Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психолого-педагогическая классификация нарушений у детей группы риска



 

Психолого-педагогическая классификация нарушений у детей группы риска

Клиническая классификация нарушений у детей группы риска

 

ЗПР СДВГ Речевые нарушения

Аутизм

Комплексные нарушения
Восприятие Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровеньвосприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия..   Нарушение фонематического восприятия нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального предметного мира и вычленение отдельных, аффективно значимых, сенсорных ощущений или ощущений собственного тела..  

восприятие таких детей носит фрагментарный, неточный и достаточно поверхностный характер . в некоторых случаях может наблюдаться чрезмерная детализация в процессе восприятия и углубленный анализ каких-либо предметов. Формируемые в ходе восприятия образы характеризуются бедностью и ограниченностью представлений, т.к. восприятие не может происходить на полисенсорной основе. Страдает в первую очередь целостность восприятия, сниженность темпа и слабая дифференцированность, неточность и недостаточная осознанность в процессе восприятия.

Внимание Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются на уроках и быстро утомляются Слабо развито именно произвольное внимание, нарушены такие свойства внимания как: Устойчивость Слабо выраженная концентрация Не развито распределение Страдает переключаемость Низкий уровень объёма Высоко развита отвлекаемость   Неустойчивость, низкий уровень показателей производного внимания, трудности в планирование действий. Внимание ребенка с аутизмом непроизвольно, его практически невозможно привлечь. В поле внимания ребенка попадают только те предметы и явления, которые являются привлекательными для него.

оно трудно привлекаемое, неустойчивое, произвольность на низком уровне. Ярко выражены нарушения концентрации, распределения и переключаемости внимания. Произвольное внимание более продуктивно, чем непроизвольное. Для детей с комплексными нарушениями характерны повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Быстро устают.

 

Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосред­ственное запоминание легкого материала (запоминание однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Память страдает не меньше, так как напрямую зависит от внимания: Словесно-логическая, так как внимание рассеянно, то связать воедино мысли и слова, для такого ребёнка проблематично Произвольная Долговременная   Зрительная память соответствует норме за исключением запоминания геометрических фигур, преобладание смысловой памяти над механической, снижение функций слуховой памяти В памяти ребенка информация усваивается целыми блоками. Воспринятые блоки информации не перерабатываются ребенком и используются в неизменной воспринятой извне форме.

каждый процесс памяти нарушен, в целом процесс памяти нарушен, память не может выполнять своей главной функции. Процесс запоминания характеризуется недостаточной осмысленностью и последовательностью. Требуется больше времени для запоминания и многократное повторение. Повышенная забывчивость. Оюъем памяти ограничен. Процесс воспроизведения неточный, фрагментарный, механический. Нарушены все виды памяти, но особенно нарушена образная память.

 

Речь Уровень речи снижен: речь бед­на и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия. Речь у таких детей быстрая, несвязная, порой лишена смысла. Страдает и устная и письменная, кинестетическая несвязанная и суетлива «руки мельницы». Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.    

в младенчестве не формируются предполыски речи. В первую очередь страдает понимание речи, трудности импрессивной речи, трудности при формировании понятий.

 

Ориентировка в пространстве Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении.   Проблемы с понятиями под, над, в влево вправо. проблемы с ориентировкой в пространстве

проблемы с ориентировкой в пространстве

Моторика недостатки моторики, собенно мелкой.   Нарушена мелкая моторика и зрительно-моторная координация тики, тремор, кататония, застывание в одной позе, вычурные жесты. Типичным является ограниченный репертуар движений, повторяемых бесконечно без всякой видимой цели.

Нарушена моторика

Мышление познавательная активность крайне низка, что является наиболее выраженным проявлением низкого уровня их психической активности в целом и крайне слабой познавательной мотивации. В первую очередь страдает словесно-логическое мышление Логические операции с понятиями, из-за расторможенности и плохой переключаемости Преобладание непроизвольного мышления ( без участия воли) над произвольным.   Отстают в наглядно- образном, словесно- логическом мышлении, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. мышления отмечаются серьезные трудности целенаправленного разрешения задач, возникающих в реальной жизни. Ребенку сложно понять развитие ситуации во времени, разграничить в последовательности событий причины и следствия.

все функции и процессы мышления протекают своеобразно и реализуются в полном объеме. Слабость аналитико-синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению, обобщению, классификации. Дети с и трудом ориентируются в условиях мыслительной задачи.

 

Коммуникация Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Снижение коммуникативных навыков  

коммуникация ребенка затруднена изначально

Поведение

неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях; неспособность вслушиваться в обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца; неспособность организовать свою деятельность; отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости; потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.); забывчивость в повседневной деятельности;

Ребёнок является источником постоянного беспокойства для окружающих так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берёт чужие вещи, часто ведёт себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители

Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.

Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.

 

Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью; агрессией и самоагрессией; с негативной реакцией на любые изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды, маршрута прогулок. При этом ребенок не жалуется, не обращается за помощью к близким, а напротив, еще больше отгораживается от каких-либо контактов, прибегает к аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта. Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми изменениями в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим.

Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с тактильной сверхчувствительностью.

Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка, выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым, уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией

 

 
             

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.