|
|||
Конспект урока Информационные ресурсыКонспект урока "Информационные ресурсы"
Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучение нового и последнего раздела школьного курса информатики «Социальная информатика». В современном мире Информация стала дороже денег.
Каждый из нас пользуется невообразимым её количеством ежедневно, даже не подозревая, какой силой обладает. Информацией по сути можно считать всё вокруг. От жизненно необходимых правил и до лёгкого девичьего разговора о косметике, от государственных решений и до выпуска фирмой нового планшета и так далее. И всё это будет иметь равнозначную ценность на информационном рынке. Почему? Да потому что, данные знания смогут оказать невообразимую услугу в поиске ключа к механизму управления человечеством. Людям надо знать: во что общество хочет наряжаться в следующем сезоне; что необходимо делать, чтобы товар пользовался спросом, то есть, что нового у конкурентов; каким лекарством эффективнее и безопаснее вылечить заболевший зуб. Всё это имеет огромную ценность и обладая такой информацией, а также умея правильно ей распоряжаться, человек, по сути, держит в своих руках несметные богатства. Поскольку деятельность в информационной сфере становится всё более массовой, появились и проблемы информационной безопасности. Особенно острой проблема информационной безопасности становится в связи с расширением использования телекоммуникационных компьютерных систем в государственной, военной, производственной, научной сфере и других видах общественной деятельности. Изучив данный раздел информатики, вы приблизитесь к ответу на вопрос: «Почему информация дороже денег?» и как защитить Информацию. Сегодня на уроке мы с вами разберёмся со следующими вопросами: · Что обозначает термин ресурсы. Какие бывают ресурсы. · Какие ресурсы называются информационными. · А также разберёмся со свойствами информационных ресурсов. Прежде всего, выясним, что означает слово «ресурс». Если найти определение в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеют определённые ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. В современном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известны следующие виды ресурсов, которые являются уже классическими экономическими категориями: Материальные ресурсы создаются и используются человеком в процессе общественного производства и потребления, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и так далее; Природные ресурсы – это объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей материальных или духовных. К ним относятся полезные ископаемые, водные (реки, моря, водохранилища), лесные (древесные и не древесные ценности; кормовые, грибы, лекарственные растения); Трудовые ресурсы – это люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности (учителя, врачи, водители, инженеры и так далее); Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, общества (налоги, денежные вклады в сбербанках); Энергетические ресурсы – ресурсы-носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества. Например, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и так далее. Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение понятия информационные ресурсы: Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Это определение даёт юридическое основание для регулирования отношений в информационной сфере общества, включая такие важные моменты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и её распространения. Между тем, информационные ресурсы отличаются от всех остальных видов ресурсов: всякий ресурс, будь то трудовой, финансовый или энергетический, после использования исчезает (люди стареют, финансы расходуются, топливо сжигается). Только информационные ресурсы остаются неизменными. Ими можно пользоваться многократно, их можно копировать без ограничения. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме», – такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики. При этом будем рассматривать информационные ресурсы общества, которые уже отделены от своих создателей и материализованы в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, равноценно с материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Любая сортировка информационных ресурсов общества выражается как неполная. К основным способам группирования относятся: • отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и тому подобное, к которому относится информация); • форма представления (по виду носителей, степени отображения результатов мышления в точных понятиях и утверждениях, наличию дополнительного описания и прочее). Кроме того, в каждой группе можно осуществлять более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно группировать по их цели и по отображению: правовая информация, энциклопедическая информация, учебные материалы, программное обеспечение, видео, аудио и много другое. Рассмотрим один из способов группирования национальных информационных ресурсов. Итак, к национальным информационным ресурсам относятся: библиотечные, архивные ресурсы, научно-техническая информация, правовая информация, информация государственных структур, а также отраслевая, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и предприятиях и учреждениях. Рассмотрим некоторые группы более подробно. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает: публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России); систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов; информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); библиотечную сеть высших учебных заведений России; сеть медицинских библиотек; сеть сельскохозяйственных библиотек; другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.). Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека. На сегодняшний день преобладают традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу. Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Это учреждение, занимающееся хранением и описанием различных документов прошлого: рукописей, фотографий, карт и так далее. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удаётся обрабатывать. Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы, региональные центры. Основной принцип действия государственной системы научно-технической информации – совместная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами и научно-техническими библиотеками. А затем многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах. Важной составной частью государственной системы научно-технической информации являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение «Росинформресурс». В каждом государстве разработаны и действуют свои своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации. Ни одно государство не может полноценно жить и развиваться без правовой информации. Все промышленные, сельскохозяйственные и другие отрасли накапливают и хранят свои, отраслевые информационные ресурсы. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее. Также для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры: · тематика хранящейся в них информации – сюда относится общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и прочая информация; · форма собственности. Например, государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная; · доступность информации – это может быть открытая, закрытая, конфиденциальная; · принадлежность к определённой информационной системе. Например, к библиотечной, архивной, научно-технической и так далее; · источник информации – это может быть официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчётность, результаты социологических исследований и так далее; · назначение и характер использования информации. Например, массовое, региональное, ведомственное и прочее; · форма представления информации – она может быть текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная; · вид носителя информации – бумажный, электронный. Перейдём к практической части урока и используя информационные ресурсы Интернета найдём ответы на вопросы. Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и услугами, которыми регулярно пользуется около миллиарда человек во всех странах мира. Как вы помните, Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок. Гиперссылки позволяют связывать данный документ с различными объектами сети Интернет, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Благодаря этому знания, которым обучали в университетах и школах сегодня можно получить в течение нескольких минут или даже секунд. Для поиска ответов воспользуемся информационно-поисковой системой, находящейся по адресу три даблю точка гугл точка ру. Итак, первый вопрос. Где установлена крупнейшая конная статуя в мире. На этом уроке мы не будем рассматривать способы поиска информации в Интернете. Просто вводим поисковый вопрос в адресную строку и нажимаем Enter, В результате первая ссылка на вэб-сайт даёт нам правильный ответ. В Монголии установлена самая большая конная статуя в мире. И эта статуя Чингисхана. Следующий вопрос: когда отмечается Всемирный день китов? Снова вводим вопрос в адресную строку. В результате первая ссылка – это ответ: ежегодно 23 июля наша планета отмечает Всемирный день китов и дельфинов. И последний вопрос: в какой стране и когда были изобретены очки? Найдём ответ в Википедии: Алессандро Спина, монах и учёный из Пизы. Но даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему. А сейчас давайте повторим основные моменты сегодняшнего урока. Информационные ресурсы — это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Отличительная особенность информационных ресурсов от других видов ресурсов: информационные ресурсы не исчезают в результате их использования; они лишь накапливаются и видоизменяются.
|
|||
|