Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение. Ход урока. Заключение



Введение

          

      Эпоха Ренессанс является периодом бурного расцвета науки и искусства. Искусство – эта форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств, оно включено в целую систему форм общественного сознания: философия, политика, право, религия, мораль, наука и т.д. Искусство - важнейший инструмент социальной регуляции жизни общества, включающий в себя деятельность по преобразованию общества, способность формировать вкусы, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.                 

Примерные хронологические рамки эпохи - начало 14 века - последняя четверть 16 века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и образовался данный термин. В эту эпоху многие художники и творцы, чьи работы сейчас известны по всему миру ,смогли показать свои таланты. О многих из них вы уже слышали, о таких личностей как: Леонардо Да Винчи, Сандро Боттичелли, Рафаэль Санти, Микеланджело Боунарроти, Тициан Вечеллио, Пьеро Делла Франческа. Значениями Ренессанса являются: создание мировых стилей и шедевров, смена религиозного фанатизма светской культурой и гуманизмом, переход от феодального строя к буржуазному, прогресс искусства ,науки, архитектуры и книгопечатания, осознания человека самого себя, возрастание роли искусства и культуры, как важнейшей частью саморазвития в обществе ,способ порождения новых художественных работ и образов.

 Цель данного проекта является изучить роль искусства и познакомится с биографией основных представителей эпохи Возрождения и их произведениями.

Для достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

1) изучить историю происхождения эпохи Ренессанса

2) рассмотреть биографию основных представителей и их вклад в искусство;

3) изучить работы и стили основных представителей эпохи Ренессанса;

4) познакомить учащихся 8 класса с одной из самых важных эпох искусства.

 

Глава 1

    Слово "Ренессанс" имеет итальянские и французские корни и переводится как "заново рожденный". Ренессансом назвали Эпоху возрождения, в честь Великой Римской империи, так называемое, новое возрождение культуры, науки и искусства. Определение Возрождения, как новая культура, возникло вследствие глобальных перемен в общественной жизни Европы того времени. Распространением термина «Возрождение» мы обязаны французскому историку Жюлю Мишле, который использовал его в 1855 году для определения «познания мира и человека» в 16 веке. В 1860 году немецкий историк Якоб Буркхардт расширил значение термина, обозначенного Мишле, описав эпоху, при которой на первый план вышла гуманность и современное сознание после долгих лет упадка. Антонимом к этому термину является понятие Средневековья, введенное Флавием Бьондо (и определяемым как «время темноты»), после которого возобновилось изучение литературы и культуры Древней Греции и Рима.

Можно выделить четыре этапа эпохи Возрождения:

    1.Проторенессанс (с 13 века) связывается с подготовкой Возрождения, романскими и готическими средневековыми традициями (Италия, Флоренция). Яркими представителями являются Джотто, Арнольфо ди Камбио, Беноццо Гоццоли. А в скульптуре – семейство Пизано. Джотто считался реформатором живописи (уже в более позднее Возрождение), наполнив религиозные формы светским содержанием, введя объемность фигур, изобразив интерьер. В его творчестве изначально проявляется понимание того, что такое Ренессанс как искусство, отличное от церковного восприятия мира. мира.

    2.Раннее Возрождение происходит в Италии до 1500 года. Искусство реализуется в новейших аксиомах жизни человека (заимствованных из времени классической Античности). А в Испании это происходит немного позднее, в конце 15 века, и длится до середины следующего.

    3.Высокое Возрождение происходит в Италии в начале 16 века. Центр искусств из Флоренции перемещается в город Рим. А папа Юлий Второй привлекает под свое крыло многих художников Италии. В городе построено довольно много зданий, отделанных скульптурами и фресками. Написано много картин, которые и по сей день считаются настоящими жемчужинами творчества. Все виды искусств прекрасно взаимодействуют между собой, влияя друг на друга. Изучаются пристально и произведения Античности. Наиболее яркими деятелями данного периода являются великие Леонардо и Микеланджело, а также Рафаэль.

    4. Позднее Возрождение завершается уже в 17 веке (20-е годы). А некоторые искусствоведы считают, что вообще с падением Рима (1527) закончился и Ренессанс. Сущность, определение его в эти годы настолько размыты, что свести их к одному знаменателю не является возможным. В Венеции (1570) продолжали работу Тициан и Палладио, которых кризис, похоже, мало коснулся.

    5.Северное Возрождение происходило после 1500 г. на землях Германии, Франции, Нидерландов. Этот вариант Ренессанса немного отличался от итальянского. Яркими представителями являются Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель.

    Эпоху Ренессанс можно рассмотреть не только как художественное направление, но и как художественный стиль:

    В Италии в конце 15 века картины стали заказывать не церковники, а банкиры. Они были людьми не только богатыми, но и образованными. Читали древнегреческих поэтов. А заодно ещё и видели найденные скульптуры Древнего Рима. Их в то время много раскапывали. Желание любоваться телесной красотой и восприятие человека, как мыслящего и достойного существа – таков был настрой заказчиков. Стиль ренессанс (или эпохи возрождения) расцвел в конце 15 века, начиная с работ Боттичелли. И завершился в конце 16 века, работами Тициана. На картинах эпохи возрождения весь фокус направлен на человека. Поэтому в это время почти не встречаются пейзажи и совсем, нет натюрмортов. Это одна или несколько фигур. Чаще в спокойной и неподвижной позе. Красивые и благородные черты лица. Уверенный взгляд на зрителя. Образы святых или древнегреческих богов брались с людей, вдохновляющими художников. Многие работы были выполнены в технике сфумато в живописи, смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий воздух. Техника разработана до совершенства Леонардо Да Винчи). Картины Возрождения часто яркие. Эпоха полутонов и нежных оттенков ещё впереди. О колорите ещё мало заботились. По сути просто раскрашивали красивые формы. Позади средневековье и торжество духа над телом. Плоские лица и бесформенные одежды во множестве населяли готические соборы. Ренессанс же сместил фокус с духовного на телесное. Вернее, на человека красивого и благородного.

Основные представители эпохи Ренессанса.

    Рафаэль Санти - итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, родился 6 апреля 1483. Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской. Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали маэстры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. 12летний подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери. Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат также Церковь Сант-Элиджо-дельи Oрефичи. Умер Рафаэль 6 апреля 1520.

    Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – (15 апреля 1452-2 мая 1519) человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек). Будущий гений родился в результате любовной связи Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии. Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан; герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов. Инженерный талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет, после чего снова вернулся в Милан. К тому времени он уже закончил работу над самой известной своей картиной, которая сейчас хранится в музее Лувра. Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи. Большую часть своей жизни итальянец посвятил инженерным и архитектурным проектам. Леонардо известен, как разработчик прототипов танка, летательного аппарата, самодвижущейся повозки, прожектора, катапульты, велосипеда, парашюта, мобильного моста, пулемета. Некоторые чертежи изобретателя до сих пор остаются загадкой для исследователей. Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Основные работы: "Мона Лиза",

   Микеланджело Боунарроти. (6 марта 1475-18 февраля 1564) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи. В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры - "Мадонну у лестницы" и "Битву Кентавров". Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее. В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора. Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо. Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.Микеланджело изучал трупы. Скульптор стремился к воссозданию человеческого теле в мраморе, соблюдая мельчайшие подробности. А для этого ему необходимо было хорошо знать анатомию, поэтому мастер провел десятки ночей в монастырском морге. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Основные работы: "Давид", "Оплакивание Христа", "Моисей", "Страшный Суд".

 

     Свою теорию и данные об эпохе Возрождения я могу применить на практике в качестве проведение урока.

                                                   План урока

Урок по новой истории в 7 классе. 

Тема: Культура эпохи Возрождения 

Цели: 

Образовательная: создать условия для изучения и повторения произведений великих мастеров эпохи Возрождения; 

Развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров; развитие творческих способностей в поисково - исследовательских видах учебной деятельности; 

Воспитательная: воспитание художественного вкуса у учащихся; 

Задачи:  

1. Познакомить учащихся с особенностями искусства Возрождения; 

2. Сформировать представления о шедеврах эпохи; 

3. Рассказать о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело;      

4. Продолжить работу над развитием умения описывать и противопоставлять произведения искусства, определять их особенности, характерные черты. 

К уроку учащиеся (по желанию) получили опережающее задание:  подготовить сообщение о художниках эпохи Возрождения. 

Урок проводится с использованием презентации. 

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.  2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Развитие науки в новое время».    Эпиграфом урока служат слова Сартра: «Культура – дело рук человека, в ней он ищет своё отражение, в ней узнаёт себя». В работе с классом используется фронтальный опрос. О ком идёт речь: 1. Польский астроном. Учился в Краковском университете, продолжил обучение в Италии. Прекрасно знал греческий язык, изучал медицину, живопись, философию, юридические науки. Но прославился своей книгой «О вращении небесных тел» (Коперник). (слайд 2) 2. Он родился в Шотландии в уважаемой семье. Его дед был преподавателем математики мореходных искусств, а отец удачливым предпринимателем. В детстве он был болезненным мальчиком, с 13 лет начал серьёзно заниматься математикой. Его называют «отцом» паровой машины. (Д.Уатт) (слайд 3) 3. В детстве он был тихим и неприметным мальчиком, в школе над ним все смеялись. Только с 14 лет наука стала главным его занятием. Он стал самым молодым профессором. Но свои главные открытия: закон всемирного тяготения и опыт разложения солнечного света, он сделал в деревне, спасаясь от чумы. (И.Ньютон) (слайд 4) 4. Этот учёный родился в знатной, но не богатой семье, учился в разных университетах. Используя телескоп, он подтвердил учения Коперника, чем вызвал недовольство Ватикана. После длительного унижения, его вынудили отречься от своих взглядов. Но как гласит легенда, поднимаясь с колен, он произнёс: «И всё-таки, она вертится!» (Г.Галилей) (слайд 5) 5. Он был одним из самых образованных людей своего времени, был королевским медиком, лечил Якова I и Карла I. Его открытие секрета кровообращения и заявление «Всё живое – из яйца» вызвало бурюнегодования учёных, и он вынужден был скрываться. (У.Гарвей) (слайд 6) 6. Его юность протекала в монастыре, именно там, в библиотеке, можно было познакомиться с новыми изданиями книг и получить блестящие знания. Его вывод о бесконечности Вселенной, стал известен инквизиции. В 28 лет он начал жизнь скитальца, за возвращением на родину последовал арест. На суде он не отказался от своих учений, и, выслушав приговор суда, заявил: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его». Он был сожжён на площади Цветов в Риме. (Д.Бруно)  (слайд 7)
3.Объяснение нового материала.  Вы знаете, что всё в жизни общества взаимосвязано, поэтому рассказывая об открытиях, сделанных учёными в новое время, нельзя не отметить и развитие культуры в этот период.  Культура – это всегда отражение истории человека, той эпохи, в которой он живёт. По произведениям искусства мы можем судить об устройстве общества, его духовом мире.  Мы продолжаем изучать тему: «Искусство Западной Европы». Задача сегодняшнего урока – познакомить с талантливыми людьми в живописи, скульптуре, которых часто называют - Титанами.    Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступала творческая индивидуальность художника. Нужно отметить, что их деятельность в то время была универсальна, они сочетали свою работу в области живописи и архитектуры, скульптуры и литературы.  Характерные особенности этого периода: (слайд 8)  -вдохновляла итальянских мастеров искусство Др. Греции и Др. Рима;   -возникло новое течение – гуманизм, которое позволило реализовывать свои способности и свободно развиваться человеку, как личности;  -это период борьбы с предрассудками, поиск индивидуальности;  Главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек.   Одним из самых талантливейших людей эпохи возрождения по праву считается Леонардо да Винчи. (сообщение учащихся) слайд 9.  Это человек, о котором говорили, что он художник, поэт, архитектор, скульптор, музыкант, физик, математик, астроном, историк, кроме того, он божественно пел. Нельзя не отметить, что внешне он был необычайно красив: он был хорошо сложен, обладал большой силой – мог согнуть подкову, всегда был хорошо одет. После своей смерти он оставил более 7 тысяч страниц рукописей, многие из которых можно было прочесть только с помощью зеркала, а вот картин его сохранилось не так много, хотя именно Леонардо да Винчи считал живопись – царицей искусств. По его мнению, с помощью «науки живописи» можно изучать мир от небесного до земного.  Одна из первых работ – «Мадонна с цветком». (Слайд 10)  Крупные фигуры матери и младенца даны в условном пространстве кельи, оживлённом лишь холодным пятном зеленоватого неба в окне. Золотым сиянием освещены лица матери – совсем ещё юной Марии – и маленького Иисуса. Лицо Мадонны ласковое, она протягивает сыну цветок и любуется тем, как он изучает его с не по-детски серьёзным выражением лица. Внимательно присмотритесь в четырёхлепестковый цветок, и вы увидите мотив креста – будущего распятия.  Ещё одна мадонна изображена на полотне Леонардо, это Мадонна Литта. Картина написана яркими сочными красками, что делает полотно праздничным. Уравновешенность композиции создаёт ощущение долговременного радостного покоя. Мягкая, чуть печальная полуулыбка Мадонны, её глаза, устремлённые на сына. Очень реалистично, с теплотой выписаны вьющиеся рыжевато-золотистые волосы Иисуса. Взгляд божественного ребёнка устремлён на зрителя недетской печалью и прозрением. На стене трапезной миланского монастыря Санта – Мария дела Грация была создана фреска «Тайная вечеря». (Слайд 11)  Это изображение современники Леонардо восприняли очень эмоционально. Друг художника, математик Лука Пачоли, писал: «Невозможно представить себе апостолов более внимательными, когда они услышали правду его слов: «Один из вас предаст меня». Их позы и жесты показывают, с каким искренним удивлением, полным горя, они разговаривают».   Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем)  (Слайд 12) написан в 1485 году. Из тёмного фона выступает фигура женщины с символическим зверьком на руках. Поворот лица, освещённое плечо и положение тела грациозного маленького хищника придаёт живость картине. Мы замечаем психологическую параллель – сравнение животной грации, мнимой прирученности и скрытого неповиновения, общих для женщины в её руках.  Среди полотен знаменитого мастера первое место занимает изображение молодой флорентийки - Моны Лизы. (слайд 13) Леонардо считал Мону Лизу особенным человеком, она произвела на него такое впечатление, что он отказался от других выгодных заказов. Он работал над портретом более трёх лет.   Картина «Джоконда» была написана в 1503 году. По - видимому, она была незаурядной личностью, умной, целеустремлённой натурой. Спокойно восседает она на стуле, словно на троне, взгляд женщины непроницаем, исполнен удивительной мудрости и лёгкой насмешки. Её улыбку до сих пор никто не может разгадать. «Глаза имеют тот блеск и ту влажность, которые постоянно наблюдаются у живого человека. Улыбка - столь приятная, что глядя на этот портрет, испытываешь более божественное, чем человеческое удовольствие».   Портрет удался, это была точная копия натуры. Леонардо сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы.  Некоторые современные исследователи разглядели в чертах Джоконды черты самого Леонардо. Он стал обучаться искусству скульптуры. (Слайд 15) Почти на полвека пережил Леонардо да Винчи его постоянный соперник в живописи Микеланджело Буанаротти. (слайд 14, 15) Он очень отличался от других живописцев, любил одиночество, ненавидел тех, кто знаменит, высмеивал и Леонардо, и Рафаэля. Внушал страх даже Римским папам. Лев Х говорил о нём: «Он страшен, с ним нельзя иметь дело».  Прочитайте стихи, которые Микеланджело написал сам о своём портрете.  Ужасен мой лик, бороденка – как щетка. Зубарики пляшут, как клавиатура. К тому же я глохну. А в глотке щекотно! Паук заселил мое левое ухо, А в правом сверчок верещит как трещетка. Мой голос жужжит, как под склянкою муха. Из нижнего горла, архангельски гулкая, Не вырвется фуга плененного духа. Где синие очи? Повыцвели буркалы. С виду нерешительный, болезненный, одинокий человек, он создавал образы могучих атлетов. Телесная пластика была идеалом мастера.  Детство и юность Микеланджело прошли во Флоренции – центре культуры. Во главе города стоял Лоренцо Медичи Великолепный, который собирал вокруг себя известных художников. Отец Микеланджело был из знатного рода, поэтому был против занятий сына живописью. Он не видел различий между живописцем и маляром, скульптором и каменотёсом. «Мой отец и его братья часто и больно колачивали меня, полагая величайшим позором для семьи иметь в ней художника», - вспоминал в старости Микеланджело.    Заслужив похвалу своего учителя, он покинул живописную мастерскую, Микеланджело. Он был убеждён, что в каждой глыбе мрамора изначально до времени заключена единственная фигура, и задача скульптора состоит лишь в том, чтобы высвободить её.   (Слайд 16) «Давид» - великий зачин, принёсший славу! Давид, величественный и прекрасный юноша, по библейской легенде юноша убил великана Голиафа камнем, пущенным из пращи. Микеланджело не любил работать с натуры, так как считал, что природа не может быть совершенной.  По его мнению, нет ничего красивее человеческой фигуры. Микеланджело считал, что скульптура – первое из искусств, ссылаясь на то, что бог, создавая  Адама – вылепил его из глины. И величайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, - и лишь это нам Рука послушная рассудку явит. Двадцатидевятилетний мастер прозрел его облик и пульс в блоке мрамора, который до него был испорчен неким незадачливым скульптором. Заказчики назвали «Давида» - «Гигантом», высота скульптуры – 5,5 метра, а создателя – Неистовым. Эта скульптура, по словам Вазари, отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских.  Микеланджело обладал огромной работоспособностью. Вставал ночью и работал, освещая свою работу свечой, находящейся в шлеме. В 75 лет мог за четверть часа вырубить столько мрамора, сколько делали 3 -4 каменотеса за 1 час. (слайд 17)  40 лет автор будет работать над гробницей, которую заказал Римский папа Юлий II. Но, несмотря на его большую любовь к скульптуре, он был прекрасным живописцем, более 4 лет расписывал Сикстинскую капеллу, самое грандиозное живописное произведение – 40 метров длины, 13 метров ширины. Мастер работал на высоте – 18 метров. Работал Микеланджело в очень тяжёлых условиях, в начале ему дали помощников, которые перевели с картона несколько фигур. Но когда старый живописец увидел выполненную работу, он приказал всё отколоть, выгнал помощников и запер дверь.  Величественная работа до сих пор изумляет каждого, кто её видит.   Не правда ли - примерам нет конца Тому, как образ, в камне воплощенный, Пленяет взор потомка восхищенный И замыслом, и почерком резца? Это стихи так же оставил нам великий Микеланджело Буонаротти. Но если, Микеланджело был одинок и не оставил после себя ни одного ученика, то Рафаэль Санти всегда был окружён последователями и учениками. (слайд 19)  Рафаэль прожил короткую в 37 лет, но очень яркую жизнь. Он родился в семье художника и с детства носил отцу кисти и краски. В 8 лет у него умирает мать, в 11 лет умирает отец и он остался сиротой. Возможно, поэтому образ матери, мадонны стал для него таким значимым. Ни один другой художник, ни создал столько изображений Богоматери. Несколько лет Рафаэль учится у друзей отца, а потом переезжает во Флоренцию, где получает приглашение папы Римского расписать залы Ватикана. Римский папа хотел увенчать его небывалой для живописи наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать кардиналом.    Но главной своей вершины он достиг в области живописи, став Великим мастером Высокого Возрождения. Известный автопортрет художника написан им в 1506 г., когда Рафаэлю было 23 года. Голова его и плечи чётко вырисовываются на гладком фоне. Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией. Но художник ещё робок, он бесконечно юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако в его облике уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, тонкий овальный подбородок.     В раннем произведении Рафаэля (ему всего 19 лет), названном "Мадонна Конестабиле", (слайд 20) по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. Задумчивость, оттенок лёгкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, которое рождает прозрачный весенний пейзаж. Главные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчёркивают нежность, и хрупкость облика женщины матери, красоту мира, его окружающего.    Мадонна великолепна. Сколько нежности, целомудрия, любви, душевной гармонии в её образе. "Сикстинская мадонна" (слайд 21) по праву признана вершиной творчества великого живописца.       В.А. Жуковский после посещения Дрезденской галереи, где и по сей день экспонируется эта картина, писал: "... на лице её ничего не выражено, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство уже перешедшее за границу земного. И далее Жуковский произносит:  Ах, не с нами обитает Гений чистой красоты. Лишь порою навещает Нас с небесной высоты. Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.    Эту картину заказали Рафаэлю монахи маленького монастыря, художнику тогда было 30 лет.      В России, особенно в первой половине XIX века, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! 19 летний Александр Пушкин узнал, что на холст поверх творения Рафаэля кто – то нанес новый рисунок. И только в России в начале 19 века Сикстинскую мадонну освободили от грубых записей.   Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит. Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуёй; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую мадонну". Кисти Рафаэля принадлежит известные полотна: «Афинская школа», «Дама с единорогом» и портрет Данте. (слайд 22)  В день смерти Рафаэля один из его современников писал: «Окончилась его первая жизнь; вторая жизнь будет продолжаться вечно в его произведениях». В истории мировой живописи в одном ряду с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля стоит имя Рембрандта Харменса ванн Рейна. Творчеству Рембрандта посвящено много книг, бельгийский поэт Верхарн писал: «Он стоит на тех высотах, которые господствуют над вершинами, расами и странами. Нельзя сказать, откуда он происходит, так как родина его – весь мир». (слайд 23). Рембрандт был последним сыном в семье мельника. Он получил хорошее образование, но ушёл из университета, так как мечтал стать художником. После обучения в Италии, он возвращается в Лейден, пишет портреты близких людей, а потом появляется заказчики, его популярность растёт. Встреча с молодой знатной патрицианкой Саскией и женитьба на ней приводит к появлению восемнадцать портретов. «Саския качает ребёнка», «Спящая Саския». На картине «Автопортрет с Саскией на коленях» (слайд 24) мы видим счастливую пару. Рембрандт изобразил земную и божественно прекрасную жену.  В эти же годы Рембрандт продолжает работать над библейскими и евангельскими сюжетами. Это полотно «Снятие с креста». (слайд 25)   Резкий контраст света и тени определяет суть происходящего – жертвенной смерти Христа. Свет, словно исходящий из его тела, приобретает символическое значение. Христос, истерзанный муками страдалиц, обещающий вечное спасение. Образ Марии, матери Христа, одетой как простая голландская крестьянка, также далёк от церковного канона. Бездна отчаяния как бы поглотила саму жизнь Марии, бездыханно откинувшуюся на руки тех, кто был горестным свидетелем казни.   Его называют самым известным художником, но в жизни его горькие потери: смерть сестры, матери, первых детей, любимой жены. От тяжёлых раздумий художника отвлекает новый заказ: групповой портрет стрелков роты Святого Георгия. «Ночной дозор» (слайд 26). Грандиозное историческое полотно, стрелки выступают в поход. Они идут в праздничных ярких мундирах, мы видим активный ритм движений, и это наполняет картину бодрой энергией. Но общество не привыкло видеть на полотнах художников простых людей, поэтому, чтобы не потерять заказчиков, Рембрандт вновь пишет картины на библейские темы. И самая популярная из их, «Возвращение блудного сына» (слайд 27). Это полотно можно назвать завещанием автора. В картине Рембрандт изобразил несчастного заблудшего человека, упавшего на колени перед слепым стариком. Отец прижимает немощное тело сына, склонился над ним, и незрячее лицо старика озарено светом всепрощающей любви.  Родригес де Сильва Веласкес Диего (слайд 28) родился в Португалии, получил хорошее воспитание, но родители, настаивающие на обучение сына наукам, увидев, что он постоянно рисует, решили отдать в школу знаменитого художника. В своих работах Веласкес пишет то, что видит, он не копирует  работы старых мастеров. Его полотна «В кузнице» (слайд 29), «Завтрак» (слайд 30) картины обыденной жизни. Когда его начинают упрекать в том, что он не следует примеру Рафаэля, он отвечает: «Я предпочитаю быть первым в изображении народного, чем вторым в изображении утончённого».  Но когда Веласкес женился на дочери своего учителя, он вынужден был искать более прибыльные заказы, так он оказался в Мадриде при дворе короля.  Теперь он пишет портреты королевской семьи. (слайд 31) До конца своей жизни Веласкес будет устраивать переезды королевской четы и писать портреты придворных.  Вот и пошло к концу наше маленькое путешествие в эпоху Возрождения. Сколько бы ни пришло времени, но работы великих Титанов того времени всегда будут вызывать восхищение тех, кто их увидит. Закончить урок я хочу словами Микеланджело:                                                                                       Творенье может пережить творца: Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ, им запечатленный, Веками будет согревать сердца.
   

 

 

                        Опираясь на проведённой мною опрос среди учеников 13-14 лет:  

                 

                                1)Ознакомлены ли вы с искусством эпохи Ренессанса?

                                -Да (37%) -Нет (63%)

 

                                2)Знаете ли вы основных представителей эпохи Возрождения ?

                                -Да(86%) -Нет(14%)

 

                                3)Знаете ли вы шедевры эпохи Ренессанса?

                                -Да(60%) -Нет(40%)

                                       

       Можно сделать следующие выводы-

                           Знания учеников о эпохи Возрождения и основных представителей того времени , заинтересованность людей в искусстве занимают средний уровень.

 

Заключение

 Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердил



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.