![]()
|
|||||||
Достижения метапредметных результатовДостижения метапредметных результатов в обучении химии Вахрамеева Лариса Леонидовна МБОУ «Казанковская СОШ» Модернизация школьного образования приводит нас к переходу образовательных учреждений на инновационный путь развития, где предполагается пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Метапредметные образовательные результаты учеников обязывают учителя обеспечивать, проверять и оценивать работу учеников, начиная с начальной школы. Включение метапредметности в ФГОС, является прогрессивным шагом в современном образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено метапредметным результатам или по-другому, под метапредметным результатом можно понимать – универсальные учебные действия, которые дополняют «портрет современного выпускника школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т. д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной). В настоящее время в теории и практике химии усиливается внимание к метапредметным результатам, которые формируются при усвоении химического содержания. Метапредметные результаты обучения, установленные ФГОС, направлены для обеспечения самостоятельности и активности подростка в планировании и осуществлении учебной деятельности, решении важных проблем, организации учебного сотрудничества. Для обеспечения достижения метапредметных результатов важно использовать рабочие тетради со специальными заданиями, направленные на их формирование, развитие и диагностику на химическом материале. Планируемые метапредметные результаты могут быть достигнуты только при условии специальной работы учителя, направленной на организацию самостоятельного освоения учащимися общеучебных умений. Умения, которые формируются у ученика в ходе реализации системно-деятельностного подхода, в стандартах нового поколения обозначаются как метапредметные результаты. Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по химии являются: 1. Владение универсальными естественно-научными способами деятельности; 2. Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций; 3. Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; 4. Умения определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 5. Использование различных источников для получения химической информации. Деятельность учителя в процессе обучении химии должна быть направлена, на достижение обучающимися личностных и предметных результатов. Говорить о совершенстве учебной литературы по химии еще рано, идеальных УМК комплектов не существует, они все разные имеют свои достоинства и недостатки. УМК О.С. Габриеляна достаточно хорошо продуман, разработан и оснащен. Он включает в себя кроме учебника «Настольную книгу учителя», которая содержит поурочные разработки с подробным описанием химического эксперимента. Пособия О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова для 8-11 классов «Химия в тестах, задачах, упражнениях» - это сборники вопросов, задач, тестовых заданий и упражнений содержат материал для базового, профильного и углубленного изучения химии. Каждая глава пособия содержит несколько тем, состоящих из наборов теоретических вопросов и трех вариантов тестов. В конце каждой главы имеются резервные задания и проверочные работы, сконструированные по типу ЕГЭ. Ко всем тестовым заданиям даны ответы. К учебнику О.С. Габриеляна разработаны «Контрольные проверочные работы по химии», предназначенные для проведения на уроках текущего и тестового контроля по основным темам курса. В связи с этим для формирования, развития, совершенствования и достижения метапредметных результатов разрабатывается комплекс заданий по программе школьного курса химии. Позволяющих устанавливать связь между учебным материалом по химии и повседневной жизнью человека, способностью анализировать и оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения окружающей среды и здоровья людей. 1.Проблемное задание Ученые считают, что негативное воздействие на окружающую среду будет минимальным при производстве метилового спирта из природного газа с низким уровнем содержания серы. По своему отрицательному воздействию на окружающую среду и человека сера (точнее, ее соединения) стоит на одном из первых мест. Основной источник загрязнения серой – сжигание каменного угля и других видов топлива, содержащих серу. При этом около 96% серы, содержащейся в топливе, попадает в атмосферу в виде сернистого газа SO2. В атмосфере сернистый газ постепенно окисляется до оксида серы (VI). Оба оксида – и оксид серы (IV), и оксид серы (VI) – взаимодействуют с парами воды с образованием кислотного раствора. Затем эти растворы выпадают в виде кислотных дождей. Оказавшись в почве, кислотные воды угнетают развитие почвенной фауны и растений. В результате создаются неблагоприятные условия для развития растительности, особенно в северных регионах, где к суровому климату добавляется химическое загрязнение. В результате гибнут леса, нарушается травяной покров, ухудшается состояние водоемов. Кислотные дожди разрушают изготовленные из мрамора и других материалов памятники, более того, они вызывают разрушение даже каменных зданий и изделий из металлов. Задания: 1. Напишите уравнение реакции, которые описаны в тексте. Составьте электронный баланс. 2. Приготовьте сообщение о современном промышленном способе получения угля и его применении в быту и промышленности. 3. Какие кислоты соответствуют оксидам серы? Напишите распад на ионы сернистой и серной кислот в водном растворе. 4. Вычислите массовую долю серы в сернистой и серной кислоте. При выполнении задания учащиеся проявляют следующие УУД: ставят цель, планируют пути достижения цели, используют различные способы поиска информации. Они учатся действовать в условиях неопределенности: на основании найденной информации им нужно сделать ряд умозаключений. Учащиеся хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения учащимися современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. 2. Экспериментальные творческие задания. Творческие задачи решаются в условиях самоорганизации и саморазвития. Решая творческие задачи, учащиеся преодолевают интеллектуальные трудности, происходит развитие познавательной и творческой активности, волевых качеств, творческой мотивации и целеустремлённости. Творческие задачи целесообразно решать в условия сотрудничества нескольких учащихся. В процессе поиска у учащихся возникает потребность поделиться своей идеей. Например, загрязнение атмосферы токсичными соединениями опасно не только для здоровья человека, оно грозит разрушением и произведений искусства. Серебро со временем темнеет. Причина этого явления – реакция ионов серебра с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида серебра – соединения чёрного цвета. Предложите способ очистки серебряных изделий. В качестве примера контроля и оценки составляющих образованности школьников в процессе обучения химии можно привести диагностики уровня учебных достижений по теме «Сера и ее соединения»: 1. В результате, каких химических реакций образуются кислотные дожди? 2. Могут ли кислотные дожди образоваться за счет оксидов углерода, содержащихся в воздухе? 3. Предложите несколько способов снижения выбросов соединений серы в атмосферу и снижения вероятности кислотных дождей. 4. В результате каких реакций в воздухе образуются оксиды серы? 5. Какие полезные ископаемые могут участвовать в образовании сернистого газа, серного ангидрида? Пример. Текст. В США работники газопроводов для выявления утечки природного газа из труб используют обоняние грифов-индеек. С этой целью в газ добавляют вещество с запахом тухлого мяса. Грифы, питающиеся падалью, начинают кружить над местом утечки. Обходчику легко заметить крупных птиц и найти соответствующее место. Условие задачи по данному тексту. Бесконечная нить газопровода пересекает огромные пространства. Время от времени в трубе образуются микротрещины. Их важно быстро обнаружить. Строить дорогостоящие системы с тысячами датчиков? А можно ли сделать так, что бы природа сама подсказала место утечки газа? Например, птицы слетались бы к аварийному месту, тем самым указывая его обслуживающему персоналу. Но природный газ птиц не привлекает. Как быть? В завершение хочу сказать, профессионализм учителя заключается еще в том, чтобы представлять материалы так, чтобы ученик думал, что он сам до этого дошел. Очень важно создавать ситуацию успеха. Усвоение детьми содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития их личности, их индивидуальности. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с химией как таковой, но именно она может стать пространством для его личностного роста.
|
|||||||
|