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён брати?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён колотить?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как-то нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён стлать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён сымать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён мять?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён толочь?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён трепать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён мыкать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён прясть?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён мотати?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён мыть?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён сновать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён ткать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён шити?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён надевати?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

– Как нам, матушка,

Как, государыня,

Белый лён скидовать?

– Нам и так, нам и сяк,

Нам и эдак и вот так!

При долине лён, лён,

При широкой частый!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.