|
|||
Государственное учреждение образованияГосударственное учреждение образования «Средняя школа №22 г. Минска» «Развитие коммуникативной культуры учащихся как средство повышения качества обучения иностранному языку». учитель английского языка Хвитько Ольга Юрьевна
Минск, 2016
Коммуникативная культура учащегося представляет собой систему социокультурных ценностей, мотивов, знаний, коммуникативных умений и способностей, межличностных отношений, которые помогают контролировать и регулировать свое речевое поведение, способствуют взаимопониманию, сотрудничеству и эффективному решению задач общения в образовательной среде школы. Общение на уроке – это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий может и должен высказать свое мнение. Поэтому учитель должен ставить перед собой задачу не столько доступно объяснить ребенку новое понятие, сколько создать на уроке такую учебную ситуацию, когда у ребенка возникает потребность в освоении этих знаний через сотрудничество, где в результате диалога, создаются новые знания. При такой организации учебного процесса у каждого ребенка возникает стремление, при открытии новых знаний опираться не только на свой собственный опыт, но и привлекать для этого опыт других. Поэтому он старается вступать в коммуникацию со своими сверстниками. Опыт работы в школе показывает, что коммуникативной культуре учащихся нужно начинать учить с первых уроков, так как обучение иностранному языку влечёт за собой не только знания грамматики и лексики, но и знание норм языка и правил общения, знание этикета, знание особенностей установления межличностных отношений с противоположным полом, желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения, умение вести диалог, соблюдение этикета, владение вербальными и невербальными средствами общения, умение управлять поведением. И, если учащийся имеет низкий уровень сформированности коммуникативной культуры, то это затрудняет процесс общения. В настоящее время в современной педагогике всё чаще звучит выражение «коммуникативный подход». На уроках английского языка общение играет основную роль при обучении учащихся иностранному языку. Только погружение в культуру другой страны, проявление интереса к чужому языку, потребность высказаться на ту или иную тему, услышать мнение своих одноклассников и учителя, позволяет учащимся более осмысленно и качественно изучать иностранный язык по сравнению с традиционными формами и методами обучения, распространёнными ранее в педагогике. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изучаемом языке. Речь идёт о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять непосредственное общение (говорение и понимание на слух) и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов и письмо). Вопрос о коммуникативности, т.е. умении общаться и знать о чём общаться, речевой компетентности сейчас обусловлен теми условиями, в которых мы живём, главное для учителя иностранного языка - научить учащихся практическому владению языком, а не только умению читать иноязычные тексты и переводить их, что, наверное, было достаточно несколько лет назад. Обучая учащихся иностранному языку, мы учим их общаться на данном языке. А научить этому можно только в условиях общения, т.е. обучение иностранному языку должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений в реальные условия. Это обсуждение тех тем, которые соответствуют возрасту и интересам учащихся, их уровню развития, использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, как известно, дело весьма трудное, поэтому я стараюсь создать на уроке реальные или воображаемые ситуации общения с использованием различных приёмов работы, таких как ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и другие. При подготовке к урокам я стараюсь подбирать упражнения, которые обладают вышеназванными признаками, а также были бы взаимосвязаны, представляли преемственность, т.е. каждое последующее упражнение было логическим продолжением предыдущего, чтобы все этапы урока были объединены общим сюжетом. На уроке даю коммуникативные установки отдельным ученикам и всему классу, предлагаю конкретные задания, предполагающие решение комплекса коммуникативных задач для достижения цели общения. Коммуникативное и социокультурное развитие учащихся средствами учебного предмета «иностранный язык» осуществляется в большой мере за счёт правильной реализации лингвострановедческого подхода на уроках. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка. Я стараюсь использовать иллюстративный материал для раскрытия содержания предлагаемых текстов (открытки, карты, меню, рекламные проспекты, расписание движения транспорта, предметы из повседневной жизни, чеки, проездные билеты ) на уроке, что способствует реализации на уроках важных принципов обучения неродному языку (коммуникативность, наглядность, новизна и функциональность). Следующим важным моментом, способствующим вызову и сохранению коммуникативной мотивации, является организация урока. Хотелось бы остановиться на некоторых интересных моментах организации урока, способствующих развитию коммуникативной активности. Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику на уроке, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнёров по общению, формирования и формулирования многообразных типов высказываний (описания, сообщения, информации, доказательства, выражения мнения, согласия). Обычно урок я начинаю с речевой разминки, игровых упражнений, которые можно использовать для активизации иноязычного общения. Игровые упражнения уже в самом начале урока настраивают ребят на дальнейшую активную речевую деятельность. Но, чтобы этот интерес не угас, я стараюсь придавать игровой характер большинству упражнений на уроке, особенно если они связаны с запоминанием и тренировкой речевых образцов по оп Эффективные формы работы на уроке: игра, работа в группе, работа в паре, творчество. Принцип коммуникативного обучения легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий. Сюда же можно отнести и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию). Думаю, что применение коммуникативных заданий с игровыми моментами является надежной основой обучения речевой деятельности и обеспечивает коммуникативный творческий подход к обучению. Работа в группе и работа в паре помогает налаживать коммуникативные отношения с одноклассниками. Дети учатся вести разговор с собеседником, слушать и слышать другого, высказывать кратко и четко свои мысли, аргументировано критиковать мнение другого. Простором для речевого творчества является сочинительство и его художественное оформление. Именно через эту работу дети шаг за шагом открывают свои творческие эмоциональные способности. Некоторые задания, используемые на уроках: · Группа школьников из Барнаула была на зимних каникулах во Франкфурте на Майне. Они привезли с собой много фотографий и хотели бы рассказать в классе, какие достопримечательности они посетили. Послушайте и расспросите их об этом
· Вы приехали по приглашению в Германию и находитесь на экскурсии в одном из немецких городов. Какие из вопросов вы зададите вашему гиду? Происходит обмен информацией.
· Мы прочитали текст о ресторанах, где все едят в темноте. Выскажите своё мнение по проблеме, должны ли существовать такие рестораны, пошёл бы ты в такой ресторан и почему?
· Расскажите о планируемой (воображаемой) поездке.
· Разыграйте диалог между учащимся и выдающейся личностью.
· Напиши письмо своему воображаемому другу в Германии.
· Напиши открытку немецкому Деду Морозу.
· Придумай рецепт (любимое блюдо твоей семьи) и оформи!
На уроках я стараюсь применять учебные речевые ситуации, т.е. задания, моделирующие жизненные ситуации. Например, я предлагаю рассказать о своей семье или о своих увлечениях. Такие задания хороши тем, что они носят личностный характер. Но такие задания хороши для начального этапа обучения, но не могут служить стимулом для продвинутых учащихся. Для того, чтобы учащиеся говорили на иностранном языке, я предлагаю задания, предполагающие иностранного получателя информации. Не менее важным в этом плане является постановка коммуникативной задачи перед всем классом в то время, когда слушается ответ одного из учащихся. Я предлагаю классу следующие задания: - послушайте рассказы учеников и скажите, чей лучше (самый хороший, самый интересный) и почему; - послушайте рассказ ученика и дополните его; - послушайте рассказ ученика и задайте ему вопросы для получения дополнительной информации; - послушайте рассказ товарища и скажите, что вы узнали из него нового; - послушайте несколько писем, которые ваши одноклассники уже написали немецким друзьям по переписке и выберите самое лучшее; Не менее интересным приёмом обучения, на мой взгляд, является работа с «вымышленным персонажем». « Вымышленный персонаж» становится «вполне жизнеспособным», ему можно писать, неформально с ним общаться по различным темам и в различной форме, например вести телефонный разговор, беседу, дискуссию, спорить. Этот приём предоставляет учителю целый ряд возможностей осуществлять коммуни- кативно-направленный процесс обучения, не отказываясь при этом от программного материала. Данный методический приём имеет целый ряд преимуществ: - может быть широко использован при обучении различным лексическим темам; - обладая достоинствами ролевой игры даёт учащимся возможность фантазировать, развивать творческие способности; - гибкое применение модели стимулирует познавательную активность школьников (особенно при изучении страноведческого материала). Познавательный характер материала урока играет немаловажную роль в коммуникативной мотивации и должен быть подчинён правилу равновесия между новой и уже известной информацией . Итак, предпосылки для формирования коммуникативной культуры школьников на уроке иностранного языка могут быть созданы при постановке задач урока, соответствующем содержании и соответствующих организационных формах урока, коммуникативной направленности внеклассных мероприятий. Всё это опосредуется учителем и полностью зависит от его стиля работы.
|
|||
|