Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Современные научные представления о речевом онтогенезе.



1.Современные научные представления о речевом онтогенезе.


Процесс формирования речевой деятельности и усвоения системы родного языка в онтогенезе по А.А.Леонтьеву подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий: 1-й - подготовительный (с момента рождения до года); 2-й - предддошкольный (от года до 3 лет); 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет); 4-й - школьный ( от 7 до 17 лет) . Подготовительный период подразделяется на три основный этапа: l гуление (с 1,5 мес.) - модулированное голосом произнесение отдельных звуков, по своим характеристикам соответствующих гласным; l лепет (с 6-7 мес. до 10 мес.) - сочетание звуков, соответствующие слогу, которые произносятся в виде слоговых рядов и соотносятся с определенными людьми (ба - ба; дя - дя...). С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит движения губ и пытается им подражать; l «модулированный лепет» (с 6-7 мес.) - разнообразные сочетания звуков, связанные с предметами, людьми, действиями (тик-так, дай-дай, бух..) С 10-11 мес. появляется сначала реакция на первые слова, а к году и первые слова. У ребенка первого года жизни ведущей формой деятельности является эмоционально-положительное общение со взрослым, которое является основой для формирования предпосылок речевого общения Предддошкольный период (от года до 3 лет) - характеризуется расширением словарного запаса, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер, их значение зависит от ситуации, а речь сопровождается жестами и мимикой. К двум годам ребенок различает и употребляет существительные множественного числа. К трем годам словарный запас ребенка достигает 300-400 слов. Значение слов становятся все более определенными. Начинает формироваться грамматический строй речи - появляются первые предложения без согласования слов (Мама, пить Тата). Ведущей формой деятельности, стимулирующей речевое развитие ребенка, является предметно-действенное общение со взрослым, в результате чего ребенок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, расширяет речевой словарь, использует речь для общения Дошкольный период (от 3 до 7 лет) - наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ведущей формой деятельности становиться игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи. Развивается навык слухового контроля за собственным произношением, формируется фонематическое восприятие. К 4 годам ребенок использует простые распространенные и сложные предложения, может дифференцировать все звуки т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. В пятилетнем возрасте дети пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, их речь напоминает короткий рассказ. К шести годам словарный запас увеличивается до 4000 слов, но часто слова употребляются неверно. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка. К 7 годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения . Школьный период ( от 7 до 17 лет) - дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. Появляется новый вид речи -  письменный. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым . Учебная деятельность является ведущей формой деятельности и составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.