|
||||||||||||||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Институт педагогики, психологии и физической культуры Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Возрастная физиология и гигиена »
на тему: ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ (В СВЯЗИ С ПРОФИЛАКТИКОЙ И КОРРЕКЦИЕЙ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ)
Выполнил: студент группы ПФЗ-10219 Е.Е.Чередниченко Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»
Проверил: канд. биол. наук, доцент Н.В. Сажина
Курган 2020 Содержание 1. Общие представления о строении и функционировании органов пищеварения организма человека……………………………………….……….3 1.1. Значение пищеварения для организма. Общий план строения пищеварительной системы…………………………………………………...…..4 1.2. Пищеварение в ротовой полости. Ферменты слюны. Кариес, понятие, профилактика………………………………………….………………..6 1.3. Пищеварение в желудке. Ферменты желудочного сока……………………7 1.4. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении………………...…..8 1.5. Всасывание и моторная функция кишечника………………...……………10 2. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний………………………....12 2.1. Кишечные инфекции: дизентерия бактериальная, брюшной тиф, паратиф А и Б, их профилактика……………………………………………...…13 2.2. Глистные инвазии (аскаридоз, энтеробиоз), их профилактика……...……14 Основные определения и понятия……………………...……………………….17 Список литературы………………………………………………………………19
1.Общие представления о строении и функционировании органов пищеварения организма человека. Одним из наиболее значимых составляющих жизнедеятельности человека является пищеварение, ведь именно в ходе этого процесса в организм поступают необходимые белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и прочие полезные ингредиенты — своеобразные «кирпичики», на которых базируются все физиологические реакции. Именно поэтому правильная работа пищеварительной системы человека служит основой полноценного жизнеобеспечения: в ходе основных процессов, протекающих в ЖКТ, каждая клетка насыщается питательными веществами, которые впоследствии преобразуются в энергию или расходуются на метаболические нужды. Кроме того, система пищеварения отвечает ещё и за водно-электролитический баланс, регулируя норму поступления жидкости из продуктов питания. Как устроен этот сложный механизм и каким путём проходит пища по желудочно-кишечному тракту, превращаясь из привычных и хорошо знакомых блюд в миллионы молекул, полезных и не очень? Основы физиологии и анатомии пищеварительной системы организма помогут разобраться в ключевых моментах этого процесса, оценить значимость каждого этапа пищеварения и переосмыслить принципы правильного питания, которое служит залогом здоровья и полноценной работы ЖКТ. Органы и функции пищеварительной системы человека Пищеварение представляет собой совокупность механической, химической и ферментативной переработки пищевых продуктов, поступающих с повседневным рационом. Начальные этапы этого длительного процесса представлены механическим измельчением, которое значительно облегчает последующее переваривание нутриентов. Оно достигается в основном за счёт физического воздействия зубов, дёсен и ротовой полости на каждый поглощаемый кусочек. Химическое расщепление, в свою очередь, действует более тонко и скрупулёзно: под действием ферментов, которые выделяют железы системы пищеварения, мелко пережёванная пища расщепляется на составляющие ингредиенты, постепенно распадаясь на начальные нутриенты — липиды, белки и углеводы. В каждом из отделов пищеварения предусмотрена собственная внутренняя среда, которая служит основой возложенных на неё функций. Органы ЖКТ вкупе со вспомогательными железами постепенно расщепляют каждый компонент пищи, выделяя то, что необходимо организму, и отправляя оставшуюся часть поглощённой пищи в утиль. Если на каком-то из этих этапов происходит сбой, органы и системы недополучают энергетические ресурсы и, следовательно, не могут полноценно выполнять свои функции, вызывая дисбаланс всего организма. 1.1.Значение пищеварения для организма. Общий план строения пищеварительной системы. Условно все функции, возложенные на пищеварительную систему человека, можно разделить на 4 ключевые категории: 1. Механическая. Этот этап подразумевает измельчение поступающих продуктов питания для дальнейшего расщепления и обработки. 2. Секреторная. Эта функция скорее относится к комплексным и заключается в производстве ферментов, необходимых для пищеварительных процессов — желудочного и кишечного соков, желчи, слюны. 3. Всасывающая. После того как продукты расщепляются на молекулы нутриентов, пищевая цепочка не заканчивается, ещё необходимо, чтобы они усвоились в ЖКТ и смогли выполнять возложенные на них функции — энергообеспечение, метаболизм, различные физиологические процессы и т.д. 4. Выделительная. Далеко не всё, что поступает с пищей, одинаково полезно организму. В пищеварительном тракте необходимые полезные вещества отфильтровываются, а оставшаяся часть формируется в каловые массы и выводится из организма. Все эти функции выполняются поэтапно: сначала пища измельчается и смягчается за счёт жидкой части слюны, затем расщепляется на различные вещества, полезная часть которых всасывается организмом, а балластная выводится наружу. При малейшем сбое на любом из указанных этапов эта цепочка прерывается, и в этом случае возможны несколько исходов, каждый из которых сопряжён с определёнными осложнениями. Либо организм недополучает питательные компоненты, страдая от недостатка энергетических ресурсов, либо невыполненные функции компенсируются за счёт других отделов пищеварительной системы, что рано или поздно вызывает ещё более серьёзные проблемы. Поэтому очень важно знать, насколько качественно каждый орган, входящий в состав пищеварительной системы, выполняет возложенную на него функцию, от этого зависит не только полноценное пищеварение, но и здоровье организма в целом. Строение пищеварительной системы человека Все органы, относящиеся к системе пищеварения, чаще всего классифицируют, исходя из их расположения, выделяя передний, средний и задний отделы, которые описаны выше. Однако с точки зрения функциональности куда проще рассматривать пищеварительную систему как комплекс органов желудочно-кишечного тракта, по которому пища проходит основной путь от привычного блюда до полного расщепления, и ферментативную систему, отвечающую за выделение определённых веществ, значительно облегчающих продвижение и расщепление пищевых масс. 1.2. Пищеварение в ротовой полости. Ферменты слюны. Кариес, понятие, профилактика. Пищеварение начинается в ротовой полости, где происходит механическая и химическая обработка пищи. Механическая обработка заключается в измельчении пищи, смачивании ее слюной и формировании пищевого комка. Химическая обработка происходит за счет ферментов, содержащихся в слюне. В полость рта впадают протоки трех пар Крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных и множества мелких желез, находящихся на поверхности языка и в слизистой оболочке нёба и щек. Околоушные железы и железы, расположенные на боковых поверхностях языка, - серозные (белковые). Их секрет содержит много воды, белка и солей. Железы, расположенные на корне языка, твердом и мягком нёбе, относятся к слизистым слюнным железам, секрет которых содержит много муцина. Подчелюстные и подъязычные железы являются смешанными. Состав и свойства слюны У взрослого человека за сутки образуется 0,5-2 л слюны. Ее рН равна 6,8-7,4. Слюна состоит из 99% воды и 1% сухого остатка. Сухой остаток представлен неорганическими и органическими веществами. Среди неорганических веществ - анионы хлоридов, бикарбонатов, сульфатов, фосфатов; катионы натрия, калия, кальция, магния, а также микроэлементы: железо, медь, никель и др. Органические вещества слюны представлены в основном белками. Белковое слизистое вещество муцин склеивает отдельные частицы пищи и формирует пищевой комок. Основными ферментами слюны являются альфа-амилаза (расщепляет крахмал, гликоген и другие полисахариды до дисахарида мальтозы) и мальтаза (действует на мальтозу и расщепляет ее до глюкозы). В слюне в небольших количествах обнаружены также и другие ферменты (гидролазы, оксиредуктазы, трансферазы, протеазы, пептидазы, кислая и щелочная фосфатазы). Также содержится белковое вещество лизоцим (мурамидаза), обладающее бактерицидным действием. Функции слюны Слюна выполняет следующие функции. Пищеварительная функция - о ней сказано выше. Экскреторная функция. В составе слюны могут выделяться некоторые продукты обмена, такие как мочевина, мочевая кислота, лекарственные вещества (хинин, стрихнин), а также вещества, поступившие в организм (соли ртути, свинца, алкоголь). Трофическая функция. Слюна является источником кальция, Ка́риес (лат. caries гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.фосфора, цинка для формирования эмали зубов. Профилактика кариеса заключается в устранении его причин и соблюдении гигиены. Профилактику кариеса необходимо осуществлять с раннего детства, с того момента, когда у ребёнка начинают прорезаться молочные зубы, необходимо, уделять внимание правильному питанию, а также приучать ребёнка к регулярной чистке зубов. Школьникам и взрослым, необходимо чистить зубы 2 раза в сутки - утром и вечером. Желательно их чистить и после обеда. являются депонирование 1.3. Пищеварение в желудке. Ферменты желудочного сока. Пищеварительными функциями желудкапищи, ее механическая и химическая обработка, постепенная порционная эвакуация содержимого желудка в кишечник. Пища, находясь в течение нескольких часов в желудке, набухает, разжижается, многие ее компоненты растворяются и подвергаются гидролизу ферментами желудочного сока. Желудочный сок обладает также антибактериальным действием. Ферменты слюны действуют на углеводы пищи, находящиеся в центральной части пищевого содержимого желудка, куда еще не поступил желудочный сок, прекращающий действие этих ферментов. Ферменты желудочного сока действуют на белки пищевого содержимого в зоне непосредственного контакта со слизистой оболочкой желудка и на небольшом удалении от нее, куда поступил желудочный сок. Желудочный сок — сложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка. В состав желудочного сока человека входят многочисленные компоненты: ферменты, соляная кислота, слизь, вещества белковой структуры. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке осуществляется с участием секретов печени и поджелудочной железы. 1.4. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой. Строение и функции печени Снаружи печень покрыта капсулой. В углублении нижней поверхности печени расположен желчный пузырь в виде мешочка объемом 40-70 мл. Проток его сливается с общим желчным протоком печени. Ткань печени состоит из долек, которые в свою очередь состоят из печеночных клеток — гепатоцитов, имеющих многоугольную форму. В них непрерывно вырабатывается желчь, собирающаяся в микроскопические протоки, сливающиеся в один общий. Он открывается в двенадцатиперстную кишку, по которой сюда поступает желчь. За сутки ее выделяется 500-1200 мл. Этот секрет образуется в печеночных клетках и оттекает непосредственно в кишку (печеночная желчь) или в желчный пузырь, где накапливается (пузырная желчь). Оттуда желчь поступает в кишку по мере надобности, в зависимости от наличия и состава принятой пищи. Если не происходит пищеварения, желчь собирается в желчном пузыре. Здесь она концентрируется за счет всасывания из нее воды, становится более вязкой и мутной по сравнению с печеночной. Желчь обладает свойством активировать пищеварительные ферменты кишок, а также эмульгировать жиры и, таким образом, увеличивает поверхность взаимодействия ферментов (липаз) с жирами, облегчая их расщепление. Желчь губительно действует на микроорганизмы, препятствуя их размножению. В состав желчи входят: вода, желчные кислоты, желчные пигменты, холестерин, жиры, неорганические соли, а также ферменты (главным образом — фосфатазы). Помимо участия печени в пищеварении, обмене углеводов, белков, жиров, витаминов она обладает такими ведущими функциями, как защитная и обезвреживающая. В печени обезвреживаются: Токсины кишок (фенолы); азотистые продукты распада белков; алкоголь; синтезируется мочевина; моносахариды превращаются в гликоген; Кроме этого, печень выполняет и определенную выделительную функцию. С желчью выводятся такие продукты обмена веществ, как мочевая кислота, мочевина, холестерин, а также гормон щитовидной железы — тироксин. В эмбриональном периоде развития печень выполняет роль органа кроветворения. Теперь известно, что в печени синтезируются почти все белки плазмы крови — альбумины, глобулины, фибриногены, протромбин и многие ферменты. В этой железе происходит обмен холестерина и витаминов, отсюда видно, что печень ведущая биохимическая «фабрика» организма и нуждается в бережном отношении к ней. К тому же ее клетки очень чувствительны к алкоголю. Строение и функции поджелудочной железы Строение поджелудочной железы Поджелудочная железа расположена позади желудка, за что и получила такое название, в изгибе двенадцатиперстной кишки. Длина ее 12-15 см. Состоит из головки, тела и хвоста. Покрыта тончайшей капсулой и имеет дольчатое строение. Дольки состоят из железистых клеток, где синтезируются разнообразные пищеварительные ферменты. Эта железа обладает двумя видами секреции — внешней и внутренней. Внешнесекреторная роль этой железы в том, что она вырабатывает поджелудочный сок, содержащий исключительно важные ферменты пищеварения, поступающие в двенадцатиперстную кишку: трипсин, химотрипсин, липазу, амилазу, мальтазу, лактазу и др. Фактически железа «нафарширована» ферментами. Поэтому приостановление их выделения при повреждениях этого органа сопровождается самоперевариванием ее ткани в течение нескольких часов. Сок поджелудочной железы бесцветный, прозрачный, обладает щелочной реакцией. В норме он стекает в мелкие протоки, которые соединяются в главный проток железы, открывающийся в двенадцатиперстную кишку рядом или вместе с общим желчным протоком. 1.5. Всасывание и моторная функция кишечника. Всасывание – это функция пищеварительной системы, которая заключается в усвоении организмом питательных веществ в составе пищи. Процесс обеспечивается путем активного или пассивного транспорта веществ через стенку органов желудочно-кишечного тракта. Всасывание происходит по всей поверхности пищеварительной системы, однако в некоторых отделах оно идет наиболее активно. В частности, интенсивность процесса самая высокая в толстом и тонком кишечнике. Здесь происходит усвоение следующих веществ: Аминокислоты. Вещества представляют собой компоненты белковых молекул. Углеводы. Большие молекулы углеводов (полисахариды), которые содержатся в пище, разлагаются на простейшие молекулы – глюкозу, фруктозу и другие моносахариды. Они проходят через стенку кишечника и поступают в кровь. Глицерин и жирные кислоты. Данные вещества являются составляющими всех жиров, как животных, так и растительных. Их усвоение происходит очень быстро, так как компоненты легко проходят через кишечную стенку. Таким же образом происходит всасывание холестерина. Вода и минеральные вещества. Основным местом всасывания воды является толстый кишечник, однако и в отделах тонкого кишечника идет активное усвоение жидкости и необходимых микроэлементы. Всасывание в толстом кишечнике Основными продуктами для всасывания в толстом кишечнике являются: Вода. Жидкость свободно проходит через мембраны клеток, составляющих стенку органа. Процесс протекает по закону осмоса и зависит от концентрации воды в слизистой толстого кишечника. Благодаря правильному распределению жидкости и солей вода активно поступает в организм и попадает в кровь. Минеральные вещества. Одной из важнейших функций толстого кишечника является усвоение минеральных веществ. Это могут быть соли калия, кальция, магния, натрия и других жизненно важных микроэлементов. Большое значение имеют и фосфаты – производные фосфора, из которых в организме синтезируется основной источник энергии, АТФ. 2. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Желудочно-кишечное заболевание возникает от: 1. Неправильное питание, не соблюдение режима питание. Как еще называют: "кушаешь что попало". 2. Большое употребление алкоголя, разными напитками, кофе. 3. Стрессы. Нервы. Они тоже являются причиной разных болезней. 4. Заболевания (сахарный диабет, к примеру говоря). Но вообще, главная причина этих заболеваний является неправильный режим питания.
Чтобы предотвратить эту болезнь, нужно соблюдать некоторые правила, которые кажется очень простыми, хотя кроют в себе много трудностей. 1. рациональное питание. Выбирать только полезные продукты и отказываться от вредных. Например, вместо майонеза возьмите сметану к борщу. Консервы, сдобная выпечка, фаст-фуд, жареное, чипсы, полуфабрикаты и продукты с большим содержанием химических добавок и т. п. ведут к этой болезни. 2. отказ от вредных привычек. Например: алкоголя, кофе, разных газированных напитков. 3. осторожное и бережное отношение к лекарствам и другим медицинским процедурам и продуктам. Например, не есть много аскорбинок (хотя они такие вкусные :Р). 4. борьба с лишним весом. Это тоже может предотвратить болезнь. 5. своевременное посещение врачей. 6. отсутствие нервов и присутствие спокойствия. Ко всему нужно относиться спокойно. 2.1. Кишечные инфекции: дизентерия бактериальная, брюшной тиф, паратиф А и Б, их профилактика. Брюшной тиф и паратифы А и В- острые инфекционные болезни бактериальной природы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В относятся к семейству кишечных бактерий рода сальмонеллы. Оптимальная температура развития тифопаратифозных бактерий 37°С, но они могут развиваться и при 25-40°С. Эти бактерии выдерживают нагревание до 50 °С на протяжении 60 мин, до 58-60 °С - 30 мин, до 80 °С - 10-15 мин., при 100 °С гибнут мгновенно. Из организма больного человека возбудители этих инфекций выделяются во внешнюю среду вместе с испражнениями, мочой и слюной. Для этих инфекций характерны контактно-бытовой, водный и пищевой факторы передачи. Возбудители брюшного тифа и паратифов сравнительно долго сохраняют жизнеспособность в пищевых продуктах. Эти бактерии в зависимости от вида продукта и условий его хранения могут оставаться жизнеспособными в нем на протяжении нескольких дней, месяцев и даже лет. Заражение возбудителями брюшного тифа и паратифов крайне опасно, так как в отдельных продуктах эти возбудители могут не только долгосрочно сохраняться, но и размножаться. Для тифопаратифозных заболеваний характерная сезонность: наибольшее количество случаев регистрируется в летне-осенний период. Это поясняется тем, что в этот период условия для выживания и размножение бактерий во внешней среде, в том числе и в пищевых продуктах, наиболее благоприятные. Дизентерия - инфекционное заболевание бактериальной природы. В настоящее время известно много самостоятельных видов дизентерийных палочек, среди которых более всего распространенны возбудители Григорьева-Шига, Флекснера и 3онне и др. Начиная с 50-х годов прошлого столетия и до сих пор превалирует циркуляция палочек Зонне. Дизентерийные палочки недвижимые, спор и капсул не образуют, по способу дыхания - факультативные анаэробы. Оптимальная температура их развития 37°С. Однако, палочки Зонне могут развиваться при температуре 40-45°С. Устойчивость разнообразных видов дизентерийных палочек во внешней среде неодинакова. К более устойчивым относится дизентерийная палочка Зонное. Она сохраняет жизнеспособность в речной воде на протяжении 6-35 дней, в колодезной - до 26, в водопроводной - до 92 дней. На поверхности тела мухи и в ее кишечнике палочка жизнеспособна на протяжении 2-5 дней. В отличие от других видов возбудителей дизентерии палочка Зонне может не только продолжительное время выживать, но и размножаться в пищевых продуктах. Кроме того, возбудитель дизентерии Зонне отличается меньшей патогенности, чем другие виды, и потому преимущественно вызывает легкие и атипичные формы заболевания, которые нередко остаются невыясненными и представляют опасность для окружающих. Особенно опасны больные или бактерионосители, которые работают на предприятиях общественного питания. 2.2. Гельминтоз – широко распространенное среди детей заболевание, вызываемое гельминтами (глистами). В организме человека гельминты паразитируют во многих органах и тканях, но чаще всего их обнаруживают в желудочно-кишечном тракте, где они питаются содержимым кишечника, тем самым поглощая питательные компоненты, предназначенные человеку. Паразиты в организме ребенка приводят к снижению иммунитета и осложнениям течения разных заболеваний, а также могут вызывать ряд болезненных симптомов. Основная причина заражения гельминтами – нарушение правил личной гигиены, плохое санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды (помещений, местности, предметов личной гигиены и др). Среди гельминтозов у детей чаще всего встречаются острицы, аскариды, власоглавы и карликовые цепни. Аскаридоз Аскариды – крупные круглые гельминты, раздельнополые, белого цвета, обитают в тонком кишечнике. Заражение аскаридами происходит при попадании в организм личинок через рот (с питанием или питьем). Освободившись от личинки, аскарида проникает через стенки кишечника в кровь, по воротной вене с током крови попадает в сосуды печени, откуда через нижнюю полую вену и легочную артерию проникает в легкие. Через тонкие стенки альвеол личинка попадает в бронхи, потом в трахею, глотку, и уже оттуда с пищей и слюной попадает обратно в желудочно-кишечный тракт, где и происходит ее дальнейшее развитие до стадии зрелости. Приблизительный цикл развития аскарид в организме человека составляет примерно 60-75 дней. При этом различают две фазы развития – миграционная и кишечная. В миграционной фазе развития, как правило, отсутствуют какие-либо характерные симптомы. В некоторых случаях у детей может развиваться быстро проходящая пневмония или бронхит на фоне субфебрильной температуре и незначительном кашле. Иногда первая фаза аскаридоза может сопровождаться возникновением на коже зудящей сыпи, повышением температуры тела, повышенным количество эозинофилов в крови (эозинофилией). Клиническая картина аскаридоза в кишечной фазе зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от количества паразитов. Основные симптомы: плохой аппетит, нарушения сна, раздражительность, чрезмерная усталость, возможны расстройства стула, тошнота, рвота. При этом у ребенка бледная кожа, частые боли в животе, потеря веса. При аскаридозе осложнения очень тяжелые, но возникают очень редко (перитонит, кишечная непроходимость). Основной критерий диагностики заболевания – яйца аскарид в кале. Лечение аскаридоза подразумевает прием противогельминтных препаратов (например, пиперазин) и кислородотерапию, которую проводят в медицинском учреждении. Отметим, что противогельминтные препараты может назначить только врач. Энтеробиоз Возбудителем энтеробиоза являются острицы – разнополые круглые гельминты небольших размеров, которые паразитируют в слепой кишке, ободочной части восходящей ободочной кишки и нижних отделах толстого кишечника. Когда ребенок спит, самка острицы с большим количеством личинок (до 12000) спускается в прямую кишку, через анальное отверстие проникает в перианальные складки (складки вокруг заднего прохода), куда и откладывает яйца, после чего погибает. Продолжительность жизни остриц длятся примерно 3-4 недели. Отложенные личинки созревают в течение 4-6 часов. Зараженное личинками остриц нательное и постельное белье руками ребенка и взрослых, ухаживающих за ребенком, а также при попадании яиц во внешнюю среду (например, с мухами) приводят к распространению энтеробиоза. Главный симптом энтеробиоза – зуд в области анального отверстия, сначала ночью, потом (при большем заражении) постоянный мучительный зуд, расчесы в области заднего прохода. Может появляться кашицеобразный стул. При длительном течении энтеробиоза общее состояние ухудшается – у ребенка нарушается аппетит, сон, появляется раздражительность. У девочек, из-за попадания остриц в половые органы, могут развиваться тяжелые воспалительные процессы слизистой оболочки влагалища и наружных половых органов. Лечение энтеробиоза в большинстве случаев ограничивается проведением санитарно-гигиенических мероприятий: на протяжение 5-7 дней ребенку перед ночным сном ставят клизму (вода с ½ чайной ложки столовой соды). Ребенок должен спать в легких трусиках. Постельное и нательное белье необходимо проглаживать каждый день. Также врач может назначить противогельминтную терапию (нафтамон, пиперазин, эфирный экстракт корневищ мужского папоротника и др). Если ребенка беспокоит сильный зуд, врач может назначить супрастин, димедрол, а также смазывание перианальной области специальной мазью (анастетиком). Определения и понятия. Ротова́я по́лость (лат. cavum oris) — начальный участок переднего отдела пищеварительной системы человека (о ротовой системе животных см. статью Рот). Служит для приёма пищи и её первичной обработки (включающей механическое измельчение при пережёвывании и начальный этап переваривания, в ходе которого содержащиеся в пище полисахариды расщепляются под действием амилазы и мальтазы, присутствующих в слюне). В результате образуется пищевой комок, поступающий через глотку в пищевод. Желудочный сок — сложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка. Гло́тка (лат. pharynx) — воронкообразный канал длиной 11—12 см, обращённый кверху широким концом и сплющенный в переднезаднем направлении. Верхняя стенка сращена с основанием черепа. Сзади глотка прикрепляется к глоточному бугорку базилярной части затылочной кости, по бокам — к пирамидам височных костей, затем к медиальной пластинке крыловидного отростка. На уровне VI шейного позвонка глотка, суживаясь, переходит в пищевод. Гастри́н — гормон, производимый G-клетками желудка, расположенными в основном в пилорическом отделе желудка, а также G-клетками поджелудочной железы Пищево́д (лат. œsóphagus) — часть пищеварительного канала. Представляет собой сплющенную в переднезаднем направлении полую мышечную трубку, по которой пища из глотки поступает в желудок. Реннин (химозин) — фермент из класса гидролаз, который вырабатывается в желудочных железах некоторых млекопитающих. У жвачных животных вырабатывается железами сычуга (4-го отдела желудка), отсюда одно из его тривиальных названий — сычужный фермент. Желу́док (лат. gaster, др-греч. γαστήρ) — полый мышечный орган, часть пищеварительного тракта, лежит между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Пе́чень (лат. jecur, jecor, hepar, др.-греч. ἧπαρ) — жизненно важная железа внешней секреции позвоночных животных, в том числе и человека, находящаяся в брюшной полости (полости живота) под диафрагмой и выполняющая большое количество различных физиологических функций. Печень является самой крупной железой позвоночных. Кише́чник (лат. intestinum) — орган пищеварения и выделения многоклеточных животных, включая человека. Находится в брюшной полости. Амила́за (др.-греч. ἄμυλον — крахмал) — фермент, гликозил-гидролаза, расщепляющий крахмал до олигосахаридов, относится к ферментам пищеварения.
Список литературы 1. Белецкая, В.И. Школьная гигиена: учебное пособие / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М: Просвещение, 1983. - 160 с. 2. Великанова, Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене: учебyное пособие / Л.К. Великанова, А.А. Гуминский, В.Н. Загорская [и др.]. - М., 1992.- 132 с. 3. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 352 с. - Доступ из ЭБС «znanium.com». 4. Основы физиологии здоровья / Под ред. Ф.Н. Зусмановича, А.П. Кузнецова, А.В. Речкалова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 342 с. 5. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие / М.Р. Сапин, З.Т. Брыксина. - М.: Академия, 2012. – 453 с. 6. Тюрикова Г.Н. Анатомия и возрастная физиология [Электронный ресурс]: учебник / Г.Н. Тюрикова, Ю.Б. Тюрикова. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 178 с. — Доступ из ЭБС «znanium.com». 7. Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1988. 8. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М: Просвещение,1990. – 319 с.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Оценка индивидуального уровня здоровья. Цель работы: оценить состояние индивидуального уровня физического здоровья, уровня функциональных возможностей организма с помощью ряда критериев. Задание: 1. Провести оценку уровня здоровья по представленной методике доктора медицинских наук В.А. Иванченко. 2. Просуммировать полученные баллы в таблице 2. 3. Сделать заключение о Вашем уровне здоровье по модифицированной классификации состояния здоровья человека, предложенной академиком Р.М. Баевским. Оборудование: секундомер, ростомер, весы. 1.Определение индивидуального уровня здоровья (по В.А. Иванченко, 1994 г.) Ход работы: Оценка ведется в условных единицах – баллах или очках – по следующим признакам:1)Оценка по возрасту. Каждый год до 20 лет дает один балл. От 20 до 40 лет баллы не прибавляются. После 40 лет за каждый прожитый год отнимается один балл от 40. Например, для возраста 50 лет дается оценка 30 баллов (40 - 10). 2)Оценка по соотношению роста и массы тела. Согласно формуле, должный вес = рост-100. Если истинный вес превышает должный более чем в 5 килограммов, то от оценки здоровья отнимается 30 баллов. Если истинный вес меньше должного на 5-10 кг, то оценка увеличивается на 5 баллов. 3)Оценка по фактору риска - курению. Некурящие получают дополнительно 30 баллов. 4)Оценка фактического здоровья по пульсу. Если пульс в состоянии покоя ниже 90 уд/мин, то за снижение его на один удар в минуту к общей сумме всех показателей прибавляется 1 балл. Если пульс в состоянии покоя превышает 90 уд/мин, то за каждый лишний удар из оценки здоровья вычитается 1 балл. 5)Оценка фактического здоровья по скорости восстановления пульса после дозированных нагрузок. Для этого необходимо подсчитать пульс в покое и после двухминутного бега в темпе - 180 шагов в минуту - через четыре минуты отдыха. Если пульс полностью восстановился, к оценке здоровья приплюсовывается 30 баллов. Если пульс выше исходного, значит, восстановление неполное, резервы сердечно-сосудистой системы невелики, и от 30 минусуется избыточное число ударов, а остаток прибавляется к общей оценке здоровья. 6)Оценка здоровья по загруженности активной физической деятельностью и выносливости организма. Если вы регулярно занимаетесь оздоровительным бегом, ходьбой, плаваете в бассейне или ездите на велосипеде, 11 выполняете утреннюю гигиеническую гимнастику, то к общей сумме прибавляется 10 баллов. Если вы ведете малоподвижный образ жизни, привыкли ездить на машине и не ходите пешком, словом, у 61-100. Оценка уровня здоровья. Сложим все шесть полученных показателей. Оценку уровня здоровья можно произвести по модифицированной классификации состояния человека, предложенной академиком P.M. Баевским (табл. 1). Таблица 1 Оценка уровня здоровья
Таблица 2 2. Протокол работы
3. По проделанной работе можно оценить уровень моего здоровья. Уровень свидетельствуют о промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью (в таком состоянии находится 50-80% практически здоровых людей). Данное состояние можно скорректировать образом жизни. Например (заниматься оздоровительным бегом, ходьбой, плавать в бассейне или ездить на велосипеде). ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца. Методика: для диагностики состояния отделов стопы необходимо снять опечаток ее подошвенной части – плантограмму. Мокрой или смазанной кремом стопой встаем на лист чистой бумаги размером не менее 30 - 40 см, полученный отпечаток стопы обводим карандашом. После этого проводим оценку плантограмы по методу В. А. Яралова-Яралянца (рис. 1). Оснащение: лист бумаги, вода, линейка, карандаш. Оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца (рис. 1) АВ – линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; АС – линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком.
Отчет по проделанной работе. Сделанная мною плантограмма по методу В.А. Яралова-Яралянца показывает, что изгиб контура отпечатка сто
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|