Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



 

I. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. К естественным биогеоценозам относят

  1) болото
  2) дубраву
  3) ельник
  4) огород
  5) пастбище
  6) сад

2. Агроценоз в отличие от биогеоцена характеризуется

  1) короткими цепями питания
  2) разветвленными цепями питания
  3) незамкнутым круговоротом веществ
  4) преобладанием монокультур
  5) замкнутым круговоротом веществ
  6) большим видовым разнообразием

3. В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

  1) майскими жуками
  2) черемухой
  3) грибами
  4) шиповником
  5) орешником
  6) мышами
4. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят  
  1) газообмен между организмами и внешней средой
  2) образование углеводов при фотосинтезе
  3) выделение продуктов обмена
  4) хемосинтез
  5) транспирацию
  6) расщепление органических веществ при дыхании

 

 
  5. Биогеоценоз пресного водоема характеризуется  
  1) наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне
  2) наличием водоросли-ламинарии
  3) наличием цветковых растений на мелководье
  4) отсутствием хищников
  5) малым разнообразием видов
  6) замкнутым круговоротом веществ

 

 

 

6. В экосистеме смешанного леса к консументам первого порядка относятся

  1) лоси, зубры
  2) кроты, бурозубки
  3) зайцы, косули
  4) клесты, снегири
  5) волки, лисицы
  6) синицы, поползни

7. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

  1) длинные цепи питания
  2) продуценты изымаются из круговорота
  3) небольшое число видов
  4) осуществляется саморегуляция
  5) замкнутый круговорот веществ
  6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

8. Среди экологических факторов укажите биотические.

  1) наводнение
  2) конкуренция между особями вида
  3) понижение температуры
  4) хищничество
  5) недостаток света
  6) образование микоризы

  9. В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

  1) березами и елями
  2) березами и грибами-трутовиками
  3) тлями и муравьями
  4) ежами и насекомоядными птицами
  5) березами и подберезовиками
  6) черемухой и опыляющими ее мухами

10. В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют

  1) ели, лиственницы
  2) копытень, кислица
  3) шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы
  4) мхи, папоротники
  5) личинки насекомых, дождевые черви
  6) бактерии гниения

11. Биогеоценозы характеризуются:

  1) сложными пищевыми цепями
  2) простыми пищевыми цепями
  3) отсутствием видового разнообразия
  4) наличием естественного отбора
  5) зависимостью от деятельности человека
  6) устойчивым состоянием

12. Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности

  1) белок
  2) лисиц
  3) ласок
  4) дроздов
  5) паразитов
  6) кротов

13. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

  1) сокращение численности сов, ежей, лис
  2) большой урожай семян ели
  3) увеличение численности паразитов
  4) рубка деревьев
  5) глубокий снежный покров зимой
  6) уменьшение численности паразитов

14. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

  1) более плодородная почва
  2) больше видов
  3) более длинные и разветвленные цепи питания
  4) есть продуценты, консументы и редуценты
  5) замкнутый круговорот веществ
  6) сложные пищевые сети

15. В водной экосистеме по сравнению с наземной

  1) стабильный тепловой режим
  2) низкая плотность среды
  3) пониженное содержание кислорода
  4) высокое содержание кислорода
  5) резкие колебания теплового режима
  6) низкая прозрачность среды
16. К сокращению численности травянистых растений в лесу могут привести следующие антропогенные факторы:

  1) увеличение численности лосей и зубров
  2) вытаптывание растений туристами
  3) увеличение нор грызунов
  4) сбор редких растений для букетов
  5) вырубка дуплистых деревьев
  6) загрязнение среды обитания растений

17. Поле капусты – неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

  1) отсутствуют пищевые сети
  2) преобладают продуценты одного вида
  3) небольшое число видов
  4) нет пищевых цепей
  5) короткие цепи питания
  6) отсутствуют редуценты

Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на

 
  1) сохранение и восстановление численности отдельных видов
  2) сокращение численности хищников в экосистемах
  3) создание агроэкосистем
  4) сохранение видового разнообразия
  5) предотвращение загрязнения окружающей среды
  6) внедрение новых видов в экосистемы
 

18. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

 
  1) сокращении численности деревьев в результате вырубки
  2) ограничении численности растительноядных животных хищниками
  3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей
  4) зависимости численности белок от урожая желудей
  5) полном уничтожении волками популяции кабанов
  6) ограничении роста численности мышей хищниками
 

19. В естественной экосистеме

 
  1) разнообразный видовой состав
  2) несбалансированнный круговорот веществ
  3) незамкнутый круговорот веществ
  4) замкнутый круговорот веществ
  5) разветвленные пищевые цепи
  6) среди консументов преобладают хищники
 

20. В пищевых цепях экосистем

  1) часть содержащейся в пище энергии используется на жизнедеятельность организмов
  2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается
  3) вся энергия пищи преобразуется в химическую
  4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ
  5) происходит колебание численности популяций
  6) от звена к звену биомасса уменьшается

21. В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит

  1) адаптация
  2) обмен веществ
  3) раздражимость
  4) рост и развитие
  5) размножение
  6) историческое развитие

22. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?

  1) рождение детёнышей и выкармливание их молоком
  2) дыхание атмосферным воздухом
  3) обтекаемая форма тела
  4) превращение передних конечностей в ласты
  5) разделение полости тела диафрагмой
  6) толстый слой подкожного жира

23. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

  1) вырубка деревьев
  2) увеличение затенённости
  3) недостаток влаги в летний период
  4) сбор дикорастущих растений
  5) низкая температура воздуха зимой
  6) вытаптывание почвы

24. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

  1) аккумулируют солнечную энергию
  2) потребляют органические вещества
  3) синтезируют органические вещества из неорганических
  4) преобразуют органические вещества
  5) освобождают заключенную в органических веществах энергию
  6) разлагают органические остатки

 

25. В агроэкосистеме ячменного поля, как и в любой другой экосистеме,

  1) имеются продуценты, консументы и редуценты
  2) образуются разветвлённые цепи питания
  3) осуществляется замкнутый круговорот веществ
  4) образуются пищевые связи
  5) используется солнечная энергия
  6) осуществляется саморегуляция

 

26. В биогеоценозе гетеротрофы, в отличие от автотрофов,

  1) выполняют роль консументов или редуцентов
  2) являются продуцентами или производителями
  3) извлекают органические вещества из пищи
  4) превращают органические остатки в минеральные соединения
  5) увеличивают запас молекулярного кислорода в атмосфере
  6) обеспечивают смену экосистем

 

27. К естественным биогеоценозам относят

  1) банановую плантацию
  2) вишнёвый сад
  3) заливной разнотравный луг
  4) пшеничное поле
  5) сосняк-зеленомошник
  6) сфагновое болото

 

     

 

 

28. Установите соответствие между признаком и функциональной группой

ПРИЗНАК   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б) синтезируют органические вещества из неорганических
В) в клетках содержат фотосинтетические пигменты
Г) питаются готовыми органическими веществами
Д) являются сапротрофами
Е) разлагают органические вещества до минеральных
 
1) продуценты
2) редуценты

29. Установите соответствие между животным и его ролью в биогеоценозе тайги.

 
     

 

 

ЖИВОТНОЕ   РОЛЬ В БИОГЕОЦЕНОЗЕ
А) кедровка
Б) ястреб-тетеревятник
В) обыкновенная лисица
Г) благородный олень
Д) обыкновенная белка
 
1) консумент 1 порядка
2) консумент 2 порядка

30. Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей.

 
         

 

 

1) бурное размножение одноклеточных водорослей и цианобактерий
2) увеличение концентрации минеральных веществ в воде
3) массовая гибель рыб и других организмов
4) снижение содержания кислорода в воде
5) отмирание и гниение одноклеточных организмов

31. Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя всех названных представителей:

 
         

 

 

1) полевой слизень
2) обыкновенный ёж
3) серая жаба
4) листья капусты
5) обыкновенная лисица

32. Установите последовательность этапов зарастания озера и превращения его в болото.

 
         

 

 
1) обмеление водоёма
2) изменение растительности и животного мира биоценоза
3) образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде
4) образование большого количества ила
 
 

33. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

 
     

 

 
ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) высокая плодовитость
Б) развитие органов чувств
В) развитие со сменой хозяина
Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)
 
1) свободноживущие
2) паразиты
 
 
     

 

34. Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКА   ТИП ЭКОСИСТЕМ
А) преобладают растения одного вида
Б) обитает большое разнообразие видов
В) осуществляется саморегуляция численности популяций
Г) круговорот веществ незамкнутый
Д) большую роль играет антропогенный фактор
Е) пищевые цепи длинные
 
1) природная экосистема
2) агроэкосистема

35. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И. Вернадского.

 
     

 

 
ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
А) известняк
Б) базальт
В) глина
Г) нефть
Д) каменный уголь
 
1) биогенное
2) косное

36. Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В.И. Вернадского.

 
     

 

 

ПРИРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
А) морская соль
Б) морской ил
В) глина
Г) почва
Д) гранит
Е) морской ёж
 
1) биокосное
2) косное
3) живое

37. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).

 
       

 

 
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами

38. Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.

 
     

 

 
ЖИВОТНЫЕ   ТИП ОТНОШЕНИЙ
А) муравьи и тля
Б) носорог и воловья птица
В) жук-плавунец и малёк рыбы
Г) щука и карась
Д) уж и лягушка
 
1) симбиоз
2) хищник – жертва

39. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и средой, в которой он сформировался.

 
     

 

 
ПРИЗНАК   СРЕДА
А) подвижные веки
Б) жабры с жаберными крышками
В) тазовый пояс
Г) шейный отдел позвоночника
Д) боковая линия
Е) двухкамерное сердце
 
1) водная
2) наземно-воздушная

40. Установите соответствие между моллюском и экологической группой, к которой его относят.

 
     

 

 
МОЛЛЮСК   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
А) голый слизень
Б) устрица
В) беззубка
Г) виноградная улитка
Д) кальмар
Е) большой прудовик
 
1) морские
2) пресноводные
3) наземные

41. Установите соответствие между животными и типом взаимоотношений между ними.

 
     

 

 
ЖИВОТНЫЕ   ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) блоха и кошка
Б) эхинококк и собака
В) гидра и дафния
Г) волк и рысь
Д) лисица и мышь
Е) рак-отшельник и актиния
 
1) симбиоз
2) паразит – хозяин
3) хищник – жертва
4) конкуренция

42. Установите соответствие между организмами и функциональной группой биоценоза, к которой их относят.

 
     

 

 
ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) почвенные бактерии
Б) инфузории
В) колониальные коралловые полипы
Г) паразитические растения
Д) бактерии гниения
Е) плесневые грибы
 
1) консументы
2) редуценты

43. Установите соответствие между примером и экологическим фактором.

 
     

 

 
ПРИМЕР   ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
А) паразитирование чесоточного зудня в коже человека
Б) сбор личинок колорадского жука с побегов картофеля на полях
В) развитие печёночного сосальщика в печени человека
Г) внесение азотных удобрений перед посевом растений
Д) уплотнение корневых систем растений на лесной тропинке
 
1) биотический
2) антропогенный

 

 

44. Установите соответствие между примером отношений организмов в природе и их формой.

 
     

 

 
ПРИМЕР ОТНОШЕНИЙ   ФОРМА ОТНОШЕНИЙ
А) борьба воробьёв и скворцов за место гнездования
Б) токование тетеревов в лесу
В) образование колоний у грачей
Г) поселение блох на теле млекопитающего
Д) питание лисицы грызунами
Е) питание щуки и окуня одинаковой пищей
 
1) взаимопомощь
2) конкуренция
3) паразитизм
4) хищничество

45. Установите соответствие между примером и типом пищевых отношений, который иллюстрируется этим примером.

 
     

 

 
ПРИМЕР   ТИП ОТНОШЕНИЙ
А) львы и гиены
Б) носорог и воловьи птицы
В) акула и рыба-прилипало
Г) муравьи и тля
Д) термиты и целлюлозоразрушающие бактерии
Е) бобовые растения и клубеньковые бактерии
 
1) симбиоз
2) нахлебничество

46. Установите соответствие между простейшим и средой его обитания.

 
     

 

 
ПРОСТЕЙШЕЕ   СРЕДА ОБИТАНИЯ
А) обыкновенная амёба
Б) дизентерийная амёба
В) зелёная эвглена
Г) инфузория-туфелька
Д) лямблия
Е) малярийный плазмодий
 
1) пресный водоём
2) живой организм

47. Установите соответствие между строением листьев растения и условием его обитания.

 
     

 

 
СТРОЕНИЕ ЛИСТЬЕВ   УСЛОВИЕ ОБИТАНИЯ
А) видоизменены в колючки
Б) покрыты толстой кожицей
В) покрыты тонкой эпидермой
Г) имеют много устьиц
Д) сильно опушены
 
1) недостаток влаги
2) избыток влаги

48. Установите соответствие между парой организмов и типом биотических отношений, в которые они вступают.

 
     

 

 
ОРГАНИЗМЫ   ТИП БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
А) гриб-трутовик и берёза
Б) дуб и белый гриб
В) осина и берёза
Г) паутинный клещ и смородина
Д) фасоль и клубеньковые бактерии
 
1) конкуренция
2) симбиоз
3) паразитизм

49. Установите соответствие между примером действия экологического фактора и группой факторов, к которой его относят.

 
     

 

 
ПРИМЕР   ГРУППА ФАКТОРОВ
А) действие света на организмы животных
Б) сбор нектара пчёлами с цветков липы
В) угнетение роста дуба веществами, выделяемыми корнями осины
Г) влияние влажности на рост лишайников
Д) пожар в лесу, возникший при ударе молнии
Е) опыление жуками-бронзовками цветков шиповника
 
1) абиотические
2) биотические

50. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и видом, к которому её относят.

 
     

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
А) замкнутый круговорот веществ
Б) действие естественного и искусственного отбора
В) преобладание культурных растений
Г) большое видовое разнообразие
Д) разветвлённые сети питания
 
1) биогеоценоз
2) агробиоценоз

51. Установите соответствие между процессом и компонентом биосферы, для которого он характерен.

 
     

 

 
ПРОЦЕСС   КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ
А) выветривание горных пород
Б) хемосинтез
В) метаболизм
Г) испарение воды с поверхности океана
Д) образование каменного угля
Е) фотосинтез
 
1) живое вещество
2) неживое вещество

52. Установите соответствие между биологическим процессом и функцией живого вещества, которую он иллюстрирует.

 
     

 

 
ПРОЦЕСС   ФУНКЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА
А) накопление кремния в вегетативных органах хвощей
Б) участие кислорода в процессе дыхания
В) отложение кальция в скелетах животных
Г) образование углекислого газа в энергетическом обмене глюкозы
Д) превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями
 
1) концентрационная
2) окислительно-восстановительная

53. Установите соответствие между видом и экосистемой, в которой он распространён.

 
     

 

 

ВИД   ЭКОСИСТЕМА
А) ландыш майский
Б) обыкновенная куница
В) горох посевной
Г) пузырчатая головня (гриб-паразит)
Д) колорадский жук
Е) лещина обыкновенная
 
1) лиственный лес
2) агроценоз поля

54. Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота.

 
       

 

 
1) поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями
2) разрушение микроорганизмами органических остатков
3) использование животными азотсодержащих органических веществ
4) использование растениями соединений азота
5) высвобождение свободного азота
 
 
 
 
 
 

55. Установите соответствие между природным объектом и веществом биосферы, к которому его относят.

 
     

 

 
ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ   ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ
А) нефть
Б) природный газ
В) торф
Г) каменный уголь
Д) почва
Е) морская корненожка
 
1) биогенное
2) биокосное
3) живое

56. Установите соответствие между организмами и типом межвидовых отношений, в которые они вступают.

 
     

 

 
ОРГАНИЗМЫ   ТИП МЕЖВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
А) белка и клёст
Б) дафния и гидра
В) жук-плавунец и головастик
Г) личинка стрекозы и малёк рыбы
Д) инфузория-туфелька и бактерии
Е) карась и карп
 
1) хищничество
2) конкуренция

 

     
     
 
 
 
 

57. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

         

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКА   ФАКТОРЫ СРЕДЫ
А) постоянство газового состава атмосферы
Б) изменение толщины озонового экрана
В) изменение влажности воздуха
Г) изменение численности консументов
Д) изменение численности продуцентов
Е) увеличение численности паразитов
 
1) биотические
2) абиотические

 

58. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В процессе круговорота азота в биосфере происходит

  1) биогенная фиксация молекулярного азота бактериями
  2) образование озонового слоя
  3) раз


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.