Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Консультация. Использование ИКТ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»



Консультация

«Использование ИКТ в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день вопрос экологии не только в нашей с вами стране, но и во всем мире стоит особо остро и как никогда актуально. С каждым днем на дороги выезжает все больше и больше автомобилей, заводы и предприятия-гиганты расширяют свои территории и границы, свалки становятся масштабнее. Одни словом – проблема есть и ее надо решать. Чем мы с вами можем посодействовать ее решению?

Ответы аудитории.

В наших руках – наше будущее, самое ценное – наши дети, экологическая культура которых станет, возможно, решающей на чаше экологических весов Планеты Земля. Заинтересовав ребенка с самого юного возраста экологическим поведением, любованием природой и бережным к ней отношением, знанием о закономерностях природы, об окружающем мире мы дадим людям возможность как можно дольше дышать относительно чистым воздухом.

Я сказала о том, что детям необходимо экологическое воспитание. Какие формы и методы использовать для того, чтобы всецело заинтересовать современного ребенка?! Нам на помощь приходят информационно-компьютерные технологии (далее – ИКТ).

Не надо забывать о том, что мы с вами живем в мире компьютерных и информационных технологий: живые очереди и дневники школьников сменились на электронные, люди активно используют интернет-магазины, мобильные приложения, онлайн-сервисы и т.д. Время не стоит на месте. Современный детский сад не отстает от него ни на шаг. Одной из компетенций, которой должен обладать воспитатель, согласно Профессиональному стандарту педагога ДОО, вступившего в силу 01.01.2017г., как раз-таки является ИКТ-компетенция.

Использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса ориентировано на повышение качества образования в ДОУ, на непрерывное образование воспитателей в сфере ИКТ, на подготовку современных экологически воспитанных дошкольников и будущих учеников.

Творческое использование цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности, в работе с детьми повышает не только качество образовательного процесса, но и делает изучаемый материал для каждого ребенка более интересным, доступным и запоминающимся. Согласитесь, что внимание ребенка привлечет яркая мультимедийная презентация, транслируемая на проекторе, нежели рассматривание картинок на доске.

Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является здоровьесбережение дошкольников, поэтому перед и после использования электронных ресурсов, необходимо выполнять с детьми профилактические упражнения для органов зрения, для снятия мышечного и эмоционального напряжения - зрительную гимнастику, а также динамические паузы, физминутки.

С целью экологического воспитания старших дошкольников можно использовать следующие формы ИКТ:

- просмотр детских научно-популярных или обучающих/развивающих мультфильмов экологической направленности (можно использовать замечательные по содержанию и изображению мультфильмы Тома Мура «Песнь моря», «Тайны леса», мультфильмы «Человек и земля», «Смешарики. Маленькое большое море», «Мальчик и Земля», экологический мультфильм Победитель Московского Международного фестиваля детского зелёного кино и анимации "Зелёное кино. Дети" 2016 г. – «Крылатая история» и т.д. Все эти мультфильмы вы сможете найти, набрав в Яндексе запрос «Экологические мультики для детей». Экологические мультфильмы - это часть экологического воспитания. Они помогают детям понять, как зачем и для чего экономить воду, свет, не ломать деревья, не загрязнять водоемы, не мусорить и т. д. Обязательно после просмотра таких мультфильмов нужно обсудить с ребенком содержание, используя форму беседы, ни в коем случае, не опроса. На доверительной дружеской волне рекомендую выслушать мнение ребенка и после познакомить ребенка со своим, обсудить сюжет и содержание, сделав совместные умозаключения в экологическом ключе.

Недавно Организация Объединенных Наций подготовила и выпустила анимационный ролик для детей на экологическую тему «Самый большой урок в мире». В небольшом анимационном фильме мультипликаторы подняли вопросы доступа к чистой воде, лекарствам, еде, рассказали о проблеме изменения климата. В этом же ролике предлагается выход из ситуации – задуматься о своей роли на Земле. Данный ролик также рекомендован для просмотра со старшими дошкольниками в детском саду или в семейном кругу.

- следующая не менее эффективная форма: электронная картотека Презентаций Power Point и электронного наглядного материала для старших дошкольников с целью использования в качестве демонстрационного материала при организации детско-взрослого взаимодействия с целью экологического воспитания. Используя ноутбук или транслируя презентацию на экране проектора, вы можете вовлечь детей в виртуальную экскурсию по лесу, пустыне, лугу, чаще, болотистой местности или, к примеру, космосу! Виртуальные экскурсии, сделанные на платформе Power Point, вызывают особый интерес у детей, поскольку носят некий приключенческий характер, что всегда находит отклик в детской деятельности. Презентации Power Point на самом деле дают массу возможностей, с ее помощью можно не только приготовить ребенку виртуальную экскурсию, например, в эру динозавров, но и сделать для детей интерактивные игры экологической направленности «Найди лишнее», «Что из чего сделано?», «Домашние и дикие животные», «Можно - нельзя» и т.д. В этом случае, ребенку отводится ведущая роль, компьютерной мышью, согласно инструкции к заданию, озвученной взрослым, ребенок выбирает правильные ответ, кликая по ним мышью.

Презентации можно использовать в качестве фонового сопровождения, например, при прочтении стихотворения о зиме, на экране появляются зимние пейзажи, снегопад, метель, согласно тексту художественного произведения;

Еще один способ использования презентации – интерактивная книга, когда кликая на каждую страницу, изображенную на экране, курсором мыши, ребенок «переворачивает» страницу. Данные интерактивные книги можно использовать для индивидуальной деятельности с детьми, а также для самостоятельной деятельности, под контролем взрослого. Особо детям нравятся такие экологические книги, как «Мама и детеныш», «Веселый огород», «Обитатели морей и океанов», «Книга добрых дел».

Самым распространенным способом использования презентации является загадывание загадок с трансляцией правильного ответа на экране. Детям загадывают загадку, они отвечают, далее на экране появляется правильный ответ. Например, детям загадываю загадку:

 

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...


        Дети отвечают, после чего на экране появляется изображение планеты Земля. Можно вставить изображение формата GIF, тогда оно может двигаться, в случае планеты, она будет, например, крутиться вокруг своей оси, что вызовет еще больший интерес у детей.

Все эти презентации, будь-то виртуальная экскурсия, загадки, фоновое сопровождение, интерактивные игры и книги можно сделать самостоятельно, освоив несложную программу. Также вы можете ознакомиться с опытом коллег, в свободном доступе в сети Интернет имеются готовые презентации, которые после отбора вы можете использовать для работы с детьми.

- еще одной формой является использование флеш-игр. Это готовые игры, которые могут носить экологический характер, по аналогии с интерактивными играми ребенку отводится ведущая роль и при помощи мыши, ознакомившись с правилами игры из инструкции взрослого, ребенок погружается в игровое пространство, которое носит, как я уже сказала экологическую нагрузку. К флеш-играм относятся, например, раскраски по номерам. Ребенок может на компьютере раскрашивать осенний пейзаж, цветочный натюрморт и т.д.

- прослушивание песен, аудиозаписей «Звуки природы», «Шум моря», «Птицы в лесу», «Кукушка» и т.д. также благоприятно влияют на формирование культурно-экологической личности ребенка, вызывают особый интерес, развивают слуховое внимание.

При организации детско-взрослого взаимодействия с ИКТ нужно, как и во всем знать меру, не использовать несколько раз в день ИКТ-приемы, достаточно одного раза. Соблюдать СанПин, не садить детей близко к экрану телевизора, не слишком громко включать музыку и так далее.

 Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс экологического воспитания старших дошкольников эффективным, откроет новые возможности для пытливого детского ума.

Хочется отметить, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на экологическое воспитание подрастающего поколения, что в свою очередь, не может не радовать.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.