|
|||
Министерство образования, науки и молодежиМинистерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»
Факультета психологии и педагогического образования Кафедра дошкольного образования и педагогики
Практические занятия №3 Педагогическая риторика
Выполнила: Студентка 4-го курса Группы ЗДО 2-16 Глухан Е.В Симферополь 2020 Педагогические ситуации Подобрать из собственного или передового педагогического опыта по 3 педагогических ситуаций, где педагог провел правильную воспитательную работу и по 3 педагогических ситуаций, где педагог повел себя некорректно по отношению к воспитаннику. К каждой ситуации должен быть анализ Алгоритм анализа педагогической ситуации Характеристика педагогической системы 1. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие. 2. Дайте оценку уровня развития педагогической системы. 3. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе? Выявление объектов и субъектов воспитания 1. Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации. 2. Дайте характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации. Характеристика взаимоотношений субъектов 1. Определите стили отношений, руководства, общения педагога. 2. Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе. 3. Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом. Формулирование педагогических проблем и педагогических задач: 1. Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе. 2. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации. 3. Конкретизируйте задачу, которую следует решить. Алгоритм решения педагогической задачи Выдвижение гипотезы: 1. Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания. 2. Прогнозирование их результативности. 3. Рассмотрение различных вариантов действий педагога. Выбор оптимального варианта действий педагога: 1. Выбор методов педагогического воздействия. 2. Определение соответствующих методических приемов. 3. Выбор организационных форм. 4. Подбор условий, способствующих решению задачи. Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога. Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
1 ситуация:
Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды. Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос: — Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал! Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку. — Как же так? Ведь это самое большое яблоко было! — Кто посмел? — Может быть, это малыши? Дети наперебой высказывали свои предположения. Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке. — Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться. Воцарилась тишина. — Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей? . Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице: — Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю! 1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт? Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако необходимо сделать замечание ребенку за неправильное поведение и обязательно спросить, поняла ли она, за что просит прощения. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего. 2. Какие чувства испытывала девочка? Девочка испытывала чувство вины, неловкости и стыда.
2 ситуация: Мальчик старшего дошкольного возраста — Валерик — принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга сбыла в красивой обложке и со множеством цветных картинок. Ребята сразу окружили Валерика, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Валерика, и порвал ее. Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается: — Я не виноват! Не надо было Валерику так крепко ее держать, она и не порвалась бы. — По-твоему, значит, виноват Валерик? А как вы, ребята, считаете? — обращается воспитательница ко всем ребятам. Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение: — Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой! — Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так. Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок. Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Валерику, взял за руку и сказал: — Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось. 1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей. Дети решили, что необходимо извинится перед Валериком за порванную книгу. 2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации? Вспитательприбегнула к общественному мнению, что является в данном случае – сильнейшим методом воздействия, формирующим детское поведение, но при этом она управляла мнением детского коллектива.
3 ситуация: Как-то несколько ребят (4—6 лет, которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал: — А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.) — Зачем? — заинтересовался Вова. — Она и так воспитательница. — И после небольшого раздумья:— Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да? 1. О чем свидетельствует этот разговор малышей? Можно предположить, что педагог большую часть времени находится в подавленном настроении, психологическом дискомфорте, из-за чрезмерной нагрузки. В следствии чего, в своей практике чаще использует негативные установки, что влияет на восприятие детей. 2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении? Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Стремится, чтобы в процессе общения с детьми, чаще звучали поощрения, похвала, одобрение. Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, педагог обязан перестраивать свое подавленное настроение.
Педагогические ситуации где педагог повёл себя некоректно по отношению к ученику.
1 ситуация Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама. Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить? Нужно было выслушать мальчика. Объяснить детям, что никто не виноват - это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр. Чтобы принять объективное решение опросить других детей.
2 ситуация:Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант. Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее. С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение. — Ой, как красиво! — воскликнула Рита. — А какие пышные банты! — с восторгом произнесла Наташа. Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала: — Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь! На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями. Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу. (А. Прийдак. Косички. «Дошкольное воспитание», 1965, № 10, стр. 89.) 1. Объясните причину возникшего конфликта. Из данной ситуации видно, что педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В следствии чего, услышав восхищения детей, решила проявить свое превосходство над ними. 2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей? Психологический дискомфорт, огорчение и обиду. 3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку? Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия — учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку. Также у воспитателя не развиты такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика. 3 ситуация: Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Валерик из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью. Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валерик поднялся и с шумом пошел что-то строить. — Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — опросил педагог. — А я не хочу заниматься, — ничуть не смущаясь, ответил Валерик. — Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница. Валерик вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», — сел на свое место. В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми». 1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога. Действия педагога были с одной стороны правильны, но с другой стороны не стоит забывать о том, что педагогу необходимо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью. 2. Как бы вы реагировали на поведение Валерика? В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. В данном случае можно было попробовать заинтересовать ребенка … 3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы. Безусловно, педагогический такт не совместим с гневом. Однако в деятельности педагога могут присутствовать элементы авторитарного стиля руководства, в данном случае, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.
|
|||
|