Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Н.А. Римский-Корсаков.. Биография



  Н.А. Римский-Корсаков.

Биография

Детство. Годы учения. Кругосветное плавание.Нико­лай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 го­да в Тихвине — небольшом живописном городке Новго­родской губернии. Его семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Ранние музыкальные впечатления были связаны с домашним музицированием: отец по слуху не­плохо играл на фортепиано, а мать и дядя пели народные песни; запомнилась ему и духовная музыка, услышанная в Тихвинском мужском монастыре. Музыкальные способно­сти ребенка проявились очень рано; впоследствии в своей книге воспоминаний «Летопись моей музыкальной жиз­ни» он писал:

«Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мело­дии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следо­вал. Вскоре потом я стал очень верно напевать все, что играл отец, и часто певал с ним вместе; затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы с гармонией; вскоре я, узнав название нот, мог из другой комнаты отличить и назвать любой из тонов фортепиано».

 

Однако, несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, настоящим увлечением мальчика было море — он мечтал стать, как дядя и старший брат, военным моря­ком, и в 1856 году его определили в петербургский Мор­ской корпус. Здесь он провел шесть лет.

Царившая в корпусе обстановка с ее духом казенной муштры не привлекала юношу. Постепенно морская про­фессия начинает уступать место другим интересам, в центре которых оказывается музыка. По воскресеньям он берет уроки фортепианной игры, посещает оперные спектакли и концерты, внимательно изучает клавиры опер; его любимым композитором становится Глинка. Важную роль в судьбе Римского-Корсакова сыграл преподаватель фортепиано Ф. А. Канилле (также поклонник музыки Глинки), кото­рый поддержал его живой интерес к музыке и начал зани­маться с ним композицией.

В 1861 году Канилле познакомил своего ученика с Балакиревым, а затем с Кюи, Мусоргским и Стасовым. Ба­лакирев одобрил композиторские опыты Римского-Корса­кова и предложил ему продолжить работу над симфонией, начатой под руководством Канилле. Сочинение музыки и обучение композиции происходили на занятиях у Балакирева одновременно. Римский-Корсаков вспоминал, что Ба­лакирев был удивительным «техническим критиком», «мгновенно схватывал все недостатки формы, модуляции и, т. п. и тотчас, садясь за фортепиано, импровизировал, показывая, как следует исправить или переделать сочинение», «Познакомившись с Балакиревым, — продолжал Римский-Корсаков, — я впервые услыхал от него, что следует читать,; заботиться о самообразовании, знакомиться с историей, изящной литературой и критикой».

Вскоре, однако, работа над симфонией была прервана. Семья резко воспротивилась желанию Римского-Корсакова стать профессиональным музыкантом и нарушить семейную традицию. Старший брат Воин Андреевич настоял на необходимости завершить морское образование. Осенью 1862 года гардемарин Римский-Корсаков на клипере (Гардемарин — звание, которое присваивалось выпускникам Мор­ского корпуса. Клипер — быстроходное морское парусное судно). «Алмаз» отправился в заграничное плавание, которое продолжалось почти три года. Во время путешествия он мало за­нимался музыкой, зато много читал и размышлял, повидал разные страны, приобрел глубокие впечатления от величе­ственной красоты моря, образ которого затем часто будет возникать в его произведениях.

Весной 1865 года Римский-Корсаков вернулся на ро­дину.

 

Путь к мастерству.Получив назначение в береговую службу, молодой офицер поселился в Петербурге. Он начал снова посещать Балакирева, постепенно втягиваться в му­зыку. За время его отсутствия в музыкальной жизни Пе­тербурга произошли большие изменения: открылась пер­вая русская консерватория, Балакирев и Ломакин создали Бесплатную музыкальную школу, а в кружке Балакирева появился «подающий надежды» Бородин.

Римский-Корсаков возвращается к творчеству и быстро заканчивает Первую симфонию, которая с успехом была ис­полнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкаль­ной школы. Затем появились другие оркестровые произ­ведения — «Увертюра на темы трех русских песен», «Серб­ская фантазия», музыкальная картина «Садко», а также сим­фоническая сюита «Антар» по арабской сказке писателя О. Сенковского. В музыке «Садко» и «Антара» воплотились впечатления от кругосветного плавания, а также обозначи­лись любимые темы композитора — образы русского народ­ного искусства, романтическая фантастика, изысканный мир Востока.

Одновременно композитор создает ряд романсов: «Из слез моих» (слова Г. Гейне), «Восточный романс» (слова А. Коль­цова), «На холмах Грузии» и «Я верю, я любим» (слова А. Пушкина) и другие. Зимой 1868 года балакиревцы на­чинают посещать музыкальные вечера Даргомыжского, на которых исполнялись сцены из «Каменного гостя», новые сочинения молодых композиторов. Тогда же Римский-Кор­саков познакомился с сестрами Пургольд — талантливыми музыкантшами — певицей и пианисткой, постоянными ис­полнительницами произведений Даргомыжского и компо­зиторов «Могучей кучки». После кончины Даргомыжского Римский-Корсаков, согласно его завещанию, делает оркест­ровку оперы «Каменный гость».

С 1868 по 1872 год композитор работает над своей пер­вой оперой «Псковитянка» на сюжет исторической драмы Л. Мея из времен борьбы Ивана Грозного за подчинение «вольного города» Пскова Москве. В те же годы, как уже говорилось, Мусоргский сочинял «Бориса Годунова», при­чем одно время друзья жили вместе. Они обменивались твор­ческими мыслями, их объединяли общие художественные интересы, что не могло не сказаться на некоторой близости обеих народных музыкальных драм в идее, драматургии, некоторых чертах стиля. Успешная премьера «Псковитян­ки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре.

Окончание оперы совпало с важной и счастливой пере­меной в жизни композитора — женитьбой на замечатель­ной пианистке Надежде Николаевне Пургольд, которая ста­ла его нежно любящим и преданным другом.

Летом 1871 года Римский-Корсаков принял предложе­ние вступить в должность профессора Петербургской кон­серватории по классам сочинения, инструментовки, а также руководителя оркестра. Но, начав обучать молодых музы­кантов, он понял, что его теоретические познания имеют гро­мадные пробелы, сказывающиеся и на его собственном твор­честве. И Римский-Корсаков сам начинает учиться, овладе­вать гармонической и полифонической техникой, сочиняя бесчисленное множество упражнений и фуг, изучая произ­ведения старых мастеров. Большую помощь в составлении программы занятий оказал ему Чайковский, преподававший в то время в Московской консерватории.

Другой, не менее важной стороной творческой работы Римского-Корсакова в 1870-е годы стало глубокое изучение, запись и обработка русских народных песен, причем более всего его привлекали самые древние песни — обрядовые и игровые. Итогом этой работы было создание двух сборни­ков обработок: «40 народных песен», записанных от певца-любителя Т. Филиппова, и «100 русских народных песен», которые разыскал сам композитор. Одновременно Римский-Корсаков вместе с Балакиревым и Лядовым редактирует для нового издания оперные партитуры Глинки, что явилось для композитора, по его словам, «благотворной школой».

В эти же годы композитор становится инспектором ду­ховых оркестров военно-морского ведомства и в течение одиннадцати лет ведет большую работу по расширению ре­пертуара и повышению качества исполнения, заботится о музыкантах. Он делает многочисленные переложения раз­личных сочинений русских и европейских композиторов для духовых оркестров, изучает технику игры на духовых инструментах и сам дирижирует концертами. В 1874 году Римский-Корсаков принимает на себя руководство Бесплат­ной музыкальной школой (вместо отказавшегося от долж­ности Балакирева).

 

Творческая зрелость.После периода позднего учениче­ства в творчестве композитора наступает новый этап — высокий расцвет его таланта. В 1879 году была закончена опера «Майская ночь» по повести Гоголя, а в 1881-м — «Сне­гурочка». Эти светлые весенние сказки, полные нежной поэзии, радости любовного чувства и чудесного волшебства, дали композитору повод связать с их содержанием «обря­довую сторону народного быта, которая выражает собою ос­татки древнего язычества».

В 80-е годы Римский-Корсаков создает свои лучшие сим­фонические произведения — «Сказку», «Симфониетту на русские темы», фортепианный концерт, «Испанское каприч­чио», концертную увертюру «Светлый праздник», сюиту «Шехеразада». Много времени он отдает завершению и ре­дактированию сочинений своих скончавшихся друзей — Мусоргского и Бородина, что свидетельствует о его высочай­шей нравственности как человека и художника, верности истинной дружбе и чувству долга.

В 1883 году, параллельно с работой в консерватории, Римский-Корсаков начинает преподавать в Придворной певческой капелле, где прослужил более десяти лет. Он с увлечением занялся реорганизацией капеллы, которая ста­новится одним из центров музыкального образования. Один из творческих результатов преподавания в капелле — учеб­ник гармонии, который вместе с подобным учебником Чай­ковского стал классическим теоретическим и педагогиче­ским трудом.

Одновременно продолжалась дирижерская деятельность Римского-Корсакова: он все чаще выступает с концертами в России и за границей (на Парижской всемирной выставке и в Брюсселе).

Еще летом 1882 года произошло знакомство Римского-Корсакова с известным меценатом М. П. Беляевым, которо­го он потом назовет «замечательным человеком, имевшим впоследствии такое огромное значение для русской музыки».

Митрофан Петрович Беляев — богатый лесопромышленник и лю­битель-альтист — был беззаветным и страстным поклонником русской музыки. В его доме по пятницам устраивались квартетные вечера. Эти беляевские «пятницы» зимой 1883/84 года стали посещать как «ста­рые» кучкисты Бородин, Римский-Корсаков и их верный друг Стасов, так и молодые петербургские композиторы, ученики Римского-Корсакова — Лядов и Глазунов. Так зарождался беляевский кружок.

Для пропаганды новой русской музыки Беляев основал «Русские симфонические концерты» и «Русские квартетные вечера»; поддерж­кой концертного дела стало создание музыкального издательства в Лейп­циге, ставшего затем крупнейшей русской издательской фирмой. Для поощрения русских композиторов Беляев учредил ежегодно присуж­давшиеся Глинкинские премии и устраивал конкурсы на лучшее ка­мерное произведение.

По просьбе Беляева музыкальное руководство концертным и изда­тельским делом взял на себя Римский-Корсаков, который фактически стал «музыкальным главою беляевского кружка».

Беляевский кружок во многом продолжил традиции балакирев­ского кружка, но, как писал Римский-Корсаков, подчеркивая различие между ними и между поколениями композиторов, «кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, кружок Беляева — периоду спокойного шествия вперед; балакирев­ский— был революционный, беляевский же — прогрессивный... Все пятеро членов первого были признаны впоследствии за крупных пред­ставителей русского музыкального творчества; второй — по составу был разнообразен: тут были и крупные композиторские таланты, и ме­нее значительные дарования, и даже вовсе не сочинители, а дирижеры, как, например, Дютш, или исполнители — Н. С. Лавров...».

 

Последним сочинением этого периода стала волшебная опера-балет «Млада», увлекшая композитора своим древнеславянским сюжетом и возможностью воспроизвести как старинные обычаи и обряды, так и фантастические кар­тины.

 

Путь в XX век. Поздний период творчества.Начало 90-х годов стало тяжелым временем для Римского-Корсакова. Семейные несчастья — смерть матери и двух млад­ших детей, тяжелая болезнь жены и сына Андрея совпали с душевным и творческим кризисом. Неудовлетворенность собой, сомнения и глубокие переживания, сложность отно­шений с Балакиревым — все это привело к творческому молчанию. В это трудное время Римский-Корсаков много размышляет о смысле творчества, о развитии новых путей в искусстве, изучает проблемы музыкальной эстетики и фи­лософии. Однако постепенно композитор начинает остро ощущать «душевный голод» без своего главного дела — сочинения музыки. Он возвращается к творчеству и создает новую гоголевскую оперу — «быль-колядку» «Ночь перед Рождеством».

Наступает новый расцвет творчества Римского-Корсакова. С этого времени оперный жанр становится ведущим для композитора — до конца жизни им было написано еще десять опер. Вслед за «Ночью перед Рождеством» появи­лось одно из его лучших эпических сочинений — опера-былина «Садко». В то же время композитора начинает при­влекать иная тема. Раскрытию сложного внутреннего мира человека посвящены одноактные оперы «Моцарт и Салье­ри» и «Боярыня Вера Шелога», а также давно задуманная «Царская невеста» (на историко-бытовой сюжет), в кото­рых композитор создал глубокие лирико-психологические и драматические образы.

Одновременно, увлекшись лирической темой, он сочиня­ет свои лучшие романсы — «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Медлительно влекутся дни мои» (все на слова А. Пушкина), «Когда волнуется желтеющая нива» (слова М. Лермонтова), «О чем в тиши ночей» и «Ок­тава» (слова А. Майкова), «Шепот, робкое дыханье» (слова А. Фета), «Звонче жаворонка пенье» и «Не ветер, вея с высо­ты» (слова А. Толстого). Вокальная лирика Римского-Корсакова отличается спокойно-созерцательным характером, строгостью и сдержанностью чувства. В то же время моно­логи-ариозо для баса «Анчар» и «Пророк» (слова Пушкина) выдержаны в мужественно-приподнятом, сурово-драматиче­ском характере.

Много лет театральная судьба опер композитора была связана со сценой Мариинского Императорского театра. Но эти постановки часто не удовлетворяли автора как в музы­кальном, так и в сценическом отношении. После отказа в постановке «Садко» композитор связывает судьбу своих сле­дующих опер с Московской частной русской оперой С. И. Мамонтова (Савва Иванович Мамонтов — крупный промышленник, театраль­ный и музыкальный деятель, меценат; несколько лет жил в Италии, изучал живопись и скульптуру, учился пению. Мамонтов способствовал развитию русского изобразительного искусства, музыкального театра. В 1885 году основал Московскую частную русскую оперу). В театре Мамонтова пели такие выдаю­щиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Н. Забела-Врубель, Н. Салина, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский; в оформлении спек­таклей принимали участие художники А. Головин, М. Вру­бель, братья Васнецовы, К. Коровин, В. Поленов, И. Левитан, В. Серов. В репертуаре Частной оперы уже были «Снегу­рочка» и «Псковитянка»; в последующие годы на ее сцене были поставлены — начиная с «Садко» — следующие шесть новых опер Римского-Корсакова.

XIX век композитор завершает оперой «Сказка о царе Салтане», а в начале XX века сочиняет «Сервилию» на сю­жет драмы Л. Мея из древнеримской истории, аллегориче­скую «осеннюю сказочку» «Кащей бессмертный», а также оперу на польский сюжет «Пан-воевода», посвященную па­мяти Шопена.

В 1904 году Римский-Корсаков закончил оперу «Сказа­ние о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В ней повествуется о далеких временах монголо-татарского наше­ствия и чудесном преображении града Китежа, который опу­стился на дно озера и стал недосягаемым для врага.

Во время революционных событий 1905 года Римский-Корсаков, по-прежнему преподававший в Петербургской консерватории, поддержал требования студентов о времен­ном закрытии консерватории в знак протеста против дей­ствий правительства 9 января и выступил с открытым пись­мом в адрес дирекции. В результате этих действий компо­зитора уволили из консерватории, что вызвало среди общест­венности небывалый взрыв негодования. В знак протеста консерваторию покинули ее профессора — Глазунов, Лядов, Есипова, Блуменфельд и другие. Многочисленные обраще­ния к Римскому-Корсакову со стороны общественности, сту­денческая постановка «Кащея бессмертного», которая вы­лилась в политическую демонстрацию, вызвали учреждение над Римским-Корсаковым полицейского надзора, а его со­чинения запретили к исполнению. Но дальнейшее развитие событий привело к серьезным изменениям в консерватории: ректором был избран Глазунов и по приглашению нового руководства Римский-Корсаков вернулся к педагогической деятельности.

Последним большим произведением композитора ста­ла опера «Золотой петушок» — сатирическая сказка по Пушкину. Художественной целью автора было «окончатель­ное осрамление» Додона, образ которого олицетворял само­державную власть. Цензурный запрет не позволил Римско­му-Корсакову увидеть свое сочинение на сцене. Во время работы над партитурой оперы, весной 1907 года, компози­тор получил приглашение от известного русского театрального деятеля С. П. Дягилева (Сергей Павлович Дягилев — русский театральный деятель, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», орга­низатор и руководитель ежегодных (начиная с 1907 года) выступлений русских артистов в Париже — так называемых «Русских сезонов», включавших оперные, а затем балетные спектакли. В 1911 году создал балет­ную труппу «Русский балет С. П. Дягилева»; благодаря ему появились выдающиеся балетные произведения Стравинского, Прокофьева, Дебюс­си, Равеля и других.) принять участие в качестве автора и дирижера в Русских исторических концертах, орга­низованных в Париже. Эти концерты положили начало зна­менитым Русским сезонам и стали настоящим триумфом русской музыки и творчества Римского-Корсакова.

8 июня 1908 года композитор скончался от болезни сердца.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.