|
|||||||
Психолого-педагогическая классификация нарушений у детей группы риска
Психолого-педагогическая классификация нарушений у детей группы риска |
Клиническая классификация нарушений у детей группы риска
| ||||||
ЗПР | СДВГ | Речевые нарушения | Аутизм | Комплексные нарушения | |||
Восприятие | Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровеньвосприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.. | Нарушение фонематического восприятия | нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и вычленение отдельных, аффективно значимых, сенсорных ощущений или ощущений собственного тела.. | восприятие таких детей носит фрагментарный, неточный и достаточно поверхностный характер . в некоторых случаях может наблюдаться чрезмерная детализация в процессе восприятия и углубленный анализ каких-либо предметов. Формируемые в ходе восприятия образы характеризуются бедностью и ограниченностью представлений, т.к. восприятие не может происходить на полисенсорной основе. Страдает в первую очередь целостность восприятия, сниженность темпа и слабая дифференцированность, неточность и недостаточная осознанность в процессе восприятия. | |||
Внимание | Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются | Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как: Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость | Неустойчивость, низкий уровень показателей производного внимания, трудности в планирование действий. | Внимание ребенка с аутизмом непроизвольно, его практически невозможно привлечь. В поле внимания ребенка попадают только те предметы и явления, которые являются привлекательными для него. | оно трудно привлекаемое, неустойчивое, произвольность на низком уровне. Ярко выражены нарушения концентрации, распределения и переключаемости внимания. Произвольное внимание более продуктивно, чем непроизвольное. Для детей с комплексными нарушениями характерны повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Быстро устают.
| ||
Память | отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. | Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания: Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично Произвольная Долговременная | Зрительная память соответствует норме за исключением запоминания геометрических фигур, преобладание смысловой памяти над механической, снижение функций слуховой памяти | В памяти ребенка информация усваивается целыми блоками. Воспринятые блоки информации не перерабатываются ребенком и используются в неизменной воспринятой извне форме. | каждый процесс памяти нарушен, в целом процесс памяти нарушен, память не может выполнять своей главной функции. Процесс запоминания характеризуется недостаточной осмысленностью и последовательностью. Требуется больше времени для запоминания и многократное повторение. Повышенная забывчивость. Оюъем памяти ограничен. Процесс воспроизведения неточный, фрагментарный, механический. Нарушены все виды памяти, но особенно нарушена образная память.
| ||
Речь | Уровень речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия. | Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия. | в младенчестве не формируются предполыски речи. В первую очередь страдает понимание речи, трудности импрессивной речи, трудности при формировании понятий.
| ||||
Ориентировка в пространстве | Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. | Проблемы с понятиями под, над, в влево вправо. | проблемы с ориентировкой в пространстве | проблемы с ориентировкой в пространстве | |||
Моторика | недостатки моторики, собенно мелкой. | Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация | тики, тремор, кататония, застывание в одной позе, вычурные жесты. Типичным является ограниченный репертуар движений, повторяемых бесконечно без всякой видимой цели. | Нарушена моторика | |||
Мышление | познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. | В первую очередь страдает словесно-логическое мышление Логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным. | Отстают в наглядно- образном, словесно- логическом мышлении, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. | мышления отмечаются серьезные трудности целенаправленного разрешения задач, возникающих в реальной жизни. Ребенку сложно понять развитие ситуации во времени, разграничить в последовательности событий причины и следствия. | все функции и процессы мышления протекают своеобразно и реализуются в полном объеме. Слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению, обобщению, классификации. Дети с и трудом ориентируются в условиях мыслительной задачи.
| ||
Коммуникация | Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители | Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. | Снижение коммуникативных навыков | коммуникация ребенка затруднена изначально | |||
Поведение | неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях; неспособность вслушиваться в обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность; отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости; потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.); забывчивость в повседневной деятельности; | Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители | Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.
| Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью; агрессией и самоагрессией; с негативной реакцией на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды, маршрута прогулок. При этом ребенок не жалуется, не обращается за помощью к близким, а напротив, еще больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим. Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с тактильной сверхчувствительностью. Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка, выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией |
| ||
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|